"Жалобная книга природы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Жалобная книга природы"
Автор: Васильева Людмила Васильевна
«Жалобная книга природы»Цель: сформировать чувство ответственности за сохранение нашей планетыЗадачи: - содействовать формированию экологических знаний воспитанников; углубить знания о природе;- способствовать развитию познавательных интересов воспитанников; -развить их сообразительность, память, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческое воображение; - воспитать любовь к окружающей среде;-формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.Ход занятия:Воспитатель: Сегодня, я хочу начать наше занятие со стихотворения Викулова Сергея: «Три клада у Природы есть:вода, земля и воздух —три её основы.Какая бы ни грянула беда:целы они — всё возродится снова.Но если... Впрочем, в наш жестокий векпонятно всем, что это «если» значит.О человек! Природа- мать ни рек и ни морейот глаз твоих не прячет,ни росных трав, ни голубых небес...Цени её доверие, Природы.Не обмани его!И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.»Наша планета существует более 4,5 млр лет. Единственная в огромной Солнечной системе, на которой существует жизнь. Только здесь, на нашей планете, благодаря эволюции появился человек, только он сумел покорить природную стихию. И в тоже время, никакое живое существо не приносит природе Земли столько страдания и горя, как человек. Наше занятие называется «Жалобная книга природы».Слайд 1Воспитатель: Человек уже много лет назад решил, что он – царь природы, и живет по-царски. К чему привела такая жизнь? Посмотрите, что у меня в руках? (макет книги, в красной обложке)(ответы детей)Воспитатель: Правильно. Книга. А она ребята необычная книга. Называется она - «Жалобная книга природы».Ребята, а как вы думаете, почему эта книга так называется и о чем в ней рассказывается?(ответы детей)Воспитатель: Правильно вы думаете, ребята. Действительно, Жалобная книга природы рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь ее дарами, не заботятся о ней. А как вы думаете, почему цвет обложки этой книги не зеленый, а красный?(ответы детей)Воспитатель: Красный цвет — сигнал тревоги! А какая еще книга природы имеет красный цвет?(ответы детей)Воспитатель: Правильно, ребята.Слайд 2 Есть еще и «Красная книга природы». Мы с вами о ней уже говорили. Цвет ее обложки — тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляет список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигнал, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это рекомендации по спасению редких, исчезающих видов.Ребята, а как вы думаете, в чем разница между « Красной книгой» и «Жалобной книгой природы»?(ответы детей)Воспитатель: Да, ребята, разница между Красной книгой и Жалобной книгой природы есть. А в чем она состоит, мы узнаем, перелистав ее страницы жалоб.В жалобной книге природы – всего несколько страничек. Ее автор – сама природа. Ее читатели – люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Кто прочитает книгу внимательно – научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником. А теперь давайте ребята, попробуем разобраться в жалобах и найти ответы, как нам природе помочь, как сделать так, чтобы «Жалобная книга природы» стала потоньше. И так, давайте посмотрим, чья же жалоба первой в книгу записана?Страница первая «Жалоба леса»Слайд 3Воспитатель: Жалоба какая-то странная. Просто непонятно, кто ее написал. Что бы узнать, надо отгадать загадку?Загадка:«Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят:Ваню – земляничкой, Таню – костяничкой, Мишу – орешком,Толю – сыроежкой, Катеньку – малинкой,Васю – хворостинкой…»Воспитатель: Догадались? Конечно, это Лес: но – он-то такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?(ответы детей)Воспитатель: Правильно, на людей. Слайд 4Лес играет огромную роль в природе и в жизни людей. Его называют "лёгкими нашей планеты". Но почему- то люди не берегут его. Вы приезжаете на своих автомобилях к нему в гости, разжигаете костры (причём каждый раз в разных местах), шумят, включают громкую музыку, а потом, уезжая, оставляют за собой кучу целлофановых пакетиков, остатков еды и кострища. И это ещё не всё, очень плохо и жутко неприятно, когда люди вырубают деревья! Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно превышают площади посадок деревьев. Только за последние 10 лет- площадь лесов в мире сократилась на 94 миллиона гектаров. Около 70% лес погибает от пожаров , которые возникает по вине людей.Следующая страничка « Жалоба цветов»Воспитатель: Следующая страничка такая красивая, и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. А авторы себя необычно представляют - загадками. Давайте попробуем отгадать, кто же жалобу написал. 1. Только солнышко пригрело – Слайд 5Появился из-под снега,Самый первый, тонкий, нежный.Что это? (Подснежник). 2. Стоит в саду кудряшка –Слайд 6Белая рубашка.Сердечко золотое.Что это такое? (Ромашка).Воспитатель: Молодцы! А как, одним словом можно их назвать?(ответы детей) Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу-жалобу в эту книгу?(ответы детей)Воспитатель: Конечно же - вы правы. Слайд 7Нас рвут охапками, вытаптывают и оставляют погибать брошенными и увядшими. Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, много бы было красивых цветов в лесу и на лугу, на улице города, на клумбах? Сколько бы цветов и растений не исчезло с лица Земли, а до сих пор радовало нас своей красотой! У нас очень много цветов, которые обладают лекарственными свойствами растений, которые человек может использовать как лекарство.Следующая страница «Жалоба животных»Воспитатель: Чтобы узнать, чья следующая страничка с жалобой. Вам надо отгадать о ком идёт речь в этом рассказе. Слайд 8 «Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону. А то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот польза от меня большая». Догадались, кто это?(ответы детей)Воспитатель: Правильно. Жаба. Она сохраняет от гусениц и червей целый огород. Поедает вредных жуков, иногда добычей становятся мелкие землеройки и полевки — враги урожаев. А сколько от неё достается комарам, которые нас кусают, а они вас наоборот - уж больно вкусненькие! А если меня принести в дом, где завелись тараканы, они быстренько исчезнут.А вот еще письма от очень обиженного обитателя наших лесов. Правда, наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках, в книгах, в сказках он часто встречается.«Ох, и не любят меня люди! Голос мой не нравится им и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь я за лето уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки и пирожки любит, уважать обязаны. И нечего меня «страшилищем» выставлять и детей мною пугать... Умные люди меня уважают и ценят. Символом мудрости меня называют, и мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной игры «Что? Где? Когда?»»Догадались, о ком идёт речь?Слайд 9(ответы детей)Воспитатель: Конечно. Сова.С каждым годом по вине человека становится все меньше и меньше животных. Животным, тоже несладко живётся в этом мире. С каждым днём на планете их становится на один вид меньше! И всё из-за того, что люди не понимают, насколько они важны для природы и для людей. Людей не останавливает даже то, что много видов занесено в Красную книгу. Браконьеры, охотники, убивают многих из них, кто-то попадает под колёса автомобилей. Им тоже хочется жить и радоваться жизни! Мало того, что некоторые люди способствуют тому, чтобы нас стало меньше. Они ещё и уничтожают места, где их обитания. Особенно не везет таким насекомым, как муравьи. И им заново приходиться строить ещё один муравейник, обживать его. И так изо дня в день. Все животные в мире существуют не отдельно сами по себе, они – часть природной цепочки. И если люди уничтожат их, мир разрушится и человечеству придёт конец. Следующая страница «Жалоба воздуха»Воспитатель: А на этой страничке целое письмо – обращение. Я его зачитаю, а вы попробуйте отгадать от кого оно.