Рабочая программа по биологии 5класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по биологии 5класс
Автор: Коякова Елена Николаевна
МИД России
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России
в Республике Куба
Рассмотрено:
Руководитель МО
_____________ / ______________________ /
Протокол № ______
от 30 августа 2016 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________ / Ярикова Е.Д. /
от 30 августа 2016 г.
Утверждено:
Директор школы
_______________ / Петров С.Е. /
Приказ № ______
от 30августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу)
биология
5 класс
уровень общего образования, класс
34 часа
Программу составил(а):
Коякова Е.Н
Ф.И.О. педагогического работника
первая
квалификационная категория
Гавана
2016-2017 год
Пояснительная записка.
Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования УУД для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
В программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельности обучающихся.
В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно- ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
В программе обозначено целеполагание на разных уровнях. На уровне целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.
Цели:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Место учебного предмета в учебном плане.
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теории, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно- методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35/70ч., 1/2 часа в неделю.
Биология. Живой организм. 6 класс.35/70ч., 1/2 часа в неделю.
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. 70 ч., 2 часа в неделю.
Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. 68 ч., 2 часа в неделю.
Биология. Человек. 9 класс. 70ч., 2 часа в неделю.
Содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция окружающего мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы
Содержание структурировано в виде трех разделов: Живые организмы, Человек и его здоровье, Общие биологические закономерности.
Раздел Живые организмы включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого- эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе Человек и его здоровье содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела Общие биологические закономерностиподчинено, во- первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во- вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса Общая биология для 10-11 классов.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета Биология являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса Биология является (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
5. Содержание предмета (курса), количество часов - 32
№
п/п
Название раздела, тем
Кол-во часов
Содержание учебного раздела (курса)
Теоретические основы
Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.
Живой организм: строение и изучение.
8
Многообразие живых организмов. Свойства живого организма. Биология-наука о живой природе. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы. Клетка- элементарная единица живого, её строение. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток (на готовых микро-препаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
Развитие жизни на Земле.
14
Развитие жизни на Земле. Многообразие живых организмов и их классификация. Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения. Водоросли.
Царство Растения. Мхи, папоротники. Царство Растения. Голосеменные растения. Царство Растения. Покрытосеменные или цветковые растения. Значение растений в природе и жизни человека. Царство Животные. Простейшие. Царство Животные. Беспозвоночные животные. Царство Животные. Позвоночные животные. Значение животных в природе и жизни человека.
Три среды обитания живых организмов.
6
Три среды обитания живых организмов. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Научные представления о происхождении человека на Земле.
4
Научные представления о происхождении человека на Земле. Древние предки человека. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Ядовитые животные и растения.
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
6. Тематическое и поурочное планирование материала.
№ п/п
Учебное занятие
Дата
Тип учебного занятия
Характеристика
основных
видов
деятельности
Форма
контроля
Достижение планируемого результата, проверяемого в ходе контроля
Примечание
Раздел № 1 Живой организм: строение и изучение.(8 часов)
1
Многообразие живых организмов. Свойства живого организма..
06.09
Изучение нового материала
Выделяют существенные признаки живых организмов.
Фронтальный опрос.
Пр.: научатся называть основные свойства живых организмов.
П.: применять приёмы работы с информацией, постановка и формулирование проблемы;
К.: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Р.: осуществлять постановку учебной задачи, выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности. Выполнять задания в соответствии с целью.
С.6-11, вопросы № 1-5, выучить термины.
2
Биология-наука о живой природе. Разнообразие биологических наук. Лабораторная работа №1 Знакомство с оборудованием для научных исследований.
13.09
комбинированный
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. организуют своё рабочее место, выполняют лабораторную работу.
Фронтальная беседа. Самостоятельная работа
Пр.: научатся объяснять значение биологических знаний в постоянной жизни; соблюдать правила техники безопасности при выполнении лаб. работ; пользоваться лаб. оборудованием.
Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; сравнение и сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям.
Информационно – коммуникацион-
ные:
использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Регулятивные: применение поисковой деятельности при помощи компьютерных средств.
С 12-16, задания с.16
3
Методы изучения природы.
Лаб.р. №2 "Измерение"
20.09
практикум
Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лабораторным оборудованием, организуют своё рабочее место, выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.
Письменный отчёт о проделанной работе.
Пр.: научатся определять основные методы биологических исследований; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами в кабинете биологии.
С.17-22. Тв. зад. наблюдение за домашним питомцем.
4
Увеличительные приборы. Лаб.р. №3
"Устройство ручной лупы, светового микроскопа"
27.09
практикум
Учатся работать с ручной лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты
Фронтальная беседа
Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширение знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.
