Работа над развитием речевого дыхания у учащихся с нарушенным слухом
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над развитием речевого дыхания у учащихся с нарушенным слухом
Автор: Михайлова Татьяна Иосифовна
Тема: Работа над развитием речевого дыхания у учащихся с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Устная речь представляет собой двуединый процесс, в котором один человек говорит, передавая ту или иную информацию, а другой слушает, принимая её.Ребёнок с нарушенной слуховой функцией не имеет без специального обучения достаточной информации о звучании речи и соответственно не может её передавать правильно, без дефектов.Мы обладаем способностью говорить и воспринимать устную речь благодаря нашим органам речи и слуха. Ребёнок с нарушенным слухом обладает обычно вполне или почти нормально развитым витальным (внеречевым) дыханием.Речевое дыхание отличается от обычного (покойного) рядом особенностей.Дыхание при речи характеризуется значительным преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха, иначе говоря, вдох при речи короткий, а выдох – длительный. Длительность выдоха необходима для слитного произнесения слов во фразах, которое облегчает слушающему понимание речи.Необученный ребёнок с нарушением слуха привыкает свободно выдыхать воздух из лёгких тот час же после вдоха – так, как это бывает при обычном (покойном) дыхании. Усвоение длительного, экономного выдоха представляет для него определённые трудности, что связано не только с тем, что он ещё плохо управляет работой дыхательных мышц , но и с тем, что он не плотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряжённые смычки речевыми органами при артикуляции.Для развития речевого дыхания у ребёнка с нарушением слуха достаточно того, чтобы перед учеником ставились определённые задачи, связанные с различного рода дыхательными играми, длительным произнесением гласных, произнесением ряда слогов, целых слов, фраз на одном выдохе и т.п. При этом сами собой определяются тип и способы дыхания, которые более всего соответствуют телесной конституции ученика.В первые недели обучения в 1 классе обычно практикуются разнообразные дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувание со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струёй выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей (сначала без граней, а затем можно использовать карандаш с гранями), катание катушек, свистки, губные гармошки, надувные шарики, дождик и т.п.Для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями, можно рекомендовать такие упражнения, как поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, при котором они переворачиваются и не падают со стола, пускание мыльных пузырей, «буря в стакане», поддувание конфети в стаканчике.Используя то или иное игровое дыхательное упражнение, необходимо ясно представлять себе его назначение и обеспечивать условия, стимулирующие учащихся к достижению поставленной цели. Например, стремясь к тому, чтобы ученик глубже вдыхал и с силой выдыхал воздух, учитель увеличивает расстояние, с которого ученик должен задуть свечу, привести во вращение ветряную мельницу и т.п. Добиваясь длительного, экономного выдоха, учитель требует, допустим, чтобы ученик дул на поднесённую к его рту полоску бумаги, отогнул её струёй выдыхаемого воздуха и удерживал в течение некоторого времени в таком положении.Уже в первые недели полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных (гласный на одном выдохе а__, о__, у__; две гласных на одном выдохе а__у__, а__о__, о__а__, о__у__ и т.д. с использованием игровых ситуаций:а) укладывание ребёнка спать (а-а-а);б) у врача (а-а-а);в) дети заблудились в лесу (А__У__);г) ребёнок плачет (уа-уа-уа);д) поезд идёт (у-у-у) и т.п.Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует выработке и стабилизации длительного выдоха.Затем проводятся упражнения для тренировки удлинённого выдоха, т.е. наращивание слогов, составленных с одним из согласных (сначала с одним из согласных и с одинаковыми гласными па,папа, папапа; та, тата, татата, а затем с разными гласными папопу, татоту). Если ребёнок не может произнести два слога на одном выдохе, ему даётся звукосочетание «апа», «ама», «ата», а затем папа, мама, Тата.Продолжая такого рода упражнения, необходимо главное внимание сосредоточить на приучение детей к тому, чтобы в речи и при чтении вслух они произносили слова и небольшие фразы слитно, на одном выдохе.Работая над речевым дыханием, следует остерегаться возможных ошибок. Требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов или фраз, нужно с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокого вдоха, , не переполняли свои лёгкие воздухом, а с другой стороны, не « выжимали» его из себя до последней степени. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения.Начиная со 2 класса, когда детям приходится сталкиваться гласным образом при чтении вслух с многословными фразами, следует уделить особое внимание развитию умения разбивать большие предложения на части в соответствии со смысловой связью слов. Делая паузы для вдоха на основе знаков препинания или отметок, дети должны научиться вполне самостоятельно регулировать дыхательные паузы (к IV классу). Для этого полезно практиковать чтение вслух с предварительной разметкой пауз в тексте самими учащимися. Эта разметка может производиться на основе слухо-зрительного или слухового восприятия текста при чтении его учителем или самим учеником. Прекрасным материалом для выработки правильного речевого дыхания являются обороты разговорной речи, а так же всякого рода тексты (проза и стихи), заучиваемые детьми наизусть.