«Воспитание любви к родному городу средствами регионального компонента».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание любви к родному городу средствами регионального компонента».
Автор: Панкова Светлана Николаевна
Тема: Воспитание любви к родному городу средствами регионального компонента.
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми ФГОС. Одно из изменений связано с реализуемыми в дошкольных учреждениях образовательными программами, которые, как рекомендовано в федеральных государственных образовательных стандартах, должны соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, принципу этнокультурной соотнесённости дошкольного образования, а также сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.
В дошкольном возрасте закладываются основы становления личности ребенка, его мировоззрение, отношение к окружающему миру. Поэтому очень важно с раннего детства воспитывать в детях чуткость, отзывчивость, внимательность, доброе отношение ко всему окружающему.
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Родине. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Говоря об источнике любви к своей семье, сверстникам, городу, Родине всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Без знания своих корней, традиций народа, города, страны нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, город, с уважением относиться к другим народам. Я считаю, что работа по ознакомлению детей с малой родиной очень важна в плане того, что она несет познавательную и духовно – нравственную функцию.
Данная работа в нашем учреждении успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Знакомство дошкольников с родном краем, приобщение к его культуре, будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка, которая связана с включением детей в расшифровывание знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда в ходе образовательной деятельности устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Каждую неделю я предлагаю различные формы работы. Это и наблюдения, и экскурсии, и целевые прогулки; рассказы воспитателя, чтение художественных произведений; занятия с детьми по изобразительной деятельности, познавательные занятия; беседы (индивидуальные и групповые), консультации для родителей, игры на закрепление знаний достопримечательностей родного города, праздники, выставки детских работ, выставки фотографий.
Наилучшим способом накопления у детей знаний о родном городе, его улицах являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Большая работа ведется по данному направлению с родителями воспитанников. Нацеливая их на прогулки к достопримечательностям Пятигорска (домик Лермонтова, парк Цветник, памятник Лермонтову, место дуэли М.Ю. Лермонтова, Эолова арфа, орел на Горячей горе, грот Дианы, Провал, канатная дорога и др.) по праздничному городу, я предлагаю обратить внимание детей на то, как украшен город, на его чистоту и порядок, стараясь вызвать у детей интерес, эмоциональное отношение к увиденному. С детьми я оформляю альбом Я и мой любимый город, который потом выкладываем родителям в родительский уголок .
Очень нравятся детям и вызывают у них бурные чувства экскурсии к мемориалу в Комсомольском парке. К таким прогулкам дети готовятся заранее: в детском саду и вместе с родителями учат стихи; на музыкальных занятиях учат песни, которые потом исполняют на торжественной линейке, возлагая у памятника букеты, а на праздничной Поверке ветеранов Великой Отечественной войны дарят им живые цветы. После торжественной части мы с детьми обходим территорию мемориала, я обращаю внимание детей на то, сколько разных фамилий написано, что все эти люди защищали наш город во время войны, что все они герои и именами некоторых из них названы улицы нашего города.
Увиденное и услышанное на экскурсиях отражается на образовательной деятельности. Мною была проведена основная образовательная деятельность с детьми по рисованию на тему: Мой любимый город дети рисовали свои дома, памятники, улицы. Во вторую половину дня мы с детьми учим стихотворения о Пятигорске, родном крае, читали художественную литературу местных поэтов (Лариса Кизик, Анатолий Линев, Анатолий Трилисов, Елена Чуклова и др.) Дети составляют рассказы по теме Мой город Пятигорск.
Трудовую деятельность я использую, как одно из средств воспитания у детей любви к родному городу. Я воспитываю у детей бережное отношение к общественному добру, к природе города, обращаю внимание, каким современным и красивым становится наш Пятигорск, как его благоустраивают люди. В детском саду мы ухаживаем за клумбами, украшаем любимый детский сад к праздникам, обновляем оформление прогулочных участков. Мы стараемся, чтобы была своя изюминка в каждой группе, и на каждом участке. А я объясняю детям, что точно так же, как мы украшаем свой детский сад, все люди стараются украсить и беречь свой двор, район, город: высаживают клумбы, обновляют памятники, сажают деревья, прославляют город в стихах и песнях.
Знакомя детей с городом, я также использую дидактическую игру Узнай достопримечательность. Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Дети должны знать историю родного города. В нашей группе накоплен обширный наглядный и дидактический материал (о гербе, флаге города, материал об истории возникновения, его основателях, земляках-героях) есть у нас коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом города.
Я рассказываю детям о трудовой жизни современного Пятигорска. При этом я даю задание детям подготовить рассказ Где работают мой родители.
Успех в воспитании у дошкольников любви к родному городу может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города. И прежде чем учить детей, надо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как ты это сделаешь, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-либо новое.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Подводя итог, можно сделать вывод, что воспитание у детей любви к родному городу средствами регионального компонента позволяет решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития детей:
формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного города, края;
развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю, стране;
воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);
формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Систематическая работа педагогов и родителей способствует постепенному расширению понятия родной дом. Это уже и родной город, родной край. Воспитывая любовь к родному городу, мы растим патриотов, не только малой родины (родной город, край), но и большой, многонациональной Родины - России, гражданином которой ребёнок является.