Мастер-класс для педагогов «Словесные игры, направленные на развитие связной речи и словесного творчества»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для педагогов «Словесные игры, направленные на развитие связной речи и словесного творчества»
Автор: Старыгина Людмила Васильевна
МДАОУ Детский сад №8 Сказка
Мастер-класс для педагогов Словесные игры, направленные на развитие связной речи и словесного творчества
Разработала: Старыгина Л.В.
воспитатель 1категории
Тема: Словесные игры, направленные на развитие связной речи и словесного творчества детей
Цель: познакомится с приёмами направленными на речевое развитие детей, фантазии и словесного творчества детей.
Задачи:
• Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи
• Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
Посмотрите, какой цветок распустился в моем горшочке. Как называется этот цветок?
Вспомните волшебные слова:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.
1-й лепесток . Игра Веселые рифмы
Цель:Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д.
Итог: вы хорошо справились с заданием и у вас получились интересные и веселые рифмы.
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.
2-й лепесток пальчиковая игра Игра Как мне повезло
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Итог:
А теперь вы мне помогите оторвать 3лепесток и вновь произнести волшебные слова
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг.
3-й лепесток Полслова за вами
Цель: Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.
Я говорю полслова и передаю мяч следующему участнику а он говорит его 2 половину и половину другого слова, передав мяч следующему.
Итог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, придумывали интересные слова.
Хотите узнать какую игру приготовил следующий лепесток? говорим слова А то лепесток не оторвется.
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг.
4-й лепесток игра Что будет если
Цель: Игра предназначена для развития воображения и связной речи детей.
Я задаю вопросы вы по очереди отвечаете на них.
Примеры вопросов: Что будет/случиться, если…?1. 10 лет будет идти дождь 2. с неба будут падать вместо снега сахаринки
3. на грядках начнут расти сосиски4.люди начнут ходить задом наперед
Итог: Молодцы вы отвечали с творческим подходом, грамотно высказывая свои мысли.
А какой лепесток следующий лепесток вы хотите оторвать
Лети , лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг
5-й лепесток игра Сочинители
Цель: учить распространять предложения, расширять словарный запас, развивать воображение.
Играющий говорит слово, следующий говорит свое слово, подходящее по смыслу к 1 и т.д.(например: машина, поехала ,по дороге ,остановилась,..)
Итог: Вы прекрасно справились с заданием, у нас получился очень интересный рассказ
У нас осталось два лепестка. Какой мы оторвем?
Лети , лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг
6-й лепесток хороводная игра Купим тебе бабушка
Цель: Вот и пришла пора немного отдохнуть. Вставайте и повторяйте все слова и движения за мной.
Итог: Молодцы коллеги вы очень были активными, у вас хорошо развиты; координация движения ,речевое дыхания.
Работая с детьми дошкольного возраста, я поняла, что из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности детей является умение ясно, понятно, красиво излагать свои мысли. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики- искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. В современных технологиях меня заинтересовали словесные игры направленные на развитие связной речи и словесного творчества, которые не только результативны, но и увлекательны.
Словесные игры занимают значительное место в планировании воспитательно - образовательной работы в нашей группе. Я разделила игры, так чтобы у детей была возможность играть в разное время дня: утром планирую дидактические словесные игры (Кому что нужно для работы,
Слова наоборот, Дни недели и др.) и пальчиковые игры ( Улитка, Оркестр, Снег ,Снег, Ладошки и много других)
Т.к. словесные игры являются эффективным средством обучения включаю их и в непосредственную образовательную деятельность (Скажи ласково, Когда это бывает, Загадалки и другие игры). Между занятиями мы играем в хороводные и мало подвижные игры ( У оленя дом большой, Купим тебе бабушка, Тишина у пруда).На прогулке планирую все виды игр- подвижные Два Мороза, Мышеловка, Гори, гори ясно;дидактические- Какое время года, Загадай, мы отгадаем, Что за птица?, Какая, какое, какой, Вспомни разные слова; творческие словесные игры Колечко, Что было бы, Это правда или нет?. В часы отведенные для совместной деятельности предлагаю детям игры на развитие фантазии и словесного творчества Кто больше заметит небылиц, Живые слова, Счинители и даю возможность детям играть в игры по своему желанию, как всем коллективом, так и небольшими группами Испорченный телефон, Съедобное- не съедобное, Летает- не летает, Так бывает или нет.
Именно такое сочетание видов словесных игр и временное распределение способствует созданию у детей бодрого и радостного настроения ,активизирует умственную деятельность, является своеобразной гимнастикой мыслительной деятельности.
1.Прежде чем выбрать игру ,знакомлюсь с целью, ее ходом и определяю свою роль в игре. Игру выбираю с учетом знаний, умений и возможностям детей своей группы, она не должна быть не слишком трудной и не слишком легкой. Только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.
2.Для начала игры создаю непосредственную ситуацию, используя сюрпризный момент (игрушки, письма, картинки, игровые эффекты например цветок)
3Вследствие этого у детей возникает желание играть, и устанавливается непосредственный игровой контакт с детьми, важно участие каждого.
При помощи считалочки распределяем роли (считалочка вводит детей в игру, это воспитывает выдержку, слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость).Игры строю так, чтобы заняты были все дети: отвечать готовятся все, а выбор падает на одного- в этом случае использую мяч, палочку, флажок…
4.Постепенно в каждую игру ввожу варианты с усложнением задач, учитывая возможности и знания детей.
5.При проведении словесных игр особое внимание уделять правилам игры, которые направляют игру, организуют поведение детей в игре (вначале знакомлю с правилами, играем вместе и слежу за их выполнениями, когда дети поймут правила, предлагаю самим следить за правильном ходом игры).
Последовательная работа по использованию словесных игр, направленных на развитие связной речи и словесного творчества дала следующие результаты:
Дети с удовольствием принимают участие в играх, быстро находят нужный ответ, точно и четко формулируют свои мысли, применяют знания в соответствии с заданием.
Коллеги мы отвлеклись, нам пора оторвать последний лепесток
Лети , лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг
7-й лепесток Игра Что мы слышим вокруг
Закроите глаза, и внимательно слушайте.(звучит музыка)под музыку говорю слова:
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.
Спасибо за участие и помощь в проведении игр.
Если опыт моей работы вас заинтересовал, то я предлагаю ознакомиться с картотекой различных видов словесных игр.
Я приготовила вам буклеты, которые, надеюсь, помогут вам в работе с детьми.
.