«Грамматические нормы русского языка». 11 класс.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Грамматические нормы русского языка». 11 класс.
Автор: Выборова Виктория Евгеньевна
Сценарий открытого урока по теме: «Грамматические нормы русского языка». 11 класс.Выборова В.Е.,учитель русского и литературывысшей квалификационной категорииМБОУ «СОШ № 17 г.Ангарск.Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, урок-практикум.Цели урока: расширить представление о грамматической норме; сформировать умение работать по алгоритму при выполнении задания 7; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.Задачи:повторить изученный ранее материал;научиться работать по алгоритму;научиться видеть грамматические ошибки;выявить пробелы в знаниях.Педагогические технологии – развитие критического мышления, нформационно- коммуникационная технология, здоровьесберегающая.Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, урок-практикум.Форма проведения урока: деловая игра.Оборудование:экран, компьютер;презентация урока;индивидуальные карты проведённых исследований по теме: «Грамматические нормы русского языка».Ход урокаОрганизационный моментЦель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на творческую работу.Слово Учителя: Здравствуйте, дорогие друзья. Тема нашего урока «Грамматические нормы современного русского литературного языка». Знание грамматических норм русского языка необходимо для того, чтобы правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. Вам же, выпускникам и будущим абитуриентам, необходимо научиться грамматике русского языка ещё и для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Одним из самых «дорогих» и трудных заданий предстоящего экзамена по русскому языку является задание №7. Сегодня на уроке мы с вами постараемся найти такие формы подготовки решения этого задания, чтобы исключить возможность ошибки и сократить время на его выполнение во время экзамена.Сообщение темы и целей урока, постановка задач. Итак, цели нашего урока: на основе изученного материала расширить представление о грамматической норме; сформировать умение работать по алгоритму при выполнении задания 7; стимулировать развитие способности к самостоятельной работе с информацией.Постановка проблемного вопроса. Вызов.Основные методические приемы развития критического мышления на данном этапе урока: «Мозговой штурм», «Лови ошибку», ролевой проект.Так как наш урок посвящён исследованию грамматических норм русского языка, я предлагаю вам принять участие в работе экспертной комиссии редакции одного из литературных изданий, которая на заявленном заседании рассматривает виды 5 наиболее часто встречающихся в творческих работах грамматических нарушений. Знакомьтесь: главный редактор издательского дома Колосов Арсений. Главный редактор: Здравствуйте, уважаемые коллеги, приступим к работе. Сегодня на заседании авторитетных экспертов представлены фрагменты работ молодых литераторов различных жанров. Наша задача: помочь начинающим авторам с уважением относиться к собственному труду, иначе говоря, грамотно оформлять свои мысли. Начинающие авторы не согласны с правками наших корректоров, поэтому мы просим авторитетно подключиться к работе всех присутствующих.На кафедру приглашается наш коллега. Знакомьтесь: амбициозный писатель, яркий представитель молодого поколения либералов, Гусев Иван.Господин Гусев, будьте любезны, зачитайте, пожалуйста, отрывок из вашей статьи. Наша же задача – найти нарушение грамматических норм в речи молодого литератора.Слайд 1.(1)Журналисты-политики присутствуют на скучных заседаниях. (2) Но не для того, чтобы послушать политический бред, что несут избранники и чиновники, а для того, чтобы потусоваться в кулуарах. (3) Эти кулуары — очень полезная вещь. (4) Переходя от одной компании к другой, повсеместно рождаются новые предложения по усовершенствованию благосостояния отдельно взятых лиц. Уважаемые эксперты, ваше авторитетное мнение…Иван Владимирович, вы готовы внести правку в свою работу? Спасибо.Теперь мы познакомимся с фрагментом статьи журналиста, светского обозревателя Шумайловой Анастасии.Пожалуйста, Александра Дмитриевна.Слайд 2. Гламур ворвался в нашу жизнь так стремительно, что никто не успел толком понять, что он означает. (2)Это слово звучит повсеместно: и в вагонах трамваев, и в пафосных ресторанах. (3)Одни подразумевают под ним изысканный вкус и шик, другие – образ жизни «а-ля Рублевка» и инъекции ботокса. (4)Я остановилась около стены, увешанными фотографиями местных красавиц, и подумала о том, что эта тема является одной из самых обсуждаемых на всевозможных форумах.Коллеги, вам слово…Согласны ли вы с мнением экспертов? Проведите коррекцию. Большое спасибо.