«Правила дорожного движения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Правила дорожного движения»
Автор: Бычинская Светлана Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 57 Московского р-на СПбКонспект логопедического занятия по ПДДна тему:«Правила дорожного движения»в подготовительной к школе группе Составила конспект:Бычинская Светлана Александровна Учитель-логопедЦель: систематизация и закрепление знаний детей по теме: «Правила дорожного движения».Задачи:Коррекционно – образовательные – систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно – падежные конструкции). Совершенствование навыка слогового анализа слов, чтение предложений. Коррекционно – развивающие – развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением. Воспитательные – воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.Оборудование. Магнитная доска, набор картинок “виды транспорта”, мяч, план – схема описательного рассказа о транспорте, кубики с изображением символов предлогов, тетради, карандаши. Предварительная работа. Составление плана загадки – описания о транспорте, составление предложений с заданным предлогом, чтение предложений, слоговой анализ слов.Слушание мелодии «Звуки автомобиля».Словарная работа: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Дом, в котором мы живём »: город, улица, светофор, дорога, переход, пешеход, тротуар, дома, транспорт, скамейка, фонтан, здание; пешеходный, городской; стоим, идём, шагаем, едем, смотрим, слушаем;  назначение светофора.Ход проведения:1 часть. Организационный момент.Игра с мячом “Вспомни и назови” (развитие речевого слуха, внимание экспрессивной речи сложными словами). Логопед по кругу бросает каждому ребенку мяч и просит назвать любое пассажирское транспортное средство, грузовое, специальное транспортное средство. (Автобус, маршрутное такси, грузовик, самосвал, пожарная машина, машина скорой помощи).Логопед: правила игры меняются, я называю 2 слова, а вы образовываете одно сложное слово – название специального транспорта.- Молоко возит (молоковоз)- Цемент возит (цементовоз)- Мусор возит (мусоровоз)- Контейнер возит (контейнеровоз)- Автомобили возит (автовоз)- Бетон мешает (бетономешалка)2 часть. Основная часть.
  • Упражнение “Придумай загадку” (развитие связной речи, памяти, мышления.).
  • Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Выберите понравившееся транспортное средство. Придумайте загадку – описание, используя план – схему, размещенную на магнитной доске 1. Вид транспорта.2. Цвет.3. Форма, размер. 4. Материал. 5. Детали. 6. Как используется:- Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)- Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (самосвал)- Это специальный дорожный транспорт, желтого цвета. Эта машина большая, металлическая. У нее есть кабина, два ковша с металлическими зубьями, два огромных колеса и два колеса поменьше. Это транспортное средство роет котлованы, выкапывает ямы. Что это (экскаватор).Логопед: А сейчас послушайте загадки по правилам дорожного движения
  • Всем знакомые полоски,Знают дети, знает взрослый,На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
  • На машинах здесь, друзья,Ехать никому нельзя,Можно ехать, знайте, дети,Только на…. ("Велосипедная дорожка".)
  • А здесь, ребята, не до смеха, Ни на чем нельзя здесь ехать, Можно только своим ходом, Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)
  • Этот знак заметишь сразу:Три цветных огромных глаза.Цвет у глаз определенный:Красный, желтый и зеленый.Загорелся красный – двигаться опасно.Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
  •  В белом треугольникеС окаемкой краснойЧеловечкам-школьникамОчень безопасно.Этот знак дорожный Знают все на свете:Будьте осторожны, На дороге … (дети).
  •  Что за знак дорожный:Красный крест на белом?Днем и ночью можноОбращаться смело!Врач повяжет головуБелою косынкоюИ окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
  • Тормози водитель. Стой! Знак - запрет перед тобой. Самый строгий этот знак, Чтоб не въехал ты впросак. Должен знак ты соблюдать, «Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
  • Остановка, толпится народ. Скоро автобус подойдёт. Здесь ждут транспорт городской, Едут в офис, в цех, домой. Едут в школу, детский сад, В праздник едут на парад. В уличном круговороте Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
  • Долго ехали, устали, И желудки заурчали, Это нам они признались, Что давно проголодались. Не прошло пяти минут Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) 
  • Этот знак для тех, кто болен Кто здоровьем не доволен. Придорожный Айболит Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)
  • Я знаток дорожных правил 
  •            Я машину здесь поставил            На стоянке у ограды            Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
  • Д/и с кубиком. Составь предложение (составление предложений с заданным предлогом).
  • Логопед: ребята, выходите в круг, будем составлять предложения о транспорте с выпавшим на кубике предлогом. Дети по очереди говорят слова: “один, два, три, четыре, пять, буду кубик я вращать” . Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.на (На мусоровозе сидит ворона).через (Через мост переехал автобус.)над (Над автомобилем пролетели чижи.)между (Между домами стоит пожарная машина.)из (Из гаража выезжает самосвал.)в (В такси едут пассажиры.)3. Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Один -много»Дидактическая игра «Один - много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед.ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн.ч.: самолёт – много самолётов.Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.4. Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам. Автомобиль, по, ехать, дорога.Лодка, река, по, деревянная, плыть.Магазин, около, велосипед, остановиться.Пассажиры, электричка, из, выходить.В, самолет, небо, лететь, высоко.Подъехать, остановка, к, трамвай.Мост, выехать, автобус, из-под. 5. Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на машине…».Едем, едем на машине, Имитируют движения рулём.Нажимаем на педаль. Ногу сгибают, вытягивают.Скорости переключаем, «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.Смотрим пристально мы вдаль. Приставляют ладонь ко лбу.Дворники счищают капли Руки сгибают в локтях перед собой, ладонираскрывают.Вправо, влево. Чистота! Наклоняют руки вправо, влево.Волосы ерошит ветер. Над головой шевелят пальцами.Мы - шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки.6. Логопед:- Ребята, скажите, что регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)Слайд 7-Сколько сигналов у светофора?- Что они обозначают?Стихотворение про СВЕТОФОРНа дорогах с давних порЕсть хозяин – светофор!Перед вами все цвета,Вам представить их пора.Загорелся красный свет,«Стой! Вперед дороги нет»!Желтый глаз твердит без слов:«К переходу будь готов!На зеленый свет – вперед!Путь свободен пешеход».7. Игра малой подвижности «Светофор». Дети сидят лицом к светофору.Логопед:Если свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно).Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт).Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья).Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.8. Дидактическая игра «Закончи предложение».Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками(На интерактивной доске -схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик). Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),Яму... (объехали) и дальше... (поехали).Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),Мост... (переехали) и дальше... (поехали).От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),Во двор... (заехали), вот и... (приехали9. Работа в тетрадях (совершенствование навыка слогового анализа слов).На столах разложены карточки рисунком вниз. Логопед: Ребята, переверните картинку, разделите на слоги название вашего транспорта, зарисуйте в тетради схему данного слова. Отметьте красным карандашом на какой слог упало ударение. (Вместе со всеми детьми разобрать и исправить допущенные ошибки).10. Д/и “Слова рассыпались” (работа парами), (совершенствование навыка составления и чтения слов).Логопед : А сейчас нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора. Дети составляют и читают слова: Красный – стой!Желтый – приготовься!Зеленый – иди!III часть. Итог занятияЛогопед: Давайте вспомним что мы сегодня делали (называли сложные слова, придумывали и отгадывали загадки, составляли предложения, рисовали схему слова, собирали рассыпавшиеся слоги).Сюрпризный момент.Логопед: Ребята, к нам приехал странный транспорт, что же это?Дети: Это маршрутное такси. Логопед: Да, ребята, оно привезло нам подарки. (Каждый ребенок получает наклейку с изображением транспорта).