"Развитие ребенка старшего дошкольного возраста (7 лет)"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие ребенка старшего дошкольного возраста (7 лет)"
Автор: Херовимчук Светлана Александровна
Взрослым на заметку
Развитие ребенка среднего и старшего
дошкольного возраста (5-7 лет)
Восприятие: становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдения, рассматривание, поиск). Ребенок выделяет свойства предметов и явлений, устанавливает связи между ними. В куче мале из 5-6 предметов может назвать каждый предмет в отдельности.
Мышление: наглядно-действенное переходит в наглядно-образное. Основной вид мышления – наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышление в представлениях – по Пиаже). Логика еще отсутствует. Соотносит предметы по признакам: сериация из 5-6 элементов (от самого большого к самому маленькому), включение в ряд 7-8 элементов. Классификация из 8 предметов (животные, птицы и др.), четкое представление формы, цвета, размера.
Память: сензитивный период (наиболее благоприятный) для ее развития. Она становится доминирующей функцией. Память непроизвольна (ребенок не ставит цель запомнить, не владеет приемами запоминания), однако хорошо запоминает стихи (звучность, ритм, эмоциональный отклик). В 4-5 лет формируется произвольная память (сознательное, целенаправленное запоминание), иногда эпизодически. Из 10 карточек, предъявленных на короткое время, может вспомнить 6-7.
Эмоциональная сфера: процессы становятся более уравновешенными; происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлениями о предметах, их свойствами и стремлением получить конечный результат; развивается механизм эмоционального предвосхищения - ребенок заранее знает, к чему приведут его действия; учебно-воспитательный процесс, основанный на эмоциональном воображении детей, оказывается более эффективным.
Мотивационная сфера: соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость); появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнования); начинается складываться индивидуальная мотивационная система, выделяется доминирующие мотивы: эгоистические, альтруистические (коллективизм); социальные мотивы (достижение успеха, интерес к содержанию деятельности). Но даже и к 7 годам возможно отсутствие доминирующего мотива.
Усвоение этических норм: появляется способность оценивать свое поведение – ребенок хорошо понимает, что такое хорошо и что такое плохо.
Самосознание - центральное новообразование, формируется к концу дошкольного возраста. Самооценка: 5-6 лет – завершена. Завышенная самооценка помогает ребенку осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, к 7 годам самооценка становится более адекватна.
Осознание себя во времени: ребенок помнит себя в прошлом, представляет в будущем.
Мелкая моторика: рисует человека с элементами одежды. Может собрать квадрат из 3-4 частей, круг из 2-3 неравных частей, разрезные картинки из 5-6 элементов. Хорошо штрихует и раскрашивает картинки, рисует несложные образы и символы.
Речь: растет словарный запас, развивается звуковая сторона речи, совершенствуется грамматический строй речи: дети усваивают тонкости морфологического порядка (строение слова) и синтетического порядка (построение фразы). С 3-5 лет ребенок творчески осваивает язык (идет словотворчество). К концу дошкольного возраста ребенок переходит к контекстной речи (пересказ рассказа, описание картины и т.д.), ребенок овладевает всеми формами устной речи, характерной для взрослых: сообщения (монологи, рассказы); диалогическая речь; эгоцентрическая речь.
Общение со взрослыми становится внеситуативно-познавательным (задает много вопросов). Общение с детьми требует от взрослых внимания, времени и, конечно же, доброжелательности. Успешность его зависит прежде всего от умения взрослого установить контакт с ребенком, добиться доверительного отношения с ним во всем: в разговоре, игре, занятиях, умения и желания понять малыша, помочь ему, уважая его как личность.