Коммуникативные: использование для поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью.
С.23-26, зад в раб.тет.
5
Клетка- элементарная единица живого, её строение. Разнообразие клеток. Лаб.р. №4
Строение клеток живых организмов
4.10
Изучение нового материала
Регулятивные: умение
В самостоятельно
ы обнаруживать
я учебную проблему.
в
ляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах, учатся работать со световым микроскопом и готовить микропрепараты.
Самостоятельная работа
Пр.: научатся называть основные части светового микроскопа и лупы; работать с увеличительными приборами лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения и работы с приборами в кабинете биологии.
С.27-32, зад.6,7,8 на с.32.
6
Химический состав клетки. Лаб.р. №5,№6
"Определение состава семян пшеницы"
12.10
комбинированный
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы
Биологический диктант
Познавательные: соблюдение правил поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; овладение приёмами исследовательской деятельности; подведение итогов работы, умение формулировать выводы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: умение составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
Пр.: научатся называть органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки; соблюдать правила поведения и работы с приборами в кабинете биологии
Познавательные: умение вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка.
Коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.
С.33-38, раб. тетр.
7
Вещества и явления в окружающем мире.
19.10
комбинированный
Изучают и описывают свойства различных веществ. Наблюдают признаки химических реакций и физические явления.
Самостоятельная работа.
Пр.: научатся называть органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять их роль в клетке.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения в группе, проявление интереса к исследовательской деятельности.
Регулятивные: самостоятельное обнаружение учебной проблемы.
Пр.: научатся наблюдать вещества в разных агрегатных состояниях; приводить примеры простых и сложных веществ; описывать свойства веществ; различать физические и химические явления.
Познавательные: выявление причины и следствий простых явлений.
Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.
Регулятивные: умение выдвигать версии решения проблемы.
С.39-46, вопр. с. 46
Тв.зад. Исследование физического явления. индивид.сообщения
8
Великие естествоиспытатели.
9.11
исследование
Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Используют Интернет-ресурсы для поиска информации
Фронтальный опрос.
Пр.: научатся называть великих естествоиспытателей и указывать их роль в изучении природы.
Познавательные: умение составлять тезисы.
Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Пр.: научатся называть этапы формирования жизни на Земле.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Р: применять методы информационного поиска.
П: уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы.
С.47-49,
9
Развитие жизни на Земле
16.11
комбинированный
Называют основные этапы развития жизни на Земле. Работают с учебником Находят дополнительную информацию. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения.
Фронтальная беседа
Пр.: научатся называть основные признаки представителей царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств.
с.52-56.Подготовить сообщение с помощью дополнительных источников об одном из животных, живших в далекие времена.
10
Многообразие живых организмов и их классификация
23.11
Изучение нового материала
Определяют предмет изучения систематики. Приводят примеры основных представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения.
Индивидуальная работа по карточкам, выполнение интерактивных заданий, фронтальная беседа
К: слушать друг друга, с полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки бактерий; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
С.57-59. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 59 учебника
11
Царство Бактерии
30.11
Изучение нового материала
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Различают изученные объекты на таблицах
Биологический диктант
К: использование для решения поставленных задач различных источников информации, умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
П: умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний, понимание роли бактерий в природе и жизни человека
С.60-63 Карточки с напечатанными заданиями
12
Царство Грибы
Л.р.№7 "Строение шляпочных грибов"
7.12
практикум
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты на таблицах, коллекциях, в природе. Составляют правила сбора грибов.
Отчет по индивидуальным заданиям.
Выполнение заданий в рабочей тетради, отчёт по лабораторной работе.
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
К: общение в группах, выступление с докладом.
Р: включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
П: умение анализировать, делать выводы
С.64-67 Собрать пословицы, загадки, стихи о грибах.
13
Царство Растения. Водоросли
14.12
Изучение нового материала
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности растений. Называют представителей водорослей и различают изученные объекты на таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.
Тестирование по предыдущему материалу
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
С.68-72 составить синквейн
14
Царство Растения. Мхи, папоротники
21.12
исследование
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности мхов и папоротников. Работают с гербарием, учебником , научно-популярной литературой. Объясняют роль мхов и папоротников в природе и жизни человека.
Индивидуальный опрос. Заполнение таблицы.
К: развивать сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие монологической речи.
Р: уметь планировать работу с учебником.
П: уметь находить, отбирать и систематизировать информацию
15
Царство Растения. Голосеменные растения
28.12
комбинированный
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных растений .Наблюдают и описывают внешний вид отдельных представителей голосеменных растений. Объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека.
Самостоятельная работа
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки мхов и папоротников; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
К: планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, находить ответы на вопросы, формулировать их.
Р: выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
П: использовать различные приемы работы с разными источниками информации
16
Царство Растения. Покрытосеменные или цветковые растения
11.01
комбинированный
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. Устанавливают черты приспособленности организмов к среде обитания.
Мозговой штурм,решение кроссворда.
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки голосеменных растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
.К: аргументировать свою точку зрения, сравнивать с другими.
Р: принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя.
П: отбор и систематизация информации
17
Значение растений в природе и жизни человека
18.01
комбинированный
Объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Оценивают представителей цветковых растений с эстетической точки зрения Осваивают навыки выращивания растений.
Ребусы. Заполнение таблицы.
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки покрытосеменных растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
К.: планировать и сотрудничать с учителем и сверстниками
Р: выполнять задания в соответствии с поставленной целью
П: уметь передавать содержание изучаемого материала в виде презентации
18
Царство Животные. Простейшие.
25.01
исследование
Выявляют отличительные признаки строения и жизнедеятельности животных. Различают простейших на таблицах. Объясняют роль простейших в природе и жизни человека.
Биологический диктант.
Пр.: научатся объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека. К: уметь использовать речевые средства для аргументации своей позиции, дискуссии
Р: составлять план своей работы на уроке
П: уметь составлять сложный план текста, самостоятельно сопоставлять и отбирать информацию из различных источников
19
Царство Животные. Беспозвоночные животные
1.02
комбинированный
Выявляют отличительные
признаки строения беспозвоночных животных. Наблюдают за способами передвижения беспозвоночных животных. Различают изученные объекты на таблицах , в коллекциях. Участвуют в коллективной беседе
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
К: развивать монологическую речь развивать взаимопомощь при работе в парах
Р: выполнять задания в соответствии с поставленной целью
П: использовать различные приемы работы с информацией
20
Царство Животные. Позвоночные животные.
Значение животных в природе и жизни человека
8.02
Изучение нового материала
Выявляют отличительные признаки строения позвоночных животных. Различают изученные объекты на таблицах . Наблюдают и описывают внешний вид позвоночных животных, их рост, развитие, формулируют выводы.
Пр.: научатся различать изученные организмы на таблицах; называть отличительные признаки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека.
К: уметь согласовывать свою деятельность с действиями других участников учебного процесса
Р: выполнять задания в соответствии с поставленной целью
П: использовать различные приемы работы с информацией, уметь систематизировать полученные знания
21
Контрольная работа № 1
15.02
комбинированный
Выполняют тестовую работу
Дифференцированная тестовая работа
Пр.: научатся объяснять роль изученных организмов в природе и жизни человека. К.: обсуждать критерии оценивания деятельности группы
Р.: оценивать результаты собственной деятельности
П.: систематизировать информацию и составлять небольшое сообщение к уроку
22
Три среды обитания живых организмов. Лабораторная работа №8Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации.
22.02
практикум
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Работают с атласами, журналами, определителями
Отчёт по лабораторной работе.
Пр.: научатся применять полученные знания в практической работе. К.: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, получать недостающую информацию с помощью вопросов
Р: принимать учебную задачу и выполнять в соответствии с поставленной целью
П: устанавливать причинно- следственные связи, применять знания при решении биологических задач
Пр.: научатся называть среды обитания живых организмов; сравнивать различные среды обитания
К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.
Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы.
П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
23
Жизнь на разных материках.
29.02
Изучение нового материала
Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры различных обитателей материков. Работают с атласами и контурными картами.
Заполненная таблица.
Пр.: научатся называть среды обитания живых организмов; выявлять черты приспособленности живых организмов к жизни на разных материках; определять обитателей различных материков.
К.: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: определять общие цели, распределять роли.
Р: составлять в группе план решения проблемы.
П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (заполнение таблицы).
24
Природные зоны Земли.
7.03
Изучение нового материала
Работают с картой природных зон, с определителями, рабочими тетрадями. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные закономерности. Приводят примеры различных обитателей природных зон.
Дифференцированная тестовая работа
Пр.: научатся называть важнейшие природные зоны Земли; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; приводить примеры обитателей различных природных зон.
К.: уметь согласовывать свою деятельность с действиями других участников учебного процесса
Р: уметь планировать свою работу с опорой на учебник и рабочую тетрадь
П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
25
Жизнь в морях и океанах.
21.03
комбинированный
Называют сообщества живых организмов морей и океанов. Работают с дополнительными источниками информации.
Самостоятельная работа.
Пр.: научатся приводить примеры обитателей морей и океанов; выявлять черты приспособленности живых организмов к жизни в различных сообществах морей и океанов.
