Экологический проект
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект
Автор: Ванюшкина Виктория Александровна
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»Экологический проект «Общение с природой»для детей 3 – 7 лет. Составитель: Ванюшкина В.А. 2014гВведение.«Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»Бертран РасселДетский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Экологически - ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Наше будущее – это наши дети. Здоровье детей является качественно важной социальной ценностью каждой нации, поэтому неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья подрастающих поколений следует признать ведущим индикатором экологического риска. Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды. Невысокий рост детей также обусловливает более интенсивный контакт с почвенными загрязнениями, домашней и уличной пылью. Нельзя не отметить и то, что у детей идет интенсивный период формирования иммунной и эндокринной систем, в первую очередь, отвечающих за реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды, что увеличивает риск искажения и деформации данных процессов при неблагоприятных экологических условиях. В связи с этим, проект направлен на создание комфортной детской среды обитания, отвечающей биологическим, социальным, медицинским, эстетическим, иными словами, экологическим требованиям.Задачами экологического воспитания в ДОУ является: формировать представления детей о том, что человек - часть природы, ее друг и защитник; развивать у детей желание жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу «не навреди»; воспитывать бережное отношение, проявлять любовь к природе. Важно самому педагогу проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. При проведении познавательно-исследовательской деятельности необходимо добиваться эмоционально - личностного восприятия родной природы, так как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия сохраняются надолго. Экологическое образование и формирование экологической культуры — гарант устойчивого развития общества и сохранения здоровья Человека.Актуальность создания проекта.Здоровый и развитый ребенок - это не только идеал, но и практическая достижимая норма жизни. Как добиться этого? Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и воспитателей.Возможности человеческого организма огромны, а реализовать, эффективно использовать не всегда удаётся. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношение с окружающем миром, привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Реализация проекта позволит проявлять достаточно осознанное отношение к своему здоровью со стороны подрастающего поколения и их родителей. Также будет исследована экологическая обстановка в районе ДОУ, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье детей. Позволит создать условия для осознания взаимосвязи экологии и здоровья человека.Цель проектаОпределение цели экологического проекта «Общение с природой» стало:создание благоприятных условий для изучения детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.Задачи проекта:Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ.Формировать знания об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека.Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.Формировать умения детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.Формировать знания о конкретных способах экспериментирования и исследования объектов природы.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.Ожидаемые результаты:Создание на территории ДОУ благоприятной среды.Повышение уровня знаний по экологии у детей.Совершенствование уровня знаний, экологической компетенции родителей.Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.Продукт:Стенды, фотографии, папки-передвижки, рисунки, плакаты, макеты, создание презентаций и слайд шоу, исследовательские работы, схемы, выставки, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах.Аннотация.Проект «Общение с природой» направлен на экологическое воспитание дошкольников разных возрастных групп, с привлечением родителей. В проекте задачи экологического воспитания реализуются через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.Пути решения проекта:• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;• оценить риски реализации проекта.Этапы реализации проекта программы.Реализация проекта рассчитана на 38 недель: с марта по ноябрь 1 этап - аналитический (март)Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.2 этап - практическая деятельность (апрель - октябрь)Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций, исследования, опытов, трудовой деятельности и т.д. 3 этап – итоговый (ноябрь)Задачи этапа: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.План реализации проекта.План действий по реализации проекта для детей 3-4 лет.Подпроект «Лаборатория неживой природы» Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.План действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.Акция: «Капелька воды» (апрель).Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.Акция: «Цветочный мир» (май-июль). Цель: знакомить с комнатными растениями; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.Акция: «Наш чистый, красивый дом» (август-сентябрь). Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.Акция: «Стол для пернатых» (сентябрь - октябрь).Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.План действий по реализации проекта для детей 5-6 лет.Акция: «Жизнь в капле воды» (апрель).Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.Акция: «Цветочный мир» (май-июль). Цель: знакомство с разнообразием растений: комнатные, садовые, полевые; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира; развитие творческих способностей детей.Акция: «Чистая планета» (август-сентябрь).Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.Акция: «Открытие птичьей столовой» (сентябрь - октябрь).Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.План действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.Под проект «Шестиногие малыши»Цель: сформировать представления о значении насекомых в природном мире; воспитывать интерес к насекомым, любознательность, познавательную активность; активизировать совместную деятельность родителей с детьми. Акция «Земля - голубая планета» (апрель).Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.Акция: «Цветочный мир» (май-июль). Цель: знакомство с разнообразием растений: комнатные, садовые, луговые, лесные цветы, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.Акция: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.Акция: «Столовая для пернатых» (сентябрь-октябрь)Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.3 этап – итоговый (ноябрь)Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Общение с природой". Анализ, закрепление полученных знаний детьми. Педагогический Совет по итогам проекта, представление книги «Общение с природой».Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение Награждение юных защитников природы переходным галстуком юного защитника природы.Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.Ресурсное обеспечение программы.Нормативно-правовые ресурсыФедеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ);Конвенция о правах ребенка; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).Программно-техническое обеспечение1 Видеокамера 2 Компьютер(ы) 3 Принтер 4 Цифровая камера 5 Телевизор 6 Доступ к Интернету 7 Программы обработки изображений 8 Веб-браузер 9 Программы работы с мультимедиа 10 Текстовые процессорыУчебно-методические ресурсы1) Учебные и методические пособия 2) Материалы из опыта работы: a) физкультминутки, загадки; б) конспекты занятий; в) экологические викторины; г) экологические досуги, праздники; д) дидактические игры; е) диагностические карты, анкеты; Фонд методического кабинета:• библиотека;• игротека;• аудиотека;• фонотека. Риски и пути преодоления рисков.Риски 1. Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.2. Низкое познавательное развитие детей.3. Низкая заинтересованность родителей.4. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.5. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне.6. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материалаПути преодоления рисков1. Распределить ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов.3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Общение с природой", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.ВыводыПроект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. Большинство современных детей редко «общается» с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.Литература.Рыжова, Н. А. «Я и природа»Николаева, С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,Иванова, А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2001. – 208 с.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 128 с.Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 160с.Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 496 с.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – синтез, 2008. – 144 с.