Работа с одарёнными детьми в студии "Бусинка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с одарёнными детьми в студии "Бусинка"
Автор: Шуваева Наталья Алексеевна

Доклад: Особенности работы с одарёнными детьми в студии «Бусинка»Педагог дополнительного образования Центр Творчества п. Светлый Шуваева Н.АОдарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.Как говорил В. А. Сухомлинский. «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Задача педагога - во-первых, увидеть способности у каждого обучающегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у обучающих определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Понятие «одаренный ребенок» Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Студия «Бусинка» - мастерская детского успехаЗдесь созданы все условия для развития и саморазвития личности ребёнка, реализации его интересов, формированию опыта творческой деятельностиПризнаки одарённостиЛюбознательность;Познавательная самодеятельность и активность;Оригинальность;Нестандартность;Гибкость и продуктивность мышления;Лёгкость ассоциирования;Способность к прогнозированию и оценке;Высокая концентрация внимания;Отличная память;Интенсивность умственного труда.Методы и приёмы работы с одарёнными детьмиИндивидуальный (персонифицированный подход); Разработка индивидуальных программ, планов и методик обучения в соответствии с уровнем усвоения учебного материалаОснащение учебного процесса наглядно – дидактическими материалами, использование информационных технологий; Использование на занятиях поисковых, проблемных ситуаций в целях активизации мыслительной деятельности;Расширение образовательного пространства – участие воспитанников в фестивалях, конкурсах, выставках районного, окружного, областного, Всероссийского и Международного уровнейПонятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.Принципы работы с одарёнными детьмиУчёт возрастных , физических особенностей и интересов каждого обучающегося;Развитие у детей сапознания, самооценки, самовоспитания;Опора в воспитании на духовно – нравственные и культурно – национальные традиции;Гуманизация межличностных отношений : педагог – дети и детей между собой.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагает:
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  • учёт индивидуальных особенностей обучащихся, разнообразие их развития;
  • обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
  • Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современного образования. «Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии». К.К. Платонов. У одарённых детей проявляются:
  • высокая продуктивность мышления;
  • лёгкость ассоциирования;
  • способность к прогнозированию;
  • высокая концентрация внимания.
  • Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
  • индивидуальный подход на занятии;
  • дополнительные занятия;
  • творческий подход на уроках ;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования;
  • использование современных средств информации;
  • конструирование и проектирование.
  • Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.Вот почему педагог должен создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.Одна из главных черт одарённых детей - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. И поэтому в педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт. Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.Работа с родителями
  • Информационная среда для родителей.
  • Совместная практическая деятельность
  • ребёнка и его родителей.
  • Поддержка и поощрение родителей на Центра
  • Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей. На уроках я использую систему развивающих задач и упражнений-минуток, которые предлагаются учащимся в начале урока или во время устного счета. Вот пример этих заданий.Большинство детей студии принимают активное участие в различных конкурсах. Дети студии участвуют и в исследовательской работе. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.Если дети – национальное достояние, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.