рабочая программа логопедических занятий для учащихся 4 специального (коррекционного) класса VIII вида


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа логопедических занятий для учащихся 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Автор: Захарова Елена Вениаминовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа для проведения логопедических занятий с учащимися 4-в класса (обучение по программе VIIIвида) разработана с опорой на следующие нормативные документы:
  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  • Планируемых результатов начального общего образования.
  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мыскаменская школа-интернат»
  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г).
  • Программа логопедической работы с детьми овладевающими русским (неродным) языком. Г.В. Чиркина, А.В.Лагутина.
  • Программы: Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах»: Метод. пособие для учителя- логопеда.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 Основная цель: создание условий, способствующие развитию личности ребёнка.
  • Основная задача: способствовать формированию готовности детей с ОВЗ к обучению в игровой деятельности.Сроки освоения, программы: 1-2 года обучения (в зависимости от времени пребывания ребёнка в школе).Программа рассчитана на 68 занятий (2 занятия в неделю) - совместной деятельности ребёнка и учителя-логопеда; Содержание программы интегрирует следующие направления: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.Основные цели познавательно-речевого развития: формирование познавательных интересов, расширение кругозора, сенсорных эталонов, развитие устной речи, подготовка к освоению письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления.Основные цели социально-личностного развития: формирование мотивации учения, способности произвольного регулирования деятельности, содействие становлению ценностных ориентации.Основные цели художественно-эстетического развития: способствование художественно-эстетическому развитию детей путём обогащения сенсорного и чувственного опыта ребёнка и удовлетворения потребности в творческом самовыражении.Каждая тема включает совокупность перечисленных направлений развития ребёнка, предоставляя возможность для выбора деятельности, поддержки детской инициативы, формирования потребности в совместной деятельности.Учебная программа включает четыре раздела: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся. Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков. Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему. Можно использовать ещё один вид заданий: игру "Укажи картинку". Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляет понимать смысл прочитанного. Упражнения "Составь словосочетание", "Выбери признак", "Подбери родственное слово" и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем.Упражнения раздела "Развитие индивидуальных качеств учащихся" уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки.Как показывает опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя. С его помощью легко проследить степень усвоения материала, развивать внимание, зрительную память, мышление. Но при планировании урока и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и дробить материал, чтобы дети не уставали. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ КУРСА Своевременное устранение речевой патологии учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по русскому языку. В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся. Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).Программа обеспечивает достижение выпускниками первого класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты:
  • Формирование чувства гордости за правильное употребление и овладение речью, в соответствии с базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
  • Формирование правильной работы артикуляторного аппарата и языковых средств общения, путём обогащения лексико-грамматического строя и коррекции фонематического восприятия;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать свою речь с образцом;
  • Наличие мотивации к труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
  • Привитие и принятие правильной речи, как источнику успешной жизни.
  • Метапредметные результаты:
  • Овладение способностью понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Формирования умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимание успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Овладение навыками пользования правильной речи в соответствии с целями и задачами осознанного употребления речевой коммуникации;
  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и пути её достижения;
  • Осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Предметные результаты:
  • Осознание значимости чтения и письма для личного развития;
  • Формирование графических и орфографических навыков;
  • Достижение необходимого уровня компетентности в пользовании устной речью;
  • Умение использовать различные виды анализа, составление предложений и рассказов по картинкам и без них;
  • Умение связывать, сопоставлять, соотносить, оценивать;
  • Развивать творческие способности и артикуляционные навыкиСодержание программыУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙБазовые ожидаемые результатыФормирование универсальных учебных действий:
  • Овладение операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация);
  • 2. Выполнение инструкций взрослых, действия по образцу, коррекция деятельности на основе инструкции, контроль результата деятельности;
  • Умение внимательно слушать текст, рассматривать иллюстрации в книге, выделять элементы, самостоятельно пользоваться книгой;
  • Восприятие, понимание, ответ на вопрос, умение задавать вопросы;
  • Обсуждение доступной темы.
  • Формирование сенсорного опыта и представление о форме:
  • Ориентация в пространстве, определение цвета;
  • Узнавание, называние, сравнение предметов.
  • Представления об окружающем миреЗнание и использование в практической деятельности знаний о
  • Представителях деревьев, кустарников, трав;
  • Животных (насекомых, птиц, зверей):
  • Предметах быта.
  • Обучение грамоте и развитие речи
  • Умение слышать, произносить, различать звуки на основе сформированного эталонного произношения и представлений о конкретных качествах звука;
  • Сопоставление звука и его изображения в виде букв
  • Различение и выделение звуков на фоне слова;
  • Умение делить слово на части;
  • 5.Умение называть героев текста определять последовательность событий,восстанавливать цепь событий, понимать мотивы поступков героев, пересказывать.Деление материала по разделам позволит логопеду планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребёнок обучается в школе, и уровнем его речевого развития. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Технические средства обучения
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц и плакатов. 
  • Магнитная доска. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия».
  • Мультимедиа.
  • Компьютерные программы
  • Игры для тигры.
  • Учимся говорить.
  • Тренажёр мозга.
  • Домашний логопед.
  • Презентации на звукопроизношение и дифференциацию звуков.
  • Методические пособия для учителей-логопедов
  • Репина З.А., ДоросинскаяА.В. «Опосредованная артикуляционная гимнастика» Уральский государственный педагогический институт НПРЦ Бонум, г. Екатеринбург- 1999.
  • 13. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах»: Метод. пособие для учителя- логопеда.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 М.: 2011.
  • В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроризношения» - Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  • В.К. Воробьева «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» . Издательство АСТ АСТРЕЛЬ, Транзиткнига М.: 2006.
  • В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6-7 лет» Е. Творческий центр СФЕРА, М.: 2005 г.
  • В.С. Кукушин «Логопедия в школе» - Издательский центр МарТ, Москва-Ростов-на-Дону -2005.
  • Е.А.Алябьева. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения» Творческий центр СФЕРА, М.: 2005.
  • З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» Издательство ПРОСВЯЩЕНИЕ, М.: 1991.
  • М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Издательство ПРОСВЯЩЕНИЕ, М.: 1989.
  • Н.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» Издательство Санкт-Петербург Детство-пресс, 2004.
  • Н.Н.Максимчук «Игры по обучению грамоте и чтению» Издательство М.: ВАКО, 2004.
  • О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» Издательство ВЛАДОС, М.: 2008.
  • О.В.Печкурова «Современные уроки речи». Ростов-на-Дону издательство ФЕНИКС, 2003.