Неполные предложения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Неполные предложения
Автор: Привалова Марина Ивановна

План-конспект урокаПредмет: русский язык.Класс: 8б.Учитель: Привалова М.И.Тип урока: повторение и закрепление.Тема: Неполные предложения.Цель: углубить знания учащихся о строении предложений, формировать практические умения и навыки, учить определять пропущенный член предложения, ставить тире на месте его пропуска, совершенствовать умения различать односоставные и неполные предложения, обратить внимание на стилистические особенности употребления неполных предложений, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать серьезное отношение к жизни.Познавательные задачи:
  • закрепить знания о неполных предложениях;
  • показать сферу их употребления;
  • формировать лингвистическое мировоззрение у обучающихся ;
  • совершенствовать знания о родном языке;
  • развивать языковой и эстетический идеал;
  • стимулировать творческую деятельность.
  • Практические задачи:
  • сформировать умение находить неполные предложения в текстах;
  • показать значение интонации в неполных предложениях;
  • обогащать словарный запас речи учащихся;
  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать творческое воображение учащихся
  • Общепредметные задачи:
  • воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя аргументы);
  • развивать логическое мышление;
  • формировать осознание ценности совместной деятельности;
  • обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой;
  • совершенствовать навыки чтения.
  • ФОУД (форма организации учебной деятельности обучающихся): фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы и приёмы обучения:
  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • виды работ, связанные с анализом текста;
  • дискуссия;
  • составление с учащимися предложений;
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.
  • Формируемые УУД:1. Личностные: развивать интерес к изучению языка; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.
  • Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.
  • Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.
  • Основные понятия, формируемые на уроке: неполные предложения, диалог, контекст, тире.Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями находить неполные предложения в художественных текстах, уместно использовать их в своей речи, ставить знаки препинания в неполных предложениях; умело интонационно произносить эти предложения.Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.Технологии:- Информационно-коммуникационные технологии;- Технология развития «критического мышления»;- Исследование в обучении;- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.Система оценок: взаимопроверка, взаимооценивание, оценка работы в группе; оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся. Эпиграф (на доске)Словарь языка свидетельствует,о чём думают люди,а грамматика – как они думают.Г.В.СтепановХод урока.
  • Организационный момент. Мотивация деятельности. Включение в деловой ритм. Приветствие.
  • Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Меня зовут Марина Ивановна! Сегодня урок русского языка проведу у вас я! Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь! Мотивация. 1. Психологический настрой «Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».- Как вы понимаете это выражение «Всё в твоих руках!» (результат вашей работы на уроке в ваших руках)2. Запись числа, классной работы.Запишем число. Девятнадцатое декабря. Классная работа. Тема урока. (Слайд 1)
  • Сообщение цели урока.
  • - Ребята, сегодня мы с вами повторим и закрепим знания о полных и неполных предложениях. И прежде чем продолжить работу, давайте поставим перед собой цели: чему хотим научиться, что нового хотим узнать и т.д.Буду знать: Что такое полное и неполное предложение;Разновидности неполных предложений;Когда в таких предложениях ставится тире.Буду уметь:Находить неполные предложения в тексте;Правильно оформлять их на письме;Определять роль неполных предложений в тексте;Использовать неполные предложения в речи.( Слайд 2,3)
  • Повторение и закрепление теоретических знаний об односоставных и неполных предложениях.
  • - Вы конечно же помните поговорку: «Повторение – мать учения». Поэтому давайте вспомним и повторим:
  • Какие предложения мы называем односоставными?
  • Перечислите их.
  • (Слайд 4)Односоставные предложения:Грамматическая основа состоит из одного главного члена
  • Определённо-личные предложения
  • Неопределенно-личные предложения
  • Предложения с обобщенно-личным значением
  • Безличные предложения
  • Назывные предложения
  • - Какие предложения называются определенно-личными?(Слайд 5)Определённо-личные предложения:о/л называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в форме 1 и 2 л., ед. и мнисла, которое достаточно определенно указывают на лицо и число.Например:
  • Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.).
  • Уходим завтра в море (1л.мн.ч).
  • Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)?
  • Выберите себе книгу (2л.ед.ч.).
  • - Какие предложения называются неопределенно-личными?(Слайд 6)Неопределенно-личные предложения:н/л называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое в форме 3л., мн.ч., наст. и буд. времени и в форме мн.ч. в прошедшем времени.Например:
  • Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч., настр.)?
