Развитие творческих способностей детей в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей детей в начальной школе
Автор: Гусейнова Фарида Каировна

Статья учителя начальных классов Гусейновой Фариды КаировныРазвитие творческих способностей детей в начальной школе«Если ученик в школене научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…»Л.Н. Толстой. Начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть творческий потенциал учащихся. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер. Она заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идёт интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приёмов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, проектная деятельность, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.Проектная деятельность – замечательный инструментарий для любого педагога, который стремится развивать творческие способности детей.      Ученики самостоятельно ставят и реализуют творческие задачи, относящиеся к разным областям человеческих знаний, а учитель, в данном случае, выступает консультантом и помощником, внимательным наблюдателем, всегда готовый прийти на помощь что-то подсказать.Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем как ситуацию, возникшую в процессе любой деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приёмов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.Какие же методы и приёмы можно использовать для развития творческой личности? Ниже перечислены некоторые их них. 1. Развитие воображения Воображение чрезвычайно важно для формирования интеллекта, творчества, всего психического развития.  На протяжении младшего школьного возраста  воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.    Творческое воображение - это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. 2. Метод образного сравнения (аналогии)Образное сравнение - это сопоставление двух предметов, имеющих какой-либо общий для них обоих признак, в целях более яркой и наглядной характеристики одного из них. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества.3. Проблемные методы обученияПроблемные методы обучения стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приёмам решения задач различного типа. Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся. Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие учебной и научно-поисковой активности учащихся. 4. Метод «мозгового штурма»Это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.5. Создание ситуации успехаДля того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е. создать ситуацию успеха. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.Подводя итоги, можно сделать вывод, что для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся. Формирование познавательного интереса, развитие творческих способностей всех детей – приоритетная цель работы любого учителя.Современный методический инструментарий сегодня, которым вооружен думающий, творческий учитель, позволяет решать многие сложные педагогические и творческие задачи.    Использованные источники: Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994; Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997; Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12.