«Письмо и развитие речи» 4 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Письмо и развитие речи» 4 класс
Автор: Сидорова Ирина Борисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104»Адаптированная рабочая программаучебного курса «Письмо и развитие речи»4 класс «А» Составитель: Сидорова Ирина Борисовна2017 - 2018 уч. год
  • Пояснительная записка
  • Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике необходимо прежде всего для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.Цель курса: создание условий для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике, подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:1. Обучить правильному построению и употреблению в речи простых предложений.2. Обучить учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;3. Сформировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;4. Совершенствовать произносительную сторону речи;5. Сформировать первоначальные языковые обобщения и познавательный интерес к языку;6. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас.Программа по предмету «Письмо и развитие речи» включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письмаи письма по правилу.В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. На уроках особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этимведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.Графические навыки у обучающегося совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у обучающегося часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
  • Общая характеристика учебного предмета
  • АОПП определяет два уровня овладения учебным предметом: минимальный и достаточный. Минимальный уровнем является базовым и обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Минимальный уровень:различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;деление слов на слоги для переноса;списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;выделение из текста предложений на заданную тему;участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.Достаточный уровень:различение звуков и букв;характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);деление текста на предложения;выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
  • Описание места учебного предмета
  • Предмет «Письмо и развитие речи» относится в предметной области «Язык и речевая практика» и входит в основную часть учебного плана. Программа рассчитана на 34 учебные недели, по базисному плану 5 часов в неделю, 170 часов в год, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, изложений и сочинений.
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета
  • В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.К личностным результатам освоения курса относятся:- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;- осознание роли языка и речи в жизни людей;- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;- понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людейПредметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.Предметным результатом изучения курса «Письмо и развитие речи» является сформированность следующих умений: - отношение к правильной устной и письменной речи;- умение составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;-умение анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);-умение списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;-умение писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).-умение располагатьслова в алфавитном порядке в словаре.Предметные планируемые результатыобучения по разделам курса:«Звуки и буквы»- алфавит,- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),- употреблять ь на конце и в середине слова,- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).«Слово»- предлоги до, без, под, над, около, перед,- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,- правильно писать имена собственные,- писать предлоги раздельно с другими словами,- употреблять разделительный ъ,- подбирать родственные слова, находить корень,- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.«Предложение»- члены предложения: подлежащее, сказуемое.- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).- ставить знаки препинания в конце предложения,- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).«Связная речь»- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
  • Содержание учебного предмета
  • Основные содержательные разделы курса:Повторение пройденного в начале годаЗвуки и буквыСловоПредложениеСвязная речьПовторение пройденного в конце годаПовторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водáвóды) или подбора по образцу родственных слов (водáвóдный).Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
  • Тематическое планирование
