Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.
Автор: Рябухина Светлана Владимировна

План-конспект занятия в театральном коллективеРябухина Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования Разделы: Внеклассная работа, общепедагогические технологииТема учебного занятия: Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.Возраст учащихся: 8, 9 лет.Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения.Обучающие задачи:1. Обобщить и систематизировать представление понятия “действие”.2. Уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича “Посвящение Театру”.3. Знакомство с новой театральной игрой “Оркестр”.Развивающие задачи:1. Развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.2. Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения “Передай маску”, “Страна эмоций”.3. Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру “Оркестр”.Воспитывающие задачи:1. Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.Средства обучения:Визуальные: рисунки, реквизит, костюмы, раздаточный материал.Аудиальные: СД – проигрыватель, ноутбук.Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.Методы обучения:· при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;· при закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.Приемы:Обобщение и систематизация знаний через игры, просмотр отрывка инсценировки сказки старшей группой.Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.Выявление знаний терминов театра детьми через прослушивание песни.Прогнозируемые результаты:Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.Ход занятия1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:· учащиеся входят и становятся в круг;· приветствие;· позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;· выяснение отсутствующих на занятии;· объявление темы занятия: Действие и движение.2. Вступительная часть.Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской - мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения: передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова «действие», а предложила выполнить «движение». Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?3. Основная часть.Итак, проведем упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.Упражнение “Передай хлопок”Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.Упражнение “Передай маску”Отлично. И теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.Например:- грусть через руки или гордость через спину.- радость через лицо.- страх через руки.- радость через руки.- страх через ноги.- радость через ноги.- удивление через руки.- удивление через лицо.- задумчивость через лицо.- ирония через лицо.- задумчивость через руки, спину.- агрессия через руки, лицоСпасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты и мимику. А теперь посмотрите вперед. Что мы видим?Нет. Это не стулья. Это – различные сказочные вещи, предметы. Вот я вижу замечательную волшебную книгу. Мне так хочется ее прочить. И я первая иду за ней. И вы тоже по очереди подходите к этим волшебным предметам, берите их и относите на сцену – витрину. Обратите внимание на слово по очереди, не договариваясь, по одному. Вперед!Дети располагаются на сцене так, чтобы каждого было видно.Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все, что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо. Это пенек и мы сильно устали. Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно - цель или конечный результат. Движение - это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три.Три шага к достижению цели:1 первый шаг – отвечает на вопрос «что я делаю?» Ищите, как называется этот элемент - подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета. (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)Правильно! Элемент действия: что я делаю – отрываю дверь. Ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)2 шаг отвечает на вопрос – «для чего я это делаю?» Ищите, как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга. Ваши варианты?3 шаг – «как я это делаю?» Ищите, как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.Сидите:- чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли;- чтобы слушать, что делается во дворе;- чтобы наблюдать, что делает котенок;- чтобы ожидать своей очереди к врачу,- вспомнить таблицу умножения.Итак, действия бывают какие? (Ответы детей.) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы детей.) Правильно через мимику, жесты, значит - мимические действия.А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Оркестр”.Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет “играть”. Выбирается ведущий – “дирижер”. Сначала дирижером буду я. По моему сигналу “оркестр” начинает играть, но при этом не сводят глаз с дирижера. Потом я “перехожу” на другой инструмент – начинаю изображать игру на музыкальном инструменте кого-нибудь из вас. Оркестрант, на чьем инструменте начала играть я, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрала я. Через некоторое время я возвращаюсь к своему первоначальному инструменту, и вы тоже возвращаетесь к своим.Итак, я “играю” то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а вы стараетесь уловить мои движения и не ошибиться.Игра “Оркестр”Молодцы! В следующий раз кто-нибудь из вас будет обязательно дирижером. А сейчас пройдем в зрительные ряды и послушаем замечательную песню А. Макаревича “Посвящение Театру”. Мы будем внимательно слушать песню и как только услышим слово, относящееся к театру, будем хлопать в ладошки.Прослушивание песни А. Макаревича “Посвящение Театру”.Итоговая часть:Ну, и в заключение нашего занятия мне бы хотелось, чтоб вы ответили - в чем же отличие между движением и действием. (Ответы детей.) Вспомним с вами, чем мы занимались на занятии. (Ответы детей.) Что помогло понять нам это отличие. (Ответы детей.) Спасибо вам за наше сотрудничество. На следующем занятии мы продолжим знакомство со структурой этюда, и я думаю, что работая в этюдах, вам очень поможет наше с вами открытие.До свидания! (традиционные аплодисменты детей, благодарность за урок, успех друзей и свой успех).