Слайд 10«Доброе время суток, люди! Я пишу это письмо от безысходности и отчаяния. Я, возможно, то, что наиболее необходимо природе, в том числе и людям. Каждый человек знает и понимает, что без меня жизнь на земле невозможна. Но, несмотря на это, человечество всё же загрязняет меня. Во мне становится всё больше и больше парниковых газов типа углекислого газа, что очень плохо влияет на нашу планету. Вы, люди, построили так много заводов, что даже я задыхаюсь от их вредных, совершенно не нужных газообразных выделений! А ещё когда-то давно вы изобрели автомобиль. Сначала я думал, что он не представляет никакой опасности. Но со временем многое для меня прояснилось. Ведь работая, автомобиль, выделяет газы, которые также вредны, как и заводские. А сейчас их больше, чем людей! Вдобавок ко всему, вырубаются деревья! Деревья поглощают из меня углекислый газ и выделяют кислород!» Ну, догадались?(ответы детей)Воспитатель: Молодцы! Конечно же, это – Воздух. Чистый воздух так полезен для нашего здоровья! Страница первая «Жалоба воды»Слайд 11Воспитатель: А на этой странице тоже письмо. Интересно от кого оно?«Дорогие люди! У нас накопилось очень много жалоб. Без меня, как и без воздуха, ничто не выживет на земле. Мы надеемся, что все это прекрасно понимают. Заводы, которые вредят своими выделениями воздуху, портят жизнь и нам! Они сбрасывают свои грязные, противные отходы к нам. От этого уже образуются всякие мусорные ямы, пятна из каких-либо вредных веществ, например, нефти. А потом, пройдя жёсткую химическую чистку, я иду к вам. И так из года в год. И другого выхода нет.И ещё одна жалоба. Вы любите купаться, особенно летом. Против этого мы решительно ничего не имеем. Но то, что вы намыливаете себя шампунями, гелями, всё это вредит нам и нашим жителям. А впоследствии навредит и вам! Более того, вы смываете грязь с автомобилей всякими ядовитыми порошками и жидкостями. Фу, вы не представляете как это ужасно! Даже вспоминать не хочется!»Как вы думаете от кого эта жалоба?(ответы детей)Воспитатель: Конечно – это Вода.Слайд 12Люди используют воду в немереных количествах. Оставляют открытыми краны. Мировые запасы пресной воды постепенно иссякают. Люди должны стараться как можно экономнее использовать воду, не использовать моющие и чистящие средства, чинить все поломавшиеся и капающие краны. Морской транспорт является основным источником загрязнения вод океанов, морей и рек. Нефть в воду попадает при загрузке и разгрузке танкеров в портах, мойке и чистке грузовых танков и особенно при авариях танкеров. Если рыба загрязнена отходами, в том числе, свинцом и ртутью, то все это обязательно попадет в организм человека. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.Если каждый человек будет стараться не допускать всего этого - ситуация станет намного лучше! Много жалоб накопилосьУ природы на людей. Воды речек замутились,Пересох в лесу ручей.В море гибнут кит и рыба,Загрязняется БайкалИ становится всё мельчеМоре дивное Арал.Воспитатель: Вот и рассмотрена последняя жалоба. А теперь , скажите мне, есть разница между Красной книгой и Жалобной книгой природы?(ответы детей)Воспитатель: Конечно. В Красной книге занесены исчезающие виды, а в Книге жалоб – крик о помощи тех, кому трудно живется - цветам, деревьям, птицам, рыбам…Слайд 13Закрыта Жалобная книга. Но цвет ее обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы. Сколько еще взрослых и ребят не умеют себя вести на природе, ставят себя выше ее, не заботятся о том, что, вредя природе, вредят себе, своему здоровью.Слова Антуана Сент Экзюпери заставляют задуматься о том, какое наследство мы оставим своим потомкам:«Мы вовсе не получили Землю в наследство от наших предков –мы всего лишь взяли её в долг у наших детей»Мы живем в прекрасном мире, который окутан природою. Слайд 14Леса, поляны, реки, моря, озера, горы, богатый разнообразный животный и растительный мир. Люди должны благодарить природу за эту благодать и беречь данное богатство. Слайд 15Наша планета хрупка и ранима. Мир наш беречь просто необходимо от наших с вами следов бытия.«Дерево, цветок, трава и птица-Не всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни».(А. Берестов)Воспитатель:Слайд 16Земля – наш дом! Давайте беречь её богатства: леса, реки, степи. Не обижать зверей и птиц. Не ломать деревья и кустарники. Иначе - наша жизнь будет в опасности!Берегите природу! Каждый день, каждый миг и час. Ведь она одна у нас. Слайд17