  • Календарно-тематическое планированиеСписок слов, правописание которых учащиеся должны усвоитьАвтобус, автомобиль, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, газета, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телефон, телевизор, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыпленок, человек, шофер, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак»РыбакМедведь любит ловить рыбу. Он может долго сидеть в реке и ждать. Вот плывет крупный лосось. Медведь схватит рыбу лапой и выбросит на берег. (24 слова)Грамматическое задание.1. Подчеркните мягкий знак в словах.2. Посчитайте сколько букв и звуков в словах: медведь, лосось, берег, рыбу.Контрольный диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»После уроков ребята спешат на обед. Сегодня дежурит наш класс. На столах стоят тарелки с супом, чашки с чаем, стаканы с молоком, лежат ложки и вилки. Дежурные несут хлеб и пирожки. (31 слово)Грамматическое задание:1. Выпишите три слова с парными согласными на конце слова, подберите проверочные слова, подчеркните парные согласные.2. Укажите количество букв и звуков в словах: лебедь, вилки, день.Контрольный диктант за I четвертьЛесная речкаЗимой лесная речка замерзает. Заносит её снегом. На снегу волчьи следы. Весной на лесной речке утки строят гнёзда. По берегам цветёт черёмуха. Летом сюда приходят лоси с лосятами. И цветут на воде кувшинки.Контрольная работа по теме: «Написание безударной гласной»В лесуСтояли холодные дни. Юра и Петя ходили в лес на лыжах. На снегу было много следов разных зверей. На полянке следы зайца. У дороги следы лисы. Весь день друзья были в лесу. (31 слово)Грамматическое задание:1. Выпишите слово с непроверяемой безударной гласной. Подчеркните ее, поставьте в слове ударение.2. Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.Контрольный диктант за II четвертьЗимаКрасит зима небо в серый цвет. Землю укрывает снегами. Белые стали леса и поля. Река уснула, как в сказке. Зайчик надел белую шубку. А лиса рыжим хвостом вертит. Словно искры на снегу сыплет.Контрольный диктант по теме: «Правописание имён собственных»Озеро БайкалОзеро Байкал самое большое в мире. Оно огромное, как море. Вода в озере пресная. В Байкал впадает много рек. Вытекает только одна. Это река Ангара. На берегу реки стоит красивый город ИркутскКонтрольный диктант по теме: «Слово. Слова, обозначающие название предметов, действий предметов»КатокБыл на улице мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садовую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замерзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своем катке. (36 слов)Грамматическое задание:1. Найдите в тексте три слова, обозначающие предмет, поставьте к ним вопросы.2. Найдите два слова, обозначающие действие предмета, поставьте к этим словам вопрос.Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие признак предметов. Большая буква в именах собственных. Предлоги»Наша речкаВесной и летом, осенью и зимой я часто бегал на речку Быстрянку. Там я наблюдал за жизнью птиц. У реки стучали дятлы. В реке жили пузатые налимы. Темными ночами я с дедом Иваном искал раков. Я люблю свою речку. (40 слов).Слова для справок: Быстрянку, наблюдал, налимы, темными, часто.Грамматическое задание:1. Разделить для переноса слова: летом, реки, наблюдал, дятлы.2. В первом предложении подчеркнуть гласные и согласные буквы, выделить слоги, поставить ударения.3.Найтиде и подчеркните предлоги в предложениях.Контрольный диктант за III четвертьТема: «Родственные слова»ВишенкаВот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз. (40 слов).Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует, малюткой.Грамматическое задание:1. Во втором предложении подчеркните слова, обозначающие предмет и действие предмета. 2. Разделить слова для переноса: зреют, выросла, вишенка, веточки, старой.3. Подобрать родственные слова к слову: САДКонтрольный диктант по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»В деревнеЛетом я жил в деревне. За деревней была река Истра. В саду у тети Анны стояли ульи. Я часто наблюдал за пчелами. Они трудились весь день. У тети всегда был душистый мед. Мы любили пить в саду чай с медом. (40 слов).Грамматическое задание.1. Выписать из текста слова с разделительным мягким знаком.2.Во втором предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения..3. В первом предложении разделить слова на слоги и поставить ударения.4. Записать проверочные слова к словам:Река - …Сад - …Контрольный диктант по теме: «Повторение»В боруСело Высокое стоит на берегу реки. За селом раскинулись поля. А за полями сосновый бор. Жители села часто ходят туда за грибами. Осенью дед Степан приносит много опят и рыжиков. Он ходит по лесу тихо и слушает веселую песню сосен. (40 слов).Грамматическое задание.1. Выписать из текста слова с разделительным мягким знаком.2. В четвертом предложении найдите и подчеркните главные члены предложения.3. В первом предложении подчеркнуть гласные и согласные буквы,разделить слова на слоги и поставить ударения.4. Записать проверочные слова к словам:Поля - …Сосновый - ...Контрольный диктант за годДрузья птиц.В деревне Дубки было много садов. Весной деревья цвели. Школьники охраняли птичьи гнёзда, делали кормушки. Всю весну раздавались звонкие голоса птиц. Осенью между листьями висели яблоки, груши, сливы.
  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Печатные пособияТаблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса: Алфавит, Правописание гласных после шипящих, Правописание безударных гласных, Правописание слов с ь, Разделительный ъ, Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол, Главные и второстепенные члены предложения.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку: И. Левитан «Золотая осень», М.Крюков «Зимняя сказка», А. Гуляев «Новый год», И. Левитан «Март», А. Пластов «Летом».Технические средства обученияОборудование рабочего места учителя:Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер.Экранно-звуковые пособияМультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.Учебно-практическое оборудованиеПростейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.Материалы: бумага (писчая).МоделиМодели звукового состава слова. Лента букв.