Формирование фонематического слуха и восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование фонематического слуха и восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Автор: Ламуева Людмила Николаевна

Мастер-класс Форма проведения – лекционно-практическое занятие. Тема. Формирование фонематического слуха и восприятия у воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель. Создание условий для повышения профессионального уровня воспитателей. Задачи: 1. Пополнить теоретические знания воспитателей о фонематическом слухе и восприятии у детей. 2. Показать методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников. 3. Способствовать применению полученных знаний в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе. ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Для успешного обучения чтению и письму обязательным условием является формирование фонематического слуха и восприятия, развитие навыков звукового анализа. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты часто без специальной «тренировки» не достигают нужного уровня развития. Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью. I этап – дофонемный. У ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь. II этап - различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок. III этап - ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. IV этап - получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности. V этап - завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: - слух и фонематическое восприятие; - моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи. Все чаще при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ. Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например, локти – ногти, точка – дочка, дачка – тачка и т.д. Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.). У ребенка с подобными нарушениями тяжело формируется звукопроизношение, в процессе чтения и письма наблюдаются многочисленные ошибки, и поэтому им необходима помощь специалиста. Проверяем фонематический слух. 1. Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. 2. Повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками. 3. Хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук. Образовательные технологии в формировании фонематического слуха и восприятия 1. Здоровьесберегающая (Су-Джок терапия, биоэнергопластика, кинезеологические упражнения, физминутки и др.) 2. Информационно-коммуникативная (интерактивные игры, презентации) 3. Игровая (словесные, настольные игры) Для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха и восприятия был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1. Представление интерактивных игр, презентаций. 2. Показ упражнений (биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия) Методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников. 1. Прием уточнения артикуляции звуков. Используем зрительные, кинестетические и тактильные, слуховые восприятия. 2. Приемы интонационного выделения звука. Проводится в такой последовательности: • длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак) • длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные) • произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка) • последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа). 3. Прием говорения или скандирования. 4. Метод составления звуковой модели. 5. Метод индивидуальных заданий. 6. Метод игры. Первый этап - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игры «Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Жмурки», «Похлопаем». Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте. Игры «Узнай свой голос», «Громко-тихо», «Три медведя. Третий этап - различение сходных по звучанию слов. Игры «Слушай и выбирай», «Верно-неверно». Четвертый этап - различение слогов. Игры «Похлопаем», «Что лишнее?». Пятый этап - различение звуков. Игры «Кто какой звук издает?», «Похлопаем». САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ Воспитатели объединяются в группы по 4 человека. Каждой группе предоставляется задание на создание одного задания (одной игры, упражнения) на формирование фонематического слуха и восприятия с использованием ИКТ, или здоровьесберегающей технологии. РЕФЛЕКСИЯ. 1. Дискуссия по теме (выражение своего мнения, выработка коллективной позиции). 2. Ответы на интересующие вопросы.