Организация творческой деятельности школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация творческой деятельности школьников
Автор: Широкова Любовь Ивановна

Департамент образования и науки Кемеровской областигосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»Факультет повышения квалификацииКафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплинОрганизация творческой деятельности школьников Итоговая работаСрок обучения с «22» марта 2017 г. по «7» апреля 2017 г.Исполнитель: Широкова Любовь Ивановна, учитель изобразительного искусстваМБОУ «ТСШ № 1 Тяжинского района» (т. 951-187 -68-70, Schirockova.liba@yandtx.ru.)Консультант: Новоселова Валентина Прокопьевна,методист, старший преподаватель КРИПКиПРО 2017 СодержаниеВВЕДЕНИЕ.Учение – это самый серьёзный и самый кропотливый труд ребёнка, но в тоже время и радостный труд. Умственная жизнь детей одухотворённая красотой, сказкой, музыкой, фантазией, творчеством, игрой воображения, способна творить чудеса. Путь к прекрасному, к постижению красоты - долгий и не простой. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приёмы, свою азбуку. Не случайно у многих детей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, к искусству, а это обедняет человека. Именно учитель должен помочь не терять этот интерес. Искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное. Чернышевский называл искусство учебником жизни. Актуальность опыта.Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство, как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства, как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека). Современный человек должен обладать творческим мышлением. Развитие творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.Ведущая идея опыта: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник.Теоретическая база опыта:Способности не могут быть врождёнными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. Художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров. Обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребёнка.Степень новизны:Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и не традиционных художественных материалов и техник в обучении направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся. Технология опыта.Главная цель:Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности.Задачи:- Развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;- Формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;- Стимулирование интереса к изобразительной деятельности;- Воспитание нравственных качеств личности учащихся.Формы работы:- Коллективно – творческая деятельность;- Индивидуально – практическая деятельность- Игровые формы работы. Занятия по изобразительному искусству и художественному труду проводятся по системе Б.М. Неменского. Она охватывает всех детей, выявляя подлинно одарённых, всем другим позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. Гениальность живёт в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое. Задача учителя – научить детей видеть прекрасное , чувствовать прелесть окружающей жизни, помочь каждому ребёнку обрести веру в свои возможности, в себя, не только определить, а разбудить творческие способности детей. Творчество – то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека, это умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого. Понятие «способности»- это то, что не сводится к знаниям. Каждый ребёнок талантлив от рождения, каждый фантазёр и выдумщик. Учителю необходимо сознательно помогать тому, чтобы творчество и способности не гасли, а развивались.Программой под редакцией Б.М. Неменского предусмотрено расширение применяемых изобразительных материалов. Помимо работы с привычными материалами на уроках, используются не традиционные техники. Твой коллега-художник ТРИЗтеория решения изобразительных задач (воображение, фантазия, развитие творческих способностей)Ассоативное рисование (рисование по форме)1. Занятие – оживление - дети оживляют штрихиА) Улица неоконченных картин.Б) Волшебный лесВ) Улица странных следов2. Волшебные кружки .Составление композиции из геометрических фигур.3. Коллаж – сочетание аппликации и рисованияА) Мех, пуговицы, монеты, ткань, цветная бумага, кусочки бумаги из журналов.4. Кубизм-холодное рисование из геометрических фигур.(человек, животное)А) Новые игрушкиБ) В стране геометрических фигурВ) Сказки в кривом зеркалеГ) В стране роботовД) Тесты Настроение в данный моментРадостный , грустный , сердитый5. Сюрфкалистические игрыА) Рисование в несколько рукБ)»Чепуха» - составление рассказа сопровождается вопросами- зачем?, почему?В) Игра »Чего в жизни не бывает?»Нарисовать необыкновенную радость (Стихотворение К.Чуковского «Радость»)Г)Игра »Сказка наизнанку»Эта игра учит умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Предлагается детям поменять главных героев известной сказки местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых трусливыми и наоборот. На основе этого сочинить новую сказку и нарисовать её. Например,Волк в сказке»Волк и семеро козлят» - добрый и заботливый, а Коза-злая.Д) Игра «Ожившие предметы» - 8 класс «Натюрморт с посудой».Ассоциация по цветуКак вы думаете, что нужно, чтобы нарисовать картину? Вы скажете:» Краски, кисти, руки и большое желание». Верно. Но, что случилось? Пропали все кисточки! Не беда! У нас остались краски и руки!Рисуем пальчиками, ручками, ножками.1.Пальчиковая живопись «Чудо-дерево», «Дремучий лес», «Сказочный зверь», бусы, огоньки на ёлке, снег, дождь, следы зверя.2.Рисование ладошкой.3. Рисование на кисти руки (человечки, цветок…)4. Рисование на сырой бумаге. Задания в каждом классе усложняются. 5кл.-«День космонавтики. Точка, пятно»6кл.