  • В дверь постучались (прош.вр., мн.ч.).
  • - Предложения с обобщенно-личным значением. Что о них вы можете сказать? (Слайд 7)Предложения с обобщенно-личным значением:н/л и о/л предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, т.е. любым лицом и обобщенное значение времени, т.е. действие может быть отнесено к любому времени (чаще всего это пословицы и поговорки). Например:
  • Цыплят по осени считают (3л., мн.ч.).
  • Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч.).
  • - Что вы знаете о безличных предложениях?(Слайд 8)Безличные предложения:б/л называются односоставные предложения, в которых действие или состояние не создаются деятелем.При сказуемом нет и не может быть подлежащего.Например:В воздухе запахло грозой. (Г.-М.) - Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении?(Слайд 9) Сказуемое в б/л предложении выражается:
  • б/л глаголом: На дворе вечереет.
  • б/л формой личного глагола: Пахнет сеном.
  • Словом НЕТ: У меня нет линейки.
  • Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе.
  • Инфинитивом: Вам не видать таких сражений.
  • СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось.
  • СИС (глагол связка в начальной форме + именная часть в форме срода): В избе жарко натоплено.
  • - Какие предложения являются назывными?(Слайд 10)Назывными называются односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов и явления.Главный член выражается именем существительным в им.п.Например:Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!5. Выполнение тренировочных упражнений.А) В данных предложениях подчеркните сказуемые и определите вид предложения.Здесь рыбу не ловят. Н/ЛСпешу к вам на помощь. О/ЛПодмораживает. БНа этой реке нет мостов. БПора спать. БНа улице ветрено и сыро. БСоставьте график дежурства. О/Л(Слайд 11,12)Б) Найдите односоставные предложения. (Устно)Вечер. Взморье. Вздохи ветра.Величавый возглас волн.Близко буря. В берег бьётсяЧуждый чарам чёрный чёлн.К. Бальмонт Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. А. Блок.(Слайд 13, 14)Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.С. Есенин. За что-то меня упрекают И в чём-то согласны со мной: Так исповедь льётся немая Беседы блаженнейшей той. А. Ахматова.(Слайд 15,16)6. Повторение и закрепление теоретических знаний об односоставных и неполных предложениях.-А теперь вспомните, какие предложения называются неполными?(Слайд 17)Неполные предложения:Неполными называются предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, необходимый для полноты строения и значения.Пропущенные члены легко восстановить благодаря предыдущим предложениям.Неполные предложения чаще всего употребляются в диалоге или во второй части сложного предложения-Что вы можете сказать об эллиптических предложениях?(Слайд 18)Эллиптические предложения:В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения :Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли:А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.7. Выполнение тренировочных предложений.
  • Запишите и охарактеризуйте предложения. Выполним самостоятельно. (выполнение с последующей проверкой)
  • 1. Старый кожаный диван. (односоставное, назывное, полное)2. В углу старый диван. (двусоставное, неполное, на наличие сказуемого указывает обстоятельство в углу)3. Во дворах жгут сухие листья. (Односоставное , н/л предложение)4. Что делают дворники осенью? (Двусоставное, неполное)– Во дворах жгут сухие листья.(Слайд 19, 20)
  • Скажите, являются ли неполными следующие предложения? (Устно)
  • 1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём.  (Все полные односоставные)(Слайд 21,22)
  • Определите, какие это предложения: (Выполнить устно)
  • Вам сообщили о моём приезде?  (Полное, односост./л) Сообщили.  (Неполное, односост., н/л) Скоро ли, наконец, потеплеет?  (Полное, односост., б/л) Скоро.  (Неполное, односост., н/л) (Слайд 23, 24)
  • Расставьте знаки препинания, укажите неполные предложения.
  • 1941 год. Зоя Космодемьянская стояла перед командиром партизанского отряда. Он испытывающе вглядывался в её лицо. - Вы не боитесь идти в тыл врага? - Нет. Не боюсь. - А если вы попадётесь, если пытать будут? - Выдержу. Её уверенность понравилась командиру, и он принял Зою в отряд. (Слайд 25, 26)
  • Исправьте предложения, чтобы не было повтора. (Выполнить устно)
  • 1.Сухие деревья горят, живые деревья плоды приносят.2. Брат интересуется музыкой, я интересуюсь живописью.3. В этом году наш класс поедет на экскурсию в Ставрополь, а в будущем году наш класс поедет на экскурсию в Кисловодск.(1.Сухие деревья горят, живые - плоды приносят.2. Брат интересуется музыкой, я - живописью.3. В этом году наш класс поедет на экскурсию в Ставрополь, а в будущем - в Кисловодск.)(Слайд 27, 28)
  • Буквенный диктант. Запишите порядковый номер и тип предложения.
