Ознакомление с окружающим миром "Край мой родной Колыма"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ознакомление с окружающим миром "Край мой родной Колыма"
Автор: Бандерова Екатерина Дмитриевна

УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯВЕРХНЕКОЛЯМСКОГО УЛУСА (РАЙОНА)МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Край родной - Колыма»Составитель : Бандерова Екатерина ДмитриевнаМДОУ «Солнышко»с. ВерхнеколымскКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема: «Край родной – Колыма»Программное содержание.Уточнить знания и представления детей о своем родном крае Колыме. Рассказать чем славится наш улус. Уточнить и обобщить знания детей о том, какие населенные пункты расположены, быт и род занятий коренных народов Севера, где и какие детсады находятся на территории нашего улуса. Воспитывать любовь и гордость за родной край, уважения к другим нациям, о дружбе и взаимопомощи между народами.Словарная работа. Кочь. Герб. Первопроходцы. Поэтесса. Самоходка, административное здание. Угольщики.Предварительная работа: просмотр иллюстраций, альбомов о Зырянке. Материал к занятию: иллюстрации, фотографии.Организация занятия: на центральной стене карта, флаг, герб улуса Верхнеколымский. Внизу расставлены цветы. На передвижной доске самодельная карта маршрутов автобуса по маршруту: Верхнеколымск – Зырянка – Угольное – Утая. Маршрут самолета Ан – 2 «- УтаяНелемное – Усун-Кюель».Игра перед занятием: « Чоночогу охторума»Ход занятия
  • Введение в тему занятия.
  • - Дети, сегодня у нас необычное путешествие. Я вас приглашаю, на экскурсию- поездку по нашему улусу, познакомиться с бытом и занятиями жителей других сел. Приглашаю поехать на автобусе по маршруту : Верхнеколымск – Зырянка – Угольное – Утая – Усун-Кюель.- Артем у нас будет водителем, Саина будет кондуктором, занимайте свои места поудобнее, мальчики пропускают девочек вперед. Все ли удобно уселись?- Артем – водитель, все готовы к отъезду.2. Рассказ об истории села Верхнеколымск.- Я буду вашим экскурсоводом. Мы отъезжаем от нашего села Верхнеколымск. Посмотрите, пожалуйста, на карту, вот это малнькая точка – наше старинное село Верхнеколымск. Вы посещаете детский сад… какой...? (Солнышко).- Наше село Верхнеколымск стоит на Ясачной, а Ясачная соединяется с Колымой. Колыма это название реки и нашего родного края. Так мы говорим, потому что мы здесь родились, живем и работаем. Колыма это наша родина. А родину нужно любить, охранять и беречь ее природу, богатства.- Посмотрите, пожалуйста а что это такое? (обращаю внимание детей на герб улуса). - Кто мне напомнит, что это такое?- Да герб улуса. Здесь мы видим, то чем мы гордимся. Это наша история.На 2 кочах приплыли первопроходцы – казаки, их было 23 человека. Это было очень давно. Тогда на берегу стояло всего- то 5 приземистых домиков. Казаки построили здесь острог и они назвали Крепостью. Про наш поселок есть песня. Вслушайтесь в эти слова и представьте давнюю картину: Стояло пять приземистых избушек,Три юрты и града из жердей..Верхнеколымск – поселок на ЯсачнойВерхнеколымск – таежные края.- Наши леса богаты пушниной. На гербе мы видим какого пушног зверя…? Правильно, соболь – талисман нашего улуса. А реки и многочисленные озера наши богаты рыбой. Вот поэтому мы видим рыбу на гербе нашего улуса.А самое главное богатство нашего улуса это каменный уголь, который добывают в Угольном.3. Рассказ о Зырянке.п. Зырянка – это центр нашего улуса. Здесь много административных зданий. Вот большое здание пароходства. На противоположном берегу много самоходок. Послушайте, пожалуйста, какие слова посвятила местная поэтесса Майя Ефремова в своем стихотворении «Зима»Стынут самоходки у причала,В ледяных оковах Колыма...