-Текстурная бумага7кл.-Пейзаж5. .6.Ниткография.7.Рисование на мятой бумаге. 8.Рисование ватными палочками 9.Рисование на нождачной бумаге 10. Трафарет11. РазбрызгиваниеПри выполнении работ, ребята обращаются к технике НАПЫЛЕНИЯ красками, используя обычную зубную щётку, карандаш и краски. (Поздравительная открытка-3кл.,Жанры ИЗО – 6кл.,)12. Мозаика13. Рисование мылом, свечой(гратография). Граттаж- процарапывание –введён немецким художником Максом Эристом. К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как « Украшение и фантазия»(2 кл.), Праздник в городе»(3 кл.)14. Журнальная мозаика (натюрморт)15. Рисование на ткани. Техника Батик, появилась у народов Индонезии. Использую на уроках декоративного рисования, например: »Мамин платок»(3кл.) «Создание декоративной работы в материале» (5кл.)16. Штамповка, техника печати, гравюра по аппликации. Пенопласт, резинка, картон, спичечный коробокПечатаем растения» Изображение природы через детали» (4кл.)»Обои в твоём доме»(3кл.)Ассоциация безпредметная6 классТема «Рисунок»1-знакомство с видами рисунка (станковый, Академический, ученический, набросок.2.-Основа рисунка –Линия, штрих, пятно.Из этих основ,получаем новые виды работ.ЛИНИЯ А) Из линий рисуем - Колябушку.Эту безпредметную колябушку превращаем в предмет.Б)Придумать линейный рисунок.ШТРИХЧерез копирку перевести рисунок,( а кто желает сам выполняет рисунок) –раскрасить штрихами.ПЯТНОА)Точечное рисование-«Хелпинг»Б) Кляксография Детям очень нравится выполнять графическую работу в этой технике. Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать цветовые разводы на камнях, облаках, выискивая в их неопределённых формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии»В)Технику ВЫДУВАНИЯ можно использовать при создании композиций: «Изображение природы через детали» (4кл.), » Пейзаж в живописи» (6кл.), «Пятно, как средство выражения»(6кл.)Г) Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся содержит техника МОНОТИПИИ – вид печатной графики. Её использую при изучении тем: «Поздравительная открытка»(3кл.), »Пейзаж в графике» (6кл.)Монотипия отличается красивой фактурой, большей живописностью, множеством оттенков и тона. ИГРЫ1) Рисование на быстрое, точное проведение линий, связанные с сюжетом.А) Пройти по извилистой дорогеБ) Проплыть между препятствийВ) Провести хокейную операцию2) Кто больше составит оттенков зелёного цвета3) Угадать настроение художника, художественного произведения (радость, спокойствие, страх).4) Подобрать похожие произведения из разных областей (стихотворение, картина, музыка).Например -Звучит музыка - шум прибоя, картина Айвазовского «Море», стих-е «Белеет парус одинокий». (Птицы, Времена года…)5) а) Найти из всех изображений – портрет, натюрморт. б) Помочь сказочному герою определить жанры6) Кто опишет словами произведение так, чтобы другие дети могли его узнать.7) На урок приходят Сказочные герои. «Первый урок в 5 классе» Простой Карандаш - главный герой страны Изобразительного искусства, Ваш дружок.8) Нарисуй фантастических животных, человечков. (День космонавтики)9) Расположи в листе: Внизу, вверху. Слева, справа.Горизонтально, вертикально.10) Слуховые азы композиции. Графический диктант:-В некотором царстве, в некотором государстве есть большая, большая поляна.- на середине поляны стоит избушка на курьих ножках.- справа - дерево у дороги.- на дороге следы невиданных зверей- слева - пень- на линии горизонта виднеется лес- выше Л.Г. на середине неба светит яркое, тёплое солнце,- его лучи касаются верхушек деревьев.11) Угадай, на что похоже: Телевизор, месяц, море, очки.Урок(6 кл.) Условные знаки. Пиктограмма12) Смешивание цветов. Почему?А)Помидор+ баклажан = сливаБ) лимон + кр. Яблоко = апельсинВ) солннышко + тучки = ёлочка13) Подобрать больше хороших слов.КРУЖЕВО – тонкое, ажурное, необыкновенное, узорчатое, весёлое (грустное), кружевное, изящное, красивое, праздничное, оригинальное…..(снежинки, бабочки на цветке)14) Рисование по описанию.Художественное слово (Карточки «Угадай и нарисуй.» Домовёнок, Пугало…)15) ИзонитьНа уроках художественного труда ребята знакомятся с техникой ниткопись. Эта техника изобретена в 17 веке, английскими ткачами. Применяется при выполнении таких тем, как »Создание декоративной работы в материале» (5кл.).16) Мозаика из пластилина Вместо карандашей и красок используется пластилин. Дети вмазывают пластилин по рисунку. «Сказки, сказочные герои» (4-5 кл.)17) Работа с бумагой. Это один из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой. Ребята выполняют работы в разной технике. « Оригами, бумагопластика, аппликация»В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: »Деревня – деревянный мир» , «Древнерусский город. Крепость.» (4кл.), «Выразительные возможности бумаги, аппликации «(3кл.)» Поздравительные открытки» (3,4,5 кл.), «Маски», «Посуда в твоём доме» (4кл.)Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. 18) Аппликация из природного материала не менее интересная работа. Эта тема используется при изучении тем: «Изображение природы через детали» (4кл), Создание декоративной работы в материале (5кл.),» Рисование с натуры осеннего листа» (6кл.) Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальность ребёнка, развивают творческие способности детей. Их нужно расширять и совершенствовать с учётом возраста и интересов учащихся, а также с учётом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребёнка. Работа с новым материалом полезна, т.к. она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без этих качеств нет места творчеству, нет возможности выдать что-то своё. Многогранная деятельность создаёт положительные эмоции. Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.