«Правила дорожного движения»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Правила дорожного движения»
Автор: Бычинская Светлана Александровна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 57 Московского р-на СПбКонспект логопедического занятия по ПДДна тему:«Правила дорожного движения»в подготовительной к школе группе Составила конспект:Бычинская Светлана Александровна Учитель-логопедЦель: систематизация и закрепление знаний детей по теме: «Правила дорожного движения».Задачи:Коррекционно – образовательные – систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно – падежные конструкции). Совершенствование навыка слогового анализа слов, чтение предложений. Коррекционно – развивающие – развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением. Воспитательные – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.Оборудование. Магнитная доска, набор картинок “виды транспорта”, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, тетради, карандаши. Предварительная работа. Составление плана загадки – описания о транспорте, составление предложений с заданным предлогом, чтение предложений, слоговой анализ слов.Слушание мелодии «Звуки автомобиля».Словарная работа: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Дом, в котором мы живём »: город, улица, светофор, дорога, переход, пешеход, тротуар, дома, транспорт, скамейка, фонтан, здание; пешеходный, городской; стоим, идём, шагаем, едем, смотрим, слушаем; назначение светофора.Ход проведения:1 часть. Организационный момент.Игра с мячом “Вспомни и назови” (развитие речевого слуха, внимание экспрессивной речи сложными словами). Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое пассажирское транспортное средство, грузовое, специальное транспортное средство. (Автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).Логопед: правила игры меняются, я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта.- Молоко возит (молоковоз)- Цемент возит (цементовоз)- Мусор возит (мусоровоз)- Контейнер возит (контейнеровоз)- Автомобили возит (автовоз)- Бетон мешает (бетономешалка)2 часть. Основная часть. Упражнение “Придумай загадку” (развитие связной речи, памяти, мышления.).Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Выберите понравившееся транспортное средство. Придумайте загадку – описание, используя план – схему, размещенную на магнитной доске 1. Вид транспорта.2. Цвет.3. Форма, размер. 4. Материал. 5. Детали. 6. Как используется:- Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)- Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (самосвал)- Это специальный дорожный транспорт, желтого цвета. Эта машина большая, металлическая. У нее есть кабина, два ковша с металлическими зубьями, два огромных колеса и два колеса поменьше. Это транспортное средство роет котлованы, выкапывает ямы. Что это (экскаватор).Логопед: А сейчас послушайте загадки по правилам дорожного движенияВсем знакомые полоски,Знают дети, знает взрослый,На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)На машинах здесь, друзья,Ехать никому нельзя,Можно ехать, знайте, дети,Только на…. ("Велосипедная дорожка".)А здесь, ребята, не до смеха, Ни на чем нельзя здесь ехать, Можно только своим ходом, Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)Этот знак заметишь сразу:Три цветных огромных глаза.Цвет у глаз определенный:Красный, желтый и зеленый.Загорелся красный – двигаться опасно.Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор) В белом треугольникеС окаемкой краснойЧеловечкам-школьникамОчень безопасно.Этот знак дорожный Знают все на свете:Будьте осторожны, На дороге … (дети). Что за знак дорожный:Красный крест на белом?Днем и ночью можноОбращаться смело!Врач повяжет головуБелою косынкоюИ окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).Тормози водитель. Стой! Знак - запрет перед тобой. Самый строгий этот знак, Чтоб не въехал ты впросак. Должен знак ты соблюдать, «Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).Остановка, толпится народ. Скоро автобус подойдёт. Здесь ждут транспорт городской, Едут в офис, в цех, домой. Едут в школу, детский сад, В праздник едут на парад. В уличном круговороте Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)Долго ехали, устали, И желудки заурчали, Это нам они признались, Что давно проголодались. Не прошло пяти минут Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) Этот знак для тех, кто болен Кто здоровьем не доволен. Придорожный Айболит Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)Я знаток дорожных правил Я машину здесь поставил На стоянке у ограды Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки) Д/и с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).Логопед: ребята, выходите в круг, будем составлять предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом. Дети по очереди говорят слова: “один, два, три, четыре, пять, буду кубик я вращать” . Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.на (На мусоровозе сидит ворона).через (Через мост переехал автобус.)над (Над автомобилем пролетели чижи.)между (Между домами стоит пожарная машина.)из (Из гаража выезжает самосвал.)в (В такси едут пассажиры.)3. Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Один -много»Дидактическая игра «Один - много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед.ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн.ч.: самолёт – много самолётов.Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.4. Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. Автомобиль, по, ехать, дорога.Лодка, река, по, деревянная, плыть.Магазин, около, велосипед, остановиться.Пассажиры, электричка, из, выходить.В, самолет, небо, лететь, высоко.Подъехать, остановка, к, трамвай.Мост, выехать, автобус, из-под. 5. Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на машине…».Едем, едем на машине, Имитируют движения рулём.Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.Скорости переключаем, «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.Смотрим пристально мы вдаль. Приставляют ладонь ко лбу.Дворники счищают капли Руки сгибают в локтях перед собой, ладонираскрывают.Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки вправо, влево.Волосы ерошит ветер. Над головой шевелят пальцами.Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.6. Логопед:- Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)Слайд 7-Сколько сигналов у светофора?- Что они обозначают?Стихотворение про СВЕТОФОРНа дорогах с давних порЕсть хозяин – светофор!Перед вами все цвета,Вам представить их пора.Загорелся красный свет,«Стой! Вперед дороги нет»!Желтый глаз твердит без слов:«К переходу будь готов!На зеленый свет – вперед!Путь свободен пешеход».7. Игра малой подвижности «Светофор». Дети сидят лицом к светофору.Логопед:Если свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно).Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт).Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья).Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.8. Дидактическая игра «Закончи предложение».Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками(На интерактивной доске -схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик). Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),Яму... (объехали) и дальше... (поехали).Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),Мост... (переехали) и дальше... (поехали).От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),Во двор... (заехали), вот и... (приехали9. Работа в тетрадях (совершенствование навыка слогового анализа слов).На столах разложены карточки рисунком вниз. Логопед: Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название вашего транспорта, зарисуйте в тетради схему данного слова. Отметьте красным карандашом на какой слог упало ударение. (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).10. Д/и “Слова рассыпались” (работа парами), (совершенствование навыка составления и чтения слов).Логопед : А сейчас нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора. Дети составляют и читают слова: Красный – стой!Желтый – приготовься!Зеленый – иди!III часть. Итог занятияЛогопед: Давайте вспомним что мы сегодня делали (называли сложные слова, придумывали и отгадывали загадки, составляли предложения, рисовали схему слова, собирали рассыпавшиеся слоги).Сюрпризный момент.Логопед: Ребята, к нам приехал странный транспорт, что же это?Дети: Это маршрутное такси. Логопед: Да, ребята, оно привезло нам подарки. (Каждый ребенок получает наклейку с изображением транспорта).