  • ( Выполняют 2 человека у доски по 5 предложений) Н – назывные, Б/Л – безличные, О/Л – определенно-личные, Н/Л – неопределённо-личные, ДС – двусоставное предложения.1) Божественная ночь! Очаровательная ночь! 2) Кругом ни звука. 3) Не платившего должника приковали цепью к пушке. 4) Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. 5) Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом. 6) Пленникам сильно прискучило сидеть в мешках.7) Вот и обожженное дерево и кусты терновника! 8) Нет уз светлее товарищества.9) Морозило сильнее, чем с утра. 10) Возьми свои палки, да и колоти. 11) Что, Кошевой, пора бы погулять запорожцам! 1) Н (назывное) 2) Б (безличное) 3) Н/Л (неопред.-личное) 4) ДС( двусоставное) 5) О/Л (опред. – личное ) 6) Б (безличное) 7) Н (назывное) 8) Б безличное) 9) Б (безличное) 10) О/Л(опред. – л.) 11) Б (безличное)(Слайд 29,30,31)
  • Лингвистическая задача конструктор.
  • -А сейчас давайте немного отдохнем и поработаем с лингвистической задачей конструктором. 1. Осенью птицы улетают на юг. 2. Осенний морозец разрумянил щеки. 3. Кисти винограда свисают до земли. 4. Рябины украшают наши леса. Из первого предложения возьмите первое обстоятельство, но при этом в вашем предложении оно будет подлежащим. Из предложения 2 возьмите сказуемое. Из третьего предложения возьмите подлежащее, но в вашем предложении оно будет дополнением. Из последнего предложения возьмите подлежащее, но в вашем предложении это слово будет стоять в единственном числе, винительном падеже.Осень румянит кисти рябины. (Слайд 32, 33)
  • Творческая работа.
  • -Создайте свой текст: Сочинение-миниатюра «Декабрьский (осенний) денек», используя односоставные и неполные предложения. Как вариант можете воспользоваться одной из картин И.Левитана. В сочинение можете добавить диалог по теме «Разговор перед картиной», используя правила общения. Или выполните упр. 257.(Слайд 34-36)
  • Самооценка.
  • -Напишите в тетради отзыв об уроке, о своей работе на уроке в нескольких предложениях. (Слайд 37)-Если кто затрудняется, может воспользоваться готовыми предложениями.(Слайд 38)
  • Домашняя работа.
  • 1. Повторить теоретический материал.2. Выполнить упражнение 259.3. Выписать из художественной литературы диалог с неполными предложениями.- Всем спасибо.(Слайд 39)Резерв1. Проанализируем текст1)Был конец ноября. 2) До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4)Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.5)Жизнь на нём протекала размеренно. 6)Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7)Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8) До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9)В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.10)Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11)Следующие два часа посвящались отдыху. (И. Бунин. ) 1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.5). Жизнь на нём протекала размеренно.6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11).Следующие два часа посвящались отдыху.
  • Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений.
  • 1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин)  2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. К. Бальмонт 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко)  4. Стоял теплый, солнечный апрель. (Б. Пастернак)  5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев)  7. Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? (А.Фет)  8. Поезд отходил поздно ночью. (Б. Пастернак)  9. Они окунали в воду могучие свои ветви, и серебряный ивовый лист дрожал в бегущей воде.  (К. Паустовский)  10. Человек есть украшение мира. (М. Горький)  11. Тишина. Кукушка. Я один в лесу глухом. Б. Боков 12. Доброе слово всегда бывает кстати. (Пословица)  13. Ветер. Ночь. Путевые огни. Водокачка. Тень семафора. (А. Сурков)
  • КАРТОЧКА (определить тип односоставного предложения)
  • Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.(о-л)Смеркается. (б)На перевале караван задержался. (двусост)Мороз. (наз) Хрустит под валенками снег. (двусост)Середина января. (наз) На полях почти совсем нет снега.(б-л)Построили редут. (н)Не жалею, не зову, не плачу…(о-л)