Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС) по УМК Л.Л. Босовой


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС) по УМК Л.Л. Босовой
Автор: Тыщенко Ольга Владимировна

Рабочая программапо предмету «Информатика» Класс: 6Количество часов: 35 УМК Л. Л. Босовой:
  • Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ.
  • Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
  • Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ.
  • Лаборатория знаний, 2013. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8 Составитель: Тыщенко О.В., учитель информатики высшей квалификационной категории. Пояснительная запискаРабочая программа курса «Информатика» для 6 класса основной школы составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), учебного плана, примерной программы по информатике основной школы (Примерная программа по учебным предметам. Информатика. – М.: Просвещение, 2011. – 32с. – (Стандарты второго поколения.ISBN 978-5-09-024985-0), с учетом авторской программыБосовой Л.Л., Босовой А.Ю. по информатике для 5–6 классов (Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.-88с:ил.-(Программы и планирование)). Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса по информатике Л.Л. Босовой:
  • Информатика: Учебник для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ.
  • Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1156-9
  • Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ.
  • Лаборатория знаний, 2013. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1559-8 Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю)Программой пропедевтического курса информатики и ИКТ в 6-х классах предусмотрено проведение:
  • практических работ – 18;
  • проверочные работы – 4;
  • контрольная работа – 4.
  • Цель курса – развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладении умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результат; целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и т.д.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.Изучение информатики в 6 классе позволяет решить следующие задачи:
  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • структурирование и визуализация информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
  • овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • формирование умений и навыков самостоятельной работы;
  • стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
  • умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
  • Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определѐнный опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни. Курс информатики в 6 классе ориентирован на выпускников начальной школы, получивших определѐнную подготовку в области информатики и информационных технологий. Курс информатики в 6 классе поддерживает непрерывность информационной подготовки школьников направлен на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения курса информатики, обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения основного курса информатики в 7–9 классах по программам Босовой Л.Л., Семакина И. Г., Угриновича Н. Д. Порядок уроков в календарно – тематическом планировании структурирован согласно порядку изучения тем в учебнике и рекомендуемому поурочному планированию Л.Л.Босовой (Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы /Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.-2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.-88с:ил.-(Программы и планирование)). В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приѐмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатикиЛичностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
  • Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
  • компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  • Планируемые результаты изучения информатикиРаздел 1. Информационное моделирование. Выпускник научится:
  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
  • Ученик получит возможность:
  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
  • Раздел 2. АлгоритмикаВыпускник научится:
  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
  • Выпускник получит возможность:
  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
  • Формы контроля знаний, умений и навыков, УУДКонтроль осуществляется через использование следующих видов оценки ЗУН и УУД: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный тест, устный опрос, проекты.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихсяПрограммой предусмотрено проведение:
  • практических работ – 18;
  • контрольных работ – 4.
  • Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Текущий контроль осуществляется при устном опросе и по результатам выполнения практических работ. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного года.При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».
  • Контрольная работа № 1. «Объекты и система»Контрольная работа № 2. «Человек и информация»Контрольная работа № 3. «Информационное моделирование»Контрольная работа № 4. «Алгоритмика»Тематическое планированиеСодержание учебного предметаРаздел 1. Информационное моделирование (25часов)Тема 1.Объекты и системы (8 часов)Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.Компьютерный практикум
  • Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
  • Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
  • Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
  • Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
  • Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
  • Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
  • 7. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»Тема 2. Информационные модели (10 часов)Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.Компьютерный практикум
  • Практическая работа №8 «Создаем графические модели»
  • Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
  • Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
  • Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
  • Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
  • Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»
  • Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья»
  • Тема 3. Создание мультимедийных объектов (7 часов)Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Выполнение и защита итогового проекта.Компьютерный практикум
  • Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
  • Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
  • Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
  • Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»
  • Раздел 2. Алгоритмика (10 часов)Тема 1. Алгоритмика (10 часов)Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.Компьютерный практикум
  • Работа в среде исполнителя Чертежник.
  • Перечень практических работ в 6 классе ФГОС Босова Л.Л.Учебно-методический комплект по информатике для 6 класса.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ()
  • Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.Оборудование
  • Проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Персональные компьютеры.
  • Принтер.
  • Акустические колонки.
  • Сканер.
  • Графический планшет.
  • Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
  • Дидактический материал.Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс