"Цветок семейного счастья"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цветок семейного счастья"
Автор: Ишина Татьяна Григорьевна

Сценарий семейного праздника «Цветок семейного счастья»Воспитание подрастающего поколения сегодня происходит в сложных социальных условиях. Общество подвергается глубокому реформированию, смене ценностных ориентиров и нравственных идеалов, резкой дифференциации доходов, высокой занятостью и безработицей родителей. В обществе повышается проблематичность и актуальность нравственного воспитания. На образовательные учреждения ложится ответственность найти наиболее приемлемые методы и подходы к приобретению детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали. Нравственное развитие – дело ответственное и важное. Начинать его необходимо с самых ранних лет. Для этого подойдут разные способы и методы, но важно помнить, что вырастить достойного, порядочного, с глубоким внутренним содержанием человека не так просто – на это необходимо время. Воспитательная работа должна быть выстроена таким образом, что простые нравственные истины ребёнок усваивал не в виде внушений и назиданий от взрослых, а постигал и усваивал сам. Но для этого необходима такая воспитательная среда, где будет культивироваться любовь к Родине и своему народу, уважение к старшим и бережное отношение к природе, умение быть чутким, готовым откликнуться на беду соседа, честным и ответственным. Таким воспитательным потенциалом в первую очередь обладает семья. Именно правильное воспитание ребёнка в семье поможет ему в дальнейшем следовать нравственным ориентирам.Цель занятия: расширять и обобщать представления детей о своей семье, родственных отношениях.Задачи: рассмотреть роль ребенка в семье, его отношения в семье; развивать творческие и коммуникативные способности ребенка;Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьиПобуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства.Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;Предварительная работа:изготовление цветка с 7 лепестками, на лепестках надписи: родство; любовь; забота; здоровье;веселье; дружба; увлечение;Ход праздника.Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Мы собрались сегодня все вместе, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека - о его семье. Люди есть такие – Самые родные, Самые любимые, Самые ранимые Сколь не велика беда Рассмешат они всегда Грусти некуда деваться, Ей приходится скрываться. Если спросишь: кто это? Вам не долго ждать ответа На вопрос отвечу я Просто – напросто - семья!Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.Давайте вместе произнесем слово «Семья». Семь - я. Что оно означает?Давайте послушаем, что об этом думают дети? (аудиозапись). Действительно, семья – это (сделать вывод из высказываний детей).Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть.(Ведущий выносит цветок)А начнём мы наш праздник с загадок. Отвечать хором, дружно умеете? кто дружнее ответит на мои загадки?1. Встали мы сегодня рано: Папа, бабушка и мама, дед, сестрёнка, брат и я. Вместе мы – одна…(семья)2. В печали и в радости, не зная усталости, с пораженьем и с победой я вернусь, где бы я ни был. Потому что ждёт меня моя дружная….(семья).3. Она опора мне и дом, она мне друг всегда во всём, она поможет, ободрит, она, быть может, пожурит. Горой вся встанет за меня моя крепкая….(семья).- Семья-это самое дорогое, что есть у человека. Это его опора, его радость, его тыл. Каждому из нас дорог свой родной дом. Но не так-то просто поддерживать свой домашний очаг, семейное тепло. Об этом хорошо сказано в народных пословицах и поговорках. Сейчас я начну говорить пословицы, а вы должны их закончить и мы увидим, в какой семье чаще обращаются к народной мудрости. 1. Дом вести - …..(не лапти плести). 2 На что и клад, когда в семье лад. 3 Куда матушка, туда и дитятко. 4 Не та мать, что родила, а та, что вспоила, вскормила да добру научила. 5 Дома и стены помогают. 6 В семье согласно, так идет дело прекрасно.7. Пойди в гости смело, когда….( в доме нет дела).8. Дружно – не грузно, а врозь -…(хоть брось).- Молодцы! Народную мудрость знаете. Но семья – это, как правило, не только мама, папа и дети. В семье есть много всяких родственников и каждый из них имеет своё семейное звание. Сейчас я проверю, знаете ли вы, кто кому кем приходится в семье.Викторина «Родственники»:1.Сестра мужа (золовка).2. Брат жены (шурин).3. Папа мамы (дедушка).4. Мама мамы (бабушка).5. Дети детей (внуки).6. сестра мамы тетя)7. брат папы (дядя)8. сыновья мамы (братья)Излучает она свет, от улыбки – ямочка.Никого дороже нет, чем родная…(мамочка)Всё хозяйство: лебеда, да хохлатка Рябушка,Но яичницей всегда нас накормит…(бабушка)Надарили безделушек – семь матрешек и бобренка,Но дороже всех игрушек для меня моя…(сестренка)Угадай – ка, кто же это? Ключи от авто, галстук, шляпа,Жду, друзья, от вас ответа. Молодцы! Конечно! 9папа)Мочит в теплом молоке он кусочек хлебушкаХодит с палочкой в руке наш любимый…(дедушка)А каких еще родственников вы знаете?- Семья получилась у нас большая. А вот какая она, давайте сейчас и определим.Давайте поиграем с мячом. Я буду называть члена семьи, и бросать вам мяч. Вы должны его поймать и сказать, что делает папа, мама или вы, для своей семьи. Какие каждый из вас выполняет обязанности?Конкурс «Назови семью».Перед семьями выносятся буквы С-Е-М-Ь-Я. Семейным командам нужно придумать прилагательные на каждую букву, характеризующие семью.Например «С» - счастливая, славная, спортивная, смелая и т.д.Ведущий Дети, я думаю, что каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. (Показывает образец). Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья.Ведущий: Семья это сложный организм, недаром же она называется « семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений. Кем может быть в семье женщина?Ответы детей.Кем может быть в семье мужчина?Ответы детей- Правильно А в ваших семьях кто вы? - Ответы детейВедущий: Вот, сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. п.- Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? ( ответы учащихся) Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция? - Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ?»Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?( ответы учащихся)В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.- А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входил из семьи.Ведущий. Итак, мы сейчас доказали с вами, что первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений.(Прикрепляется первый лепесток - «родство»). Ведущий. В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное - любят друг друга.А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми добрыми словами.(Шкатулка передается по кругу)Теперь мы знаем, что любовь и уважение к своим близким наши семьи выражают добрыми и ласковыми словами.(Прикрепляется второй лепесток - «любовь»).Ведущий. Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. И сейчас мы узнаем, какие замечательные помощники живут в наших семьях.Конкурс «Помощники» (совместное приготовление салата).Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем.Девочка: К приходу гостей принято в доме наводить порядок. Но у мамы столько дел, что на помощь приходят помощники-дети.КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ”Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?Команды отвечают.– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.Семьи-команды выполняют задание. Далее – защита проектов “Дом моей мечты”.2-й ведущий: Благодарим всех строителей. Дома у всех оказались прекрасными.испытание: «Подмети пол»Дети берут веники и совки и под музыку подметают пол, складывая мусор в своё ведро. В качестве мусора маленькие воздушные шарики. В конце итог – « чистота – залог здоровья»Замети шары в обручБросаю мяч и называю члена семьи. Какие обязанности он выполняет?(Прикрепляется третий лепесток - «забота»).Игра «Это я, это я, это вся моя семья» Кто с улыбкою весёлой Весело шагает в школу? Кто расправил грудь и плечи Рад сегодня нашей встрече? Кто из вас своим трудом Украшает класс и дом?Кто же с книжкою ложитсяЕсли вдруг ему не спится? Ну, а кто скажите это Не читает и газету? Кто из вас не ходит хмурый Любит спорт и физкультуру? Кто скажите, сделав вызов Смотрит только телевизор? Кто не любит приключений Сказок и стихотворений. Кто со мною так считает Семья в счастье украшает А в несчастье утешает?Взрослый: Какой вечер в семье обойдётся без смеха и шуток. Поиграем.Пятое испытание: «Устами младенца»Зачитывается описание предмета со слов-объяснений детей, необходимо догадаться как можно раньше, о чём речь.( слова выбираются по теме «дом», «семья», «родители и дети»).КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”.– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)– В них играют все дети. (Игрушки)– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)Взрослый: Пусть в ваших семьях не смолкает детский смех, рождаются дети и продолжают ваш род. (На цветке появляется четвертый лепесток, обозначающий веселье)Игра « Аплодисменты»- кто похож на папу? Аплодисменты.- кто похож на маму? Аплодисменты.-кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты.-в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты.- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты.-к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты-кто помогает родителям по дому? Аплодисменты.-кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты.-кто любит слушать весёлые песни? Аплодисменты.Ведущий. Я думаю, что вы очень любите свой родной дом. Не важно - большой он или маленький, в городе или в деревне. И, наверное, каждый из вас хочет, чтобы в вашем доме было красиво и уютно. Сейчас я предлагаю участникам нашего праздника сделать свой дом еще краше. (Из предложенных материалов участникам предлагается сделать красивую картинку для украшения интерьера дома).Пока семьи - участницы трудятся, вас ждет музыкальный сюрприз.Ведущий. Вы все дружно работали, поэтому у всех картины получились очень красивыми, яркими. И мы узнали еще один секрет счастливой семьи - она должна быть дружной.Заплети косы(Крепится пятый лепесток - «дружба»).Ведущий. Есть такая пословица «В здоровом теле - здоровый дух». Если человек здоров - он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится. Поэтому мы должны заботиться о своем здоровье, а начинаем мы это делать с зарядки.счастливая семья - это здоровая семья.(Крепится шестой лепесток - «здоровье»).Ведущий. Славно мы сегодня вечер проводим, и я, кажется, знаю, что еще необходимо для того, чтобы семья была счастлива. Может, кто-нибудь подскажет мне? Да, дети, это всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить свое свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится. О своем отдыхе и увлечениях нам сейчас расскажут участницы нашего праздника.«Картина из отпечатков пальцев»Ведущий: Когда неграмотному человеку нужно подписаться под документом, он ставит крестик или отпечаток своего пальца. Отпечаток лучше, чем крестик: крестик можно подделать, а отпечаток – никогда. Представьте, что одного безграмотного человека попросили поставить подпись. Он поставил отпечаток пальца, а потом решил, что этого мало, что нужно более подробно рассказать о себе. Тогда он взял несколько чистых листков бумаги и стал отпечатками пальцев рисовать свою биографию. Попробуйте повторить то, что нарисовал неграмотный человек. Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на тему – «Моя семья»Осеннее дерево с листочками или ладошкамиВот и седьмой лепесток раскрылся на нашем цветке - «увлечение» Расцвел наш красивый цветок - цветок «Семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. В гости с пустыми руками не ходят. Мы с ребятами приготовили для всех памятные сувениры-обереги. Пусть они хранят тепло вашего домашнего очага, вокруг которого каждый вечер собираются близкие и родные, а дом будет похож на маленькую планету по имени Семья.вручают сувениры-обереги. Мы желаем вам - Мира, добра и везения Благополучия и уважения, Процветания в придачу.Все хором: Пусть в семье живёт удача. Литература:1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Семья и семейное воспитание: пособие для педагогов. М.: – 2006. 3. Доронова Т.Н. и др. «Семья – единое пространство детского развития». М.: – 2001 г.4. Еременко Н.И., Раткевич Н.В. Воспитательная работа в 5 классе. – Волгоград: Экстремум, 2005.5. Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль, 1997.6. Журнал “Классный руководитель” № 3, 2005.7. Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2006.8. Журнал “Читаем, учимся, играем” № 3, 2006. 9. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М: Современник, 2006.10. Кравцов Г. Личность формируется в семье. – Ж. Педагогика, № 2 – 2001.11. Интернет- ресурсы Ведущий: Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушекСценка «Бабушки и внуки».Две старушки.1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь? 2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю. 2-я: Правда? Это ты их так балуешь?l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.2-я: О, действительно строго.l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »l-я: Так, хорошо.2-я: «оо И днем и ночью пес ученый ... »l-я: Какой пес? Какой пес?2-я: Ну, я не знаю какая у него порода. l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... »l-я: Ну?2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?2-я: Ее уже назвали.l-я: Как?2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ..Ведущий: Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?« Давным-давно много веков тому назад, так много звёзд на небе, Слайд 3 как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: « Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»« А в какие ночи твой свет становится ярким?»- спросила Луна.«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Слайд 4 Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?« Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна.« Да,- ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, Слайд 5 который был долгое время в дороге . Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»« А какими были его глаза?»- недоумённо спросила Луна.« Они светились в темноте от счастья и радости»- ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжала.- Чему ты радуешься, странник»?И он ответил: « Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи- жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Слайд 6Звёздочка замолчала, а затем ответила: Слайд 7« Вот с той самой поры, я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: « Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми»?« А разве это возможно»?- с надеждой спросила Звёздочка.Луна, не говоря больше ни слова, Слайд 8махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь одна Семья!» Слайд 9