К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.
Р: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы.
П: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений.
26
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Лаборатор
ная работа
№ 9.
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
28.03
практикум
Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распространения организмов в каждой среде. Выполняют лабораторную работу.
Отчёт о лабораторной работе.
Пр.: научатся выявлять черты приспособленности живых организмов к жизни в различных средах обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.
К.: умение устанавливать рабочие отношения в группе, проявление интереса к исследовательской деятельности.
Р.: включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владение навыками контроля и оценки своей деятельности П.: умение анализировать, делать выводы
27
Повторение и обобщение по теме Среда обитания живых организмов.
4.04
комбинированный
. Работают с атласами и контурными картами. Выполняют тестовую работу
Дифференцированная тестовая работа
Пр.: научатся применять полученные знания в практической работе.
К.: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, получать недостающую информацию с помощью вопросов
Р.: принимать учебную задачу и выполнять в соответствии с поставленной целью
П.: устанавливать причинно- следственные связи, применять знания при решении биологических задач
28
Научные представления о происхождении человека на Земле. Древние предки человека.
11.04
Изучение нового материала
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека.
Отчёт по составленной схеме.
Пр.: научатся называть предков человека, их характерные черты и образ жизни;
К.: ставить учебную задачу под руководством учителя.
Р.: принимать учебную задачу и выполнять в соответствии с поставленной целью.
П: преобразовывать информацию из одного вида в другой (составление схемы).
29
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы Лабораторная работа №10 Экологические проблемы местности и доступные пути их решения.
18.04
практикум
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Пр.: научатся называть основные экологические проблемы; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
.К.: участвовать в совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Р.: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
П.: составлять простой или сложный план по тексту учебника. Вычитывать все уровни текстовой информации. Умение анализировать, делать выводы
30
Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа№11,
12
Измерение своего роста и массы тела, Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной
помощи"
25.04
практикум
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
Отчёт по лабораторным работам.
Пр.: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками; демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи.
К.: умение устанавливать рабочие отношения в группе, проявление интереса к исследовательской деятельности.
Р.: включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, владение навыками контроля и оценки своей деятельности П.: умение анализировать, делать выводы
31
Ядовитые животные и растения.
16.05
комбинированный
Называют и определяют в природе ядовитые растения и животные. Знают и выполняют правила поведения в природе. Владеют навыками оказания первой помощи
Самостоятельная работа.
Пр.: научатся различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; соблюдать правила поведения в природе.
К.: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, получать недостающую информацию с помощью вопросов
Р.: принимать учебную задачу и выполнять в соответствии с поставленной целью
П.: устанавливать причинно- следственные связи, применять знания при решении биологических задач
32
Контрольная работа № 2
по теме: "Введение в биологию"
23.05
комбинированный
Выполняют тестовую работу.
Дифференцированная тестовая работа.
Пр.: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе;
К.: аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, получать недостающую информацию с помощью вопросов
Р.: принимать учебную задачу и выполнять в соответствии с поставленной целью
П.: устанавливать причинно- следственные связи, применять знания при решении биологических задач
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
7.1. Учебно-методическое обеспечение
7.1.1. Учебники
№
Автор, название
Год издания
Класс
Наличие электронного приложения
1.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа,
2015
5
. Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешаков- Дрофа, 2008
7.1.2. Учебно-методические пособия
№
Автор, название
Год издания
Класс
Наличие электронного приложения
1.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа
2015
5
7.1.3. Электронные образовательные ресурсы, применяемые при изучении предмета (курса)
№
Название ресурса (автор, ссылка на Интернет-ресурс)
Темы, в изучении которых применяется ресурс
Класс
1.
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info,www.1september.ru,
1.Великие естествоиспытатели.
2.Развитие жизни на Земле.
3. Многообразие живых организмов и их классификация.
4. Царство Бактерии
.
5
2.
1.Царство Растения. Покрытосеменные или цветковые растения
2.Царство Животные. Беспозвоночные животные
5
7.2. Материально-техническое обеспечение
7.2.1. Учебное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в изучении которых применяется оборудование
Класс
1.
Лупа
Биология-наука о живой природе. Разнообразие биологических наук.
5
5
2.
Секундомер, мензурка
Методы изучения природы
5
3.
Микроскоп
1.Увеличительные приборы
2. Царство Растения. Мхи, папоротники 3.Царство Растения. Покрытосеменные или цветковые растения
4. Царство Животные. Простейшие
5
7.2.2. Компьютерная техники и интерактивное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в изучении которых применяется оборудование
Класс
1.
проектор
При изучении всех тем по биологии
5