Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению «Повторение знаний о существительном».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению «Повторение знаний о существительном».
Автор: Батаева Эльмира Вагерсултановна

Методическая разработка урока русского языка в 4 классеТема урока «Повторение знаний о существительном»Урок разработала: учитель начальных классов I категорииБатаева Эльмира ВагерсултановнаМКОУ «Гимназия № 2 им.А.М.Сайтиева» Актуальность. Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В его основе метод постановки проблемы и метод поиска решения проблемы. Важным переходным моментом, «мостиком» от постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться? Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания? В конце урока обязательно возвращаемся к поставленной цели. На данном уроке использовались следующие побуждающие вопросы для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся: Какую цель ставили? Какой результат планировали? Насколько мы его достигли? Чему научились? С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели? На данном уроке учитель выполняет роль координатора, консультанта, учащиеся в большей степени самостоятельно добывают знания, поэтому преобладают формы самостоятельной работы (парной, индивидуальной). В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность (ставят цели, определяют проблему, составляют алгоритм ее решения, решают проблему, закрепляют полученные знания, проводят рефлексию, оценивают свои умения)Цель: повторение и обобщение изученного об имени существительном.Задачи: -Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;-Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях;-Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи; -Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.Оборудование: мультимедийный проектор,презентация,словари русского языка.Ход урока.Оргмомент. Начинается урок Он пойдет ребятам в прок Постарайтесь все понять,Много нового узнать.В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других случаях требующих «сбережения» от злых сил и духов? Поговорка, «В добрый час будет сказано!» основана на поверье, что в «добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Я надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем. Сейчас, я хочу задать вам очень простой вопрос: чему вы учитесь в школе?- читать, грамотно писать, считать и решать задачи.Все правильно. А вот великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром пословица гласит: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой» Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Хотите быть исследователями? Тема нашего исследования – СЛОВО. Но слово – очень важное. Давайте узнаем что это за слово. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово. Дети составляют слово «ДОБРОТА». Это слово люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка!Исследование по различным разделам.На доску прикрепляется карточка Что изучает лексика?Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.Самой маленькой единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму, то есть звуковую оболочку. Однако не всякие звуки бывают словом.Вот послушайте отрывок из стихотворения Ирины Такмаковой:А я придумал слово, простое слово «плим»… Вот прыгает и скачет плим, плим, плим И ничего не значит плим, плим, плим.- «Плим» - это слово?- Нет, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.- Что же обозначает слово ДОБРОТА?- ДОБРОТА – качество человека, который делает добро другим, обладает мягким характером. Про такого человека говорят – добрый человек, добрая душа.На доску прикрепляется карточка- Что изучает словообразование?- Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.Из чего могут состоять слова?(корень, суффикс, окончание, приставка)- Может ли слово не иметь суффикса? (да)- Может ли слово не иметь окончания? (да)- А приставки? (да)- А без чего слово не может существовать?(Слово не может существовать без корня)Разберите слово ДОБРОТА по составу.- Какие слова называются родственными или однокоренными?Ответ: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.В «Словообразовательном словаре» русского языка Л.Н. Тихонова мы нашли много слов с корнем – добр - . Вот некоторые из них:Добрейший ДобродушныйДобренький ДобросердечныйПредобрый ДобросовестныйДобряк ДоброжелательныйДобрячокДобро Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней.Отправимся дальше.На доску прикрепляется карточка - Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?- Фонетика – это наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.Посмотрите внимательно на слово ДОБРОТА и скажите, сколько звуков овы здесь слышите? (ответы детей).- Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?(Один ученик у доски)ДОБРОТА – 3 сл., 4 согласных, 3 гласных.Д д - согл., зв., тв.О о - гласн., безуд.Бб - согл., зв., тв.Рр - согл., сонорн., тв.О о - гласн., безуд.Т т - согл., гл., тв.А а - гласн., ударн.7 букв, 7 звукв.- Сколько же звуков -О-в слове?(Ни одного звука О в слове нет. Переходим к орфографии.- Интересно, почему мы не слышим ни одного звука О , а пишем ее в двух случаях?- Надо проверить безударную гласную словами ДОБР, ДОБРО, ДОБРОТНЫЙ.На доску вывешивается карточка - Что изучает орфография?- Орфография изучает правила написания слов.В слове ДОБРОТА первую безударную гласную проверяем словами ДОБР, вторую безударную гласную – словом ДОБРО или ДОБРОТНЫЙ (качественный, хороший).- А если безударную гласную проверить нельзя?- Нужно посмотреть в словарик.На доску вывешивается карточка - Что исследует морфология?- Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.- Какой частью речи является слово доброта? (существительное).- Давайте выполним морфологический разбор слова.(один ученик работает у доски)ДОБРОТА – сущ., (что?), нариц., неодушевл., ж.р., 1-е склонение, ед.ч.На доску вывешивается карточка - Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.Запишем предложение. Выполним синтаксический разбор.Доброго человека дела славят.Грамматическая основа предложения – дела славят.Подлежащее выражено именем существительным. Сказуемое выражено глаголом.Славят (кого?) человека – это дополнение.Человека (какого?) – доброго – это определение.По цели высказывания предложения повествовательное (т.к. в конце предложения стоит точка)По интонации – невосклицательное.Распространенное.Двусоставное.Неосложненное- Бывают люди, которым не даются науки.Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает. Что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя. Ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.Рассказывает заранее подготовленный ученик.- Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи. Прошло много лет. Никого из героев этой сказки уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном, добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия. - Спасибо. Скажите, куда исчез его плащ? Почему? - Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. - Я уверена, что каждый из Вас, ребята, совершил много добрых поступков, и об одном из них Вы вспомните. Творческая работа. -А сейчас мы с вами постараемся сами быть писателями. Мини-сочинение “Мой добрый поступок”. Итог урока. Мы сегодня рассмотрели с вами слово “доброта” с разных точек зрения науки о русском языке. Какие разделы науки о языке мы вспоминали на уроке?Чему мы сегодня учились? (Доброте).Д/З. Мини-сочинение “Добро помни, а зло забывай”.