Хлеб всему голова


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Хлеб всему голова
Автор: Даниленко Лариса Юрьевна

 «Хлеб - всему голова»Занятие по развитию речи в старшей группе..Цели: 1. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле;2. Познакомить детей с названиями профессий людей, выращивающих хлеб3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.Оборудование: игрушка Петушок, плакаты с изображением труда хлеборобов, пшеничные зерна, наборное полотно и колосья из картона.Ход занятия.Дети входят в группу. Садятся на стульчики. Воспитатель вносит в группу каравай: Хлеб первым на столе ставят, хлебом - солью достойных гостей встречают. Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем рядком, поговорим ладком.Воспитатель: К нам пришел гость, отгадайте кто это?. Кто же это: Встает на зареПоет во двореНа голове гребешокКто же это ….( Петушок)Дети: Петушок.Воспитатель: Молодцы, ребята! Петя-Петушок приготовил нам очень интересную загадку. В землю теплую уйдуК солнцу колосом взойду В нем таких как яБудет целая семья.Дети: Это семя.Воспитатель предлагает детям рассмотреть зерна пшеницы. Обращает внимание детей на форму и цвет.Воспитатель: А сейчас мы поможем Петушку вырастить пшеницу на поле , собрать зерно и отправить на мельницу. Для этого мы поделимся на 3 команды.   1-я команда у нас будет называться пахари. Почему? Правильно, прежде чем посадить зёрнышко, надо землю вспахать, и поэтому нашей команде необходимо поработать над этой проблемой. ( Доказывают, рассказывают о последовательности работы в поле тракторов, готовят пословицы о пахарях, стихи.)                            (Составляют рассказадо вспахать поле. Земля после этого становится мягкой, рыхлой.- Как раньше человек пахал поле?- Как теперь пашут?- Что делали после того как поле было вспахано?( Поле боронили).-Для чего это надо было делать?( Чтобы поверхность земли была ровной и гладкой).  Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора.Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.Я  вдогонку им спешу, покатать меня прошу.А отец мне отвечает – «Трактор пашет, не катает!»Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!     ПОСЛОВИЦЫ                        Без труда хлеба не вырастишь.·  Хорошо посеешь – больше хлеба получишь.·  Где труд, там и счастье и радость.·  Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.·  Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.2-я команда хлеборобы, это те, которые сеют зёрнышки в землю, после того, как трактор её вспахал. Задание этой команды будет такое:Игра « Расставь карточки по порядку»Дети рассматривают карточки с изображением последовательности посевной работы. Расставляют по логически правильной цепочке. Доказывают свои ответы.-Что делали далее? Сеяли Дети рассказывают о севе, кто занимается этим делом, как сеют зерно.К этому событию издавна особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке были семена пшеницы. Давайте представим, что мы сеятели.( Дети изображают)Воспитатель: Ребята, а какая должна быть погода в день сева? ( Безветренная).Воспитатель: Почему?Воспитатель: Что необходимо для того, чтобы пшеница или рожь выросли здоровыми?Дети: Солнце, дождь в меру.Физкультминутка: Представьте, что вы зернышки ( дети сворачиваются в клубочек). Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы ( ладошки потянулись кверху) вот уже два листика тянутся к солнцу ( ладони раскрыты, запястья сомкнуты).Воспитатель: Выросли наши колоски ( беру в руки колоски из картона)б уважении к хлебу говорят многие пословицы. За каждую пословицу мы будем сажать колосок в « землю»- Хлеб на стол- так и стол престол.-Хлеб всему голова.- Без хлеба нет обеда.-Хлеб батюшка – вода матушка.-Не шуба греет а хлеб.-Невелик кусок пирога, а стоит много труда.Показ картины, на которой изображены люди, выращивающие хлеб.Воспитатель: Обратите внимание на руки людей. Их можно назвать золотыми. А почему?Воспитатель: Пора убирать урожай. Как раньше убирали хлеб? Как это делают теперь? Куда увозят очищенные зерна? Хлеб созрел, Но к нам на столПрямо с поля не пошёл.С поляДаже в магазиныХлебу ехать рановато.Он уселся на машинуИ спешит на элеватор.В элеваторе для насХлеб храниться про запас.3-я команда у нас будет называться  : Мукомолы Куда увозят очищенные зерна?Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор  На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).Воспитатель: Куда увозят муку? Дети: Муку увозят на хлебозавод. Пекут вкусные булочки, бублики, пирожки, хлеб.Рассказать о том какие хлебобулочные изделия готовят из муки разных сортов. Рассказать, какая бывает мука: пшеничная и ржаная. Что пекут из той или иной муки.Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор. (объяснить понятие).На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).Машины везут муку на хлебозавод. Что пекут из муки? (Хлеб).Вот каравай белого хлеба и буханка ржаного хлеба. Из какой муки пекут белый хлеб? Из пшеничной. Значит, как можно назвать его – пшеничный. А черный из какой муки? Из ржаного. Значит можно его назвать ржаной.Даю детям попробовать хлеб. ПОСЛОВИЦЫ- Хлеб на стол- так и стол престол.-Хлеб всему голова.- Без хлеба нет обеда.-Хлеб батюшка – вода матушка.-Не шуба греет а хлеб.-Невелик кусок пирога, а стоит много труда.СТИХОТВОРЕНИЕНа мельнице.Погляди- в мешках томитьсяЗолотистая пшеница.Ветер дует день и ночь,Хочет мельнику помочь.Станет всё зерно мукою, Потечёт мука рекою.Испекут нам из мукиБулки, плюшки, пирожки.Заключение.Делаем вывод: Вы видите как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому отношение к нему должно быть бережное, сколько труда требуется, чтобы на нашем столе всегда был душистый, вкусный хлеб.Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться».Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!