Вытянули шеи над рекой...Самоходки стынут, ждут весны.- А весной когда ледоход заканчивается на противоположный берег можно добраться на пароме. Перед нами – площадь Ленина, здесь проходят самые многолюдные праздники. В Зырянке находится большой красивый детский сад «Ромашка».4. Рассказ о поселке Угольном, Утая.- Дальше мы едем в Угольное. Здесь живут угольщики. Они добывают уголь, который вывозят на больших машинах. Каменный уголь привозят и к нам в котельную, поэтому у нас в садах тепло. Дети угольщиков посещают детский сад «Малыш». Отсюда хорошо видны горы Арга-Тааса.«...Снега столетий на вершинахАрга-Таас, седой и древний,Природы дивное творенье…»Вот такие красивые слова посвятила наша поэтесса Майя Ефремова.«Арга-Таас» в переволе на русский язык означает Восточный камень.- Мы приезжаем в село «Утая», где живут эвены. Дети посещают детский сад «Утаяна». Взрослые занимаются оленеводством. Это кочевой народ. И в жару, и в холод они пасут оленей. Защищают их от волков. Олени очень быстрые. Людей их пасущих называют пастухами. А вы видели, как пастухи ловят оленей арканом.5. Игра – соревнование для ловких смельчаков «Ловля оленей арканом».6. Рассказ о селе Нелемном.- Ребята, а из «Утаи» мы можем полететь на вертолете в Нелемное.Есть село таежное, Нелемным зовется,Где река Ясачная блещет серебромЗвонкий бисер нижется, тихо песня льется,Души наполняются светом и добром.- И мы в гостях у добрых и гостеприимных хозяек «Розовой чайки», так называется детский сад. У каждого народа свой язык и основное занятие. Например: у якутов – скотоводство, охота. У эвенов – оленеводство, у юкагиров – охота и рыболовство. Эвенский и юкагирский языки в настоящее время считаются уникальными языками, потому что их очень мало по численности, мало учебников, книжек.- В нашем улусе юкагиры живут в с. Нелемное. У нас Алина жила в Нелемном, посещала детский сад «Розовая чайка». Юкагирский народ гордится именами своих сыновей. писатель Теки-Одулок известен своими рассказами о маленьком мальчике.Поэт Геннадий Дьячков много писал о родной природе и ее обитателях. Сейчас Вася Слепцов прочитает нам стихи Г. Дьячкова.Это что здесь за следы От кусточка до кусточка?Бороздочки, точки, точкаАккуратны и просты.Вот и тех следов хозяин В серой шубке вышла мышьА в зубах несет камышУтеплять детишкам спальню.Основное занятие юкагиров это рыболовство, давайте поиграем игру: «Караси и Щука».7. Игра «Караси и Щука»8. Рассказ о селе Усун-Кюель. - Мы берем курс на Усун-Кюель. в котором проживают якуты. Дети с радостью посещают детский сад «Сулусчаан», что означает в переводе «Звездочка». Основное занятие родителей – скотоводство и коневодство. В старину якут без лошадей не считался человеком, потому что не было совершенно ни машин, ни буранов.9. Инсценировка якутской народной сказки: «Лошадь и олень».Книга «Якутские сказки».- Вот мы побывали во всех населенных пунктах нашего улуса. Познакомились с бытом, творчеством наших северных народов, а в заключении я вас приглашаю на Осуохай. 10. Рефлексия- Ребята, скажите пожалуйста, вам понравилась поездка по нашему улусу?- В каком детском саду вы хотели бы вернуться в гости?- Каких местных авторов вы знаете?- Мне тоже понравилась наша поездка, как мы играли, как вы отвечали.- Спасибо, вам всем.СОСТАВ ПРОФСОЮЗА:Председатель Профсоюза:Бандерова Е.ДЧлены профсоюза:Попова А.АПопова Н.ПАтласова Н.ПАнтипина О.ДВинокурова А.НСлепцова О.ВЗалозная М.ЮНоговицын Ю.П