Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
Автор: Демина Анастасия Васильевна

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классахВ условиях реализации «Концепции модернизации российского образования» - вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в школе становятся очень актуальными.Вопросу об оценке качества обучения уделялось и уделяется немало времени. Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса.Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностноориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Среди общеучебных умений важное место занимает формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения.Самоконтроль - это способность взглянуть на свои действия и их результат как бы со стороны. Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.Ученик должен удивляться тому что:• он видит орфограммы;• он может написать их правильно;• всё это дает хорошие результаты ;• ему нравится работать;• на уроках русского языка интересно!На своих уроках использую следующие приемы:• письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;• можно построить опорные схемы.Например: Весной лес оживает.- е оиеИз берлоги вылезает сонный медведь. – с и ее нн ед• очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то ,что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;• хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:1) увидеть орфограмму в слове;2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;6) написать слово в соответствии с решением за¬дачи и осуществить В более обобщенном виде те же этапы представляетКакие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?Через какие современные подходы можно формировать все эти умения?Через :моделированиеиспользование словарейформирование самоконтроляПри организации письма по памяти руководствовалась дифференцированным принципом обучения. Деление класса на три группы негласно и условно, так как состав группы не постоянен. Дифференциация организовывалась по объёму, по характеру мыслительной деятельности, уровню владения орфографическим навыком. Например, группа учащихся с высоким уровнем обучаемости, записывает текст в полном объёме без слов-опор; ученики среднего уровня – в полном объёме по опорным словам, низкого уровня обучаемости – определённую часть текста по опорным словам. На начальных этапах для учащихся с низким уровнем обучаемости письмо по памяти сводится практически к списыванию с последующим орфографическим разбором, пропущены лишь некоторые слова, которые необходимо ребёнку воспроизвести в памяти. Следует отметить, что письмо по памяти – трудоёмкий процесс, с большой затратой учебного времени. Но эффективность такой работы высока.«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский