Приобщение детей к народным традициям
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей к народным традициям
Автор: Рябова Наталья Ивановна
Приобщение детей к народным традициямРябова Наталья ИвановнаЦентр развития творчества детей и Юношества (ЦРТДиЮ) г.о.Луховицы Педагог дополнительного образованияВ настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации.Но зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Культура и традиции - выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, любви к миру, природе. В Советское время воспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине воспитывалось на основе исторических примеров из нашего героического прошлого (Дм. Донского, Я. Мудрого, А. Невского). В Великую Отечественную Войну, в разгар сражения с немецко-фашистскими захватчиками в 1942г. советское правительство учредило орден Александра Невского. Им было награждено 42017 офицеров советской армии. Воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов встать на защиту своей Родины («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»). Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества. Этот опыт зафиксирован в народных традициях и выступают как образец, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — достоинства, совести, милосердия, терпимости, добротворчества, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию, — того, что одновременно составляет нравственный ценностный потенциал и всего человечества. Отход от соблюдения норм народных традиций, пренебрежение ценностями и идеалами своего народа всегда осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую сознательную деятельность и через изучение и освоение народной культуры. Народные праздники, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества, особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной культуры.Сохранение народных традиций – одна из главных задач нравственного воспитания в объединениях ДПТ. "Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья, являясь частью общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления. По мере роста ребенка образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесс непрерывного образования в линиях семейного образования. Одной из педагогических задач является организация эффективного взаимодействия студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения тематических родительских собраний.Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительских комитетов.Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций, выставок, конкурсов, вовлечения их в жизнедеятельность детского коллектива. Проведение мастер – классов, посвященных Пасхе и Рождеству для детей и родителей, стало доброй и желанной традицией в студии детского творчества «Сказка». Это позволяет разным поколениям семьи лучше узнать друг друга, научиться взаимодействовать. Кроме того, общение детей со старшими, воспитание их, прививает нормы поведения, учит терпимости и уважению. Взрослые тоже имеют возможность по – новому взглянуть на своих детей, попробовать их понять, найти общие точки соприкосновения. Родители могут выступать в разных ролях: от активного участника до созерцателя мероприятия. Совместная деятельность способствует положительной атмосфере, как в детском коллективе, так и в семье воспитанников. Основная цель проведения совместных праздников и мастер – классов является приобщение ребёнка к миру народной культуры. Предлагаемая форма работы сочетает не только различные виды практики, но и открывает перед детьми чудесный мир народного искусства, знакомит с историей ремёсел, традиций, верований, обрядов.Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народная жизнь не знала деления на материальное и духовное производство и, соответственно, ее духовная культура была неразрывно связана с культурой материальной. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. Знакомство с традиционной куклой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. В наше время изготовление куклы не потеряло своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость; работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи); изготовив куклу ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли; застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. На занятиях по бисероплетению и вышивке дети не только знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением, но и используют при создании изделий. Многие узоры не только украшали жилище, предметы обихода и одежды, но должны были охранять, защищать от злых духов и приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Последовательные повторения отдельных узоров или целой их группы создавали орнаменты, что в переводе с латинского значит "украшать". Наибольшее распространение орнамент нашел в народном творчестве, где на протяжении веков складывались свои формы и принципы его построения, самобытные национальные черты, местные особенности, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Орнамент своим построением, формой и цветом подчеркивает назначение украшаемого предмета. Существует понятие раппорт - ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента. По своим мотивам орнаменты бывают геометрические, растительные, животные, антропоморфные (изображение людей). Орнамент не был для мастера простым набором отдельных фигур. Каждая из них имела смысловое значение. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Список литературыГагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2011. — №3.Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008.Протоиерей Евгений Шестун, к. п. н., заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель церкви в честь прп. Сергия Радонежского г. Самары - Принципы православной педагогики, изложенные студентам теологического отделения Дальневосточного Государственного университета – 2001г.