Мы все любим детективы. Знакомьтесь: начинающий писатель детективного жанра, Сергиенко Максим.Максим Вячеславович, с удовольствие послушаем отрывок из вашего литературного произведения.Слайд №3.(1)Телевизор в комнате был включён, но звука почти не было. (2)Сан Саныч посмотрел и позвал Владислава, Таню и Алену. (3) На экране они увидели страшную картину.(4) Потеряв рассудок, мужчина на большой скорости врезался в железобетонную плиту. (5)Передняя часть машины, разбитая полностью, дымилась и пылала огнём. (6)Водитель скончался, не приходя в сознание. Мнение экспертов…Ваше слово, господин писатель. Спасибо.Наше литературное издательство старается идти в ногу со временем. Приглашаем на кафедру яркого представителя литературы для домохозяек, блогера Шевихову Анастасию.Анастасия Алексеевна, мы все во внимании.Слайд №4. (1)Кулинария – прекрасное и самое совершенное искусство. (2)Оно включает все наши пять чувств, добавляя к ним шестое – потребность отдать все лучшее, что есть в нас. (3)Практически на каждом праздничном столе можно найти блюда из курицы, однако обычно они достаточно банальные и скучные. (4)Но те, кто желает приятно удивить своих любимых, всегда может обратиться ко мне за помощью. (5)Поделюсь с вами рецептом блюда, которое не оставит равнодушным ни одного гостя: куриная запеканка «Удиви соседку»! Коллеги, теперь наше время удивлять. Ваше мнение…Уважаемый блогер, внесите поправки в вашу работу.Представляю вам будущего нашего коллегу, студента факультета журналистики, работающего в жанре путевых заметок, Тимофеева Дениса.Денис Евгеньевич, мы с большим вниманием отнеслись к вашей работе. Продемонстрируйте, пожалуйста, фрагмент своей статьи.Слайд №5. Несколько лет назад я ездил на трехдневную экскурсию в Пушкинские горы, или, как их еще называют, Пушкиногорье. (2)Тогда, по горячим следам, написал серию постов про достопримечательности этого удивительного места, красота которого описана в романе «Евгении Онегине». (3)Не торопясь, я погулял по живописным паркам, помечтал на том самом месте, где произошло объяснение Татьяны с Онегиным и понял, какую роль сыграли эти места в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.Коллеги…Исправьте, пожалуйста, грамматические нарушения в своей работе. Большое спасибо.Я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые эксперты нам очень помогли.Осмысление Основные методические приемы развития критического мышления «Кластер», таблицы, ролевой проект.Слово Учителя: -Итак, ребята, мы успешно поработали с редакционной коллегией. На данном этапе урока мы систематизируем грамматические нарушения, которые обнаружили в творческих работах начинающих авторов. Какие виды грамматических ошибок мы выделяем? Какой же информацией нужно обладать, чтобы не допускать эти ошибки? По какому алгоритму целесообразно работать, чтобы качественно владеть грамматическими нормами русского языка?Чтобы ответить на эти вопросы, попросим экспертов провести нам мастер-класс по заявленной теме.Слово предоставляется главному эксперту по употреблению деепричастного оборота в речи, Земцовой Ирине.- Действительно, одной из часто встречающихся у начинающих авторов ошибок является неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.Помните! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идёт речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идёт в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Алгоритм выполнения задания Найдите грамматические основы каждого предложения.Определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием.Если найденное вами подлежащее может выполнить действие, названное сказуемым и деепричастием, то вы нашли правильный ответ.Помните, бывают и односоставные предложения. Обратите внимание на грамматически правильные продолжения предложения: Разговаривая по телефону, 1. я всегда называю собеседника по имени. (Подлежащее выполняет и основное, и добавочное действие.) 2. всегда называйте собеседника по имени. (Глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения в определённо - личном предложении.) 3. надо всегда называть собеседника по имени. (Составное глагольное сказуемое (слово состояния + инфинитив) в значении повелительного наклонения.) 4. всегда называю собеседника по имени. (Глагол - сказуемое в определённо-личном предложении. Подлежащее легко восстанавливается и выполняет оба действия.)Упражнение 1Предлагаю выполнить упражнение на закрепление данного грамматического правила.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Рассуждайте по алгоритму: подчеркните грамматические основы, определите, может ли подлежащее выполнить добавочное действие, обозначенное деепричастием, обведите кружком правильный ответ).Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Используя метафоры и сравнения,текст становится эмоциональнее, ярче.достигается эмоциональность и образность описания.нам интереснее читать текст.автор делает текст живым и ярким.Слово предоставляется эксперту по нарушению построения предложений с причастным оборотом Сусловой Екатерине.- Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.Помните! Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом. Алгоритм выполнения задания:1. Найти предложение с причастным оборотом.2. Найти определяемое слово, которое должно находиться либо перед причастным оборотом, либо после него. Недопустимо помещать определяемое слово внутрь причастного оборота.Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.3.Выяснить в форме какого рода, числа и падежа употреблено определяемое слово, задать от него к причастию правильный грамматический вопрос. Формы слова и причастия должны совпадать.В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.4.Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.Упражнение 2.Предлагаю выполнить упражнение на закрепление данного грамматического правила.Укажите предложение, в котором есть нарушение употребления причастного оборота.1.Он слушал доносящуюся из радиоприемника музыку.2.Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.3.Сейчас скоростной спуск на лыжах со склонов, покрытым травой, стал самостоятельным видом спорта.4.В «Сорочинской ярмарке», написанной Н.В Гоголем, воссоздан колорит Малороссии.Слово предоставляется эксперту по ошибкам в построении предложений с однородными членами Хильчук Виктории. - Помните! Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила их употребления. Алгоритм выполнения задания.1.Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.2.Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».3.Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Упражнение 3 Укажите предложение с грамматической ошибкой.Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем.Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым.Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.Слово предоставляется эксперту по нарушениям связи между подлежащим и сказуемым, Новиковой Алине.Помните! Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом:не совпадает число подлежащего и сказуемого;не совпадает род подлежащего и сказуемого. Алгоритм выполнения задания. 1.Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, учитывать число и род главных членов. Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не с второстепенными членами предложения.2.Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.3.Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.4.Согласование сказуемого со словами: РЯД ,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ. Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов.Упражнение 4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.Согласно указу Петра Первого все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки. Те, кто не сдал рефераты вовремя, не будут допущены к экзамену. Несколько школ было не готово к началу учебного года.Слово предоставляется эксперту по нарушению в построении предложений с несогласованным приложением, Винокурову Владиславу. Алгоритм выполнения задания. Помните: название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.Находим предложение, в котором есть несогласованное приложение, заключённое в кавычки.Проверяем грамматическую форму родового слова и приложения.Запомните: название, заключённое в кавычки и находящееся ПОСЛЕ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА. В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.Примечание: название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова, изменяется по падежам.Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.Упражнение 5.Укажите предложение с грамматической ошибкой.1)Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургенев изобразил старое семейное кладбище.2)В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина присутствуют черты романтической поэмы.3)Этот случай описан Н.В.Гоголем в комедии «Ревизоре».4)Сергей часто рассказывал о своём любимом романе – о «Степном волке» Германа Гессе.Размышление. (Рефлексия). Методический приём развития критического мышления - установление соответствия. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Оцените вашу работу в течение всего урока. Поставьте оценку. Оцените вашу работу в течение всего урока. Поставьте оценку.Сдайте карты проведённых исследований, отметив в них свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.Домашнее задание.Типовые варианты ЕГЭ. Задание 7. (3 варианта).Учитель:Спасибо за урок. Всего доброго. Успехов вам, ребята.