Эстетическое воспитание воспитанников кружка "Мир танца" средствами хореографии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эстетическое воспитание воспитанников кружка "Мир танца" средствами хореографии
Автор: Беломыльцева Наталья Владимировна

Эстетическое воспитание воспитанников кружка «Мир танца» средствами хореографииСфера современного бального танца - бытовые жизненные ситуации, праздники, балы, вечера и т. д., где его главная цель способствовать общению людей между собой. Однако социальная роль бального танца значительно шире, она определяется теми многообразными эстетическими этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано обучение танцевальному искусству.Новое тысячелетие диктует новые правила жизни, требующие от человека активных действий. В соответствии с государственной политикой сохранения и развития культуры в последние годы успешно реализуются значимые проекты и мероприятия, где вопросы художественно-эстетического воспитания и образования являются основополагающими. Бальный танец как искусство человековедения, где объектом исследования и изображения, а равно инструментом и исполнителем является сам человек, да еще непосредственно взаимодействует с партнером на сцене и зрителями, является уникальнейшим средством развития социально активной, творческой личности.Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, воспитанник не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, воспитанник глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, а эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.Художественно-эстетическое воспитание снова нравственного и духовного развития личности. Процесс художественно-эстетического воспитания личности средствами бального танца отличается длительностью. По сути, он длиться всю жизнь. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит любимая деятельность. Залог эффективности воспитательного процесса в коллективе бального танца - атмосфера творческой радости от совместной работы, обстановка доверия и требовательности с преимущественной ориентацией на положительное.Главная цель образования и воспитания ормирование всесторонне и гармонически развитой личности, которая по-прежнему остается идеалом всего человечества. Эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Оно обеспечивает возможность общеэстетического образования, уделяя равное внимание всем видам искусства и осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра). Художественно-эстетическое воспитание происходит также под влиянием средств массовой информации. Особая роль в эстетическом воспитании отводится бальной хореографии. Волнуя и радуя, она раскрывает перед воспитанниками социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Научить ученика различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественно-эстетическое воспитание должно проходить так, чтобы воспитанник чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряжённая работа окрашивается радостными чувствами. Видя красоту движения в бальных танцах, ученик коллектива бального танца развивается эстетически, приучается замечать и создавать прекрасное.Между тем бальный танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного художественно-эстетического совершенствования личности воспитанника, для его гармоничного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений воспитанника, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа.Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание». Художественно-эстетическое воспитание то творческий, направленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников на создание оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие индивидуальности, самоактуализации личности.Художественно-эстетическое воспитание -процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития творческих задатков и способностей. В число главных задач художественно-эстетического воспитания входят:- формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей;- раскрытие ученикам красоты и логики простейшего движения вообще и танцевальных движений в частности;- приобретение навыков синхронизации танцевальных движений, осознание их закономерного характера, координации и умения управлять ими.Задачи художественно-эстетического воспитания решаются не только в учебно-воспитательном процессе, но и на конкурсных выступлениях. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у учеников эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Чем совершенна техника исполнения фигур, тем движения человека естественны, красивы, целесообразны и продуктивны. Педагог формирует эстетический вкус, обращая внимание также на правильную осанку, аккуратный костюм, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания.Танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое художественно-эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радует точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.Педагог дополнительного образования постоянно занимается эстетическим развитием своих воспитанников с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование познания интернациональной культуры, народного творчества, интереса и понимание красоты окружающего мира, общения.Художественно-эстетическое воспитание должно проводиться систематически, только тогда оно приведёт к положительным результатам. Сложность художественно-эстетического воспитания определяется тем, что ученики в коллективе бального танца встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой не просто. При этом педагогу бального танца приходится проявлять такт, чуткость, применяя индивидуальный подход к воспитанникам. Он должен заинтересовать учеников, использовать в работе возможности каждого воспитанника, его перспективы. В обращении необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни.Сегодня резко возрастает ценность и значимость художественно-эстетического воспитания в образовании. Основные условия художественно-эстетического воспитания:- уделять самое пристальное внимание проблеме художественно-эстетического развития учеников коллектива бального танца, формированию их художественной культуры как части духовной культуры. Поскольку нравственная культура формируется как на основе воздействия окружающих его людей, постоянно общающихся с ним, так и с помощью тех образцов, которые создает искусство: музыка и хореография, литература, театр, живопись, думается, что искусство может быть использовано в качестве важнейшего способа нравственного развития личности учащегося;- для возможности благоприятного и разностороннего художественно-эстетического воспитания ученика способствовать созданию и сохранению коллективов бального танца, так как их педагогическая и социальная эффективность обеспечивает преемственность воспитательного процесса разными возрастными группами, ориентированного на активное творчество;- в работе с воспитанниками уделять серьезное внимание выбору репертуара с учетом возрастных особенностей. Провести тематические концертные выступления, игровые конкурсные программы с привлечением семьи ребенка;- большое внимание уделять проведению коллективных занятий совместно с родителями, используя различные формы: походы в театр, концертные залы, прогулки по городу, выезды на природу и т. д.;- каждому педагогу смоделировать новые формы занятий, например, занятие - путешествие (по стране, по эпохе, по творчеству танцора и т. д.);- заниматься совместно с детьми благотворительной деятельностью с обязательным объяснением, зачем, почему и для кого это делается (помогать ближнему своему);- концерты для инвалидов, детей-сирот;- постоянно пояснять участникам понятия и противопоставления (добро - зло, прекрасное езобразное, война - жизнь без конфликтов и разрушений).Необходимо убеждать воспитанника, что, общаясь с прекрасным миром искусства, он способен изменить свою жизнь к лучшему и он сам средствами искусства может нести в мир прекрасное, излечивая души окружающих. В кружке «Мир танца» ведется работа по выявлению одаренных участников в области бальной хореографии. Для них необходимо предусмотреть специальные занятия индивидуальной подготовки, целью которых будет повышение уровня танцевания и профессиональная ориентация одаренных детей.Таким образом, это способствуют умственному, нравственному эстетическому, физическому, а главное творческому развитию ученика коллектива бального танца.Занятия бальными танцами укрепляют организм: улучшают кровообращение, нормализуют нервную и дыхательную системы, развивают и поддерживают мышечный тонус. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.В ходе учебно-тренировочных занятий воспитываются морально-волевые качества - ловкость, четкость, точность и т.д.В процессе изучения бальной хореографии развиваются художественно-творческие способности, музыкально-ритмическое чувство, пространственные и временные ориентировки, внимание, память. При помощи движения ученик коллектива бального танца познает мир. Занятия бальными танцами развивают: дисциплинированность, трудолюбие и терпение, чувство ответственности так необходимое в жизни, аккуратность в исполнении движений и опрятности в жизни, воспитании этикета.Залог эффективности воспитательного процесса кружка «Мир танца» - атмосфера творческой радости от совместной работы, обстановка доверия и требовательности с преимущественной ориентацией на положительное.