открытый урок "Окружающий мир"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: открытый урок "Окружающий мир"
Автор: Сатуалдыпова Баян Ибраевна

Урок был проведен для молодых специалистов в рамках недели начальных классов. Ребята проводили исследовательскую работу, с которой знакомили на уроке. Работа по ней была продолжена. Заинтересованы были, услышав сообщение о папоротнике. Детям было интересно на уроке, так как формы и приемы работы были разнообразными.
Тема урока: Растение-живой организм
Дидактическая цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к получению новых знаний на основе систематизации ранее изученного.
Тип урока: Открытие новых знаний+закрепление ранее изученного материала.
Формируемые УУД:
Познавательные универсальные учебные действия:
Ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости получения нового знания.
Обобщение и систематизирование знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)+понятий: объект, состав и свойства объектов, их действия и отношения, графический процессор.
Развитие представления учащихся, наблюдение за жизнью растений и проведение экспериментальных исследований.
выявление условий, необходимых для жизни растений, дать представление о растении как живом организме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися.
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Осуществление совместной познавательной деятельности в парах;
Осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению
формирование умения анализировать, делать выводы, выделять главное и второстепенное, развитие информационной и коммуникационной компетентности учащихся
Регулятивные универсальные учебные действия:
Определение целей деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно:
Умение самостоятельно оценивать других, давать свою самооценку;
Умение высказывать своё предположение;
Подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности;
Формулирование учебной проблемы совместно с учителем.
Личностные универсальные учебные действия:
Участие в диалоге. Умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы;
Отстаивание и аргументирование своей точки зрения.
Привитие интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, тетрадь с печатной основой, презентация, мультимедийный проектор, компьютерный класс.
Ход урока
I. Организация класса
Учитель
Доброе утро! Добрый день! Доброго здоровья! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Искренние и добрые люди — это наши гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.
Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь и к концу урока оно останется таким же.
Ребята, какое сегодня число? ( 14.03).
Этот день по народным приметам-Евдокия. В народе говорили: Какова Евдокия, таково и лето.
Молодой месяц — быть лету мокрому.
Северный ветер — холодное лето.
Снег — к урожаю.
А у мусульман сегодня — Наурыз. Корсе — айт. Все должны здороваться за руки, поздравлять друг друга, желая здоровья.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы:
II. Введение в тему урока
Учитель: Давайте попытаемся с вами сформулировать тему урока. Начнем с загадок (правильные ответы выводятся на экран)
Что летом и зимойв рубашке одной?(Сосна, ель)
Разбежались по опушкев белых платьицах подружки(Березы)
Что за дерево стоит –ветра нет, а лист дрожит?(Осина)
Бусы красные висят,из кустов на нас глядят.Очень любят бусы эти дети,птицы и медведи.(Малина)
Две сестрылетом зелены,к осени одна краснеет,другая чернеет.(Черная и красная смородина)
Держит девочка в рукеоблачко на стебельке.Стоит дунуть на него –и не будет ничего.(Одуванчик)
В лугах сестрички –золотой глазок,белые реснички,зеленый стебелек.(Ромашки)
Как назвать эти объекты одним словом? (растения)
Как распределить их на три группы? (деревья, кустарники, травы)
Почему именно так вы объединили растения? (у деревьев 1 ствол, растущий прямо, у кустарника несколько тонких стволов, у трав сочный стебель)
Какие группы деревьев вы знаете? (лиственные, хвойные)
Чем различаются деревья лиственных и хвойных пород?
На какие две группы можно разделить растения? (Дикорастущие и культурные) (Слайд)
Повторение ранее изученного материала:
Работа по тестам 1. Какое из этих растений выращивают в садах?а) пшеница,б) слива,в) помидор.2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?а) рожь,б) ель,в) огурцы.3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?а) дыня,б) овес,в) яблоня.4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?а) свекла,б) арбузы,в) картофель.5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?а) овощи, б) фрукты,в) корнеплоды.
Какую оценку вы получили? (отлично, хорошо, удовлетворительно)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( растения)
Что такое растение? (Растение — это часть живой природы).
III. Изучение нового материала и его отработка.
Почему растения относятся к живым организмам? (Слайд (маленькое
большое) (ответы детей: растут, дышат, питаются, размножаются)
На земле насчитывают 500 тыс. видов растений, которые отличаются и
размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные
способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения
встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в
пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения
широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения
давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в
ботанических садах и национальных заповедниках и парках.
Работа по учебнику
Какие растения изображены на рисунке? (с. 78 рассмотрите рисунки)
(яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли)
(Цветковые, хвойные, мхи, папоротники, водоросли)
Давайте подпишем группы растений в тетради на с. 24 №13.
Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят+ слайды)
Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров.У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите.Цветы всегда были любимы людьми.
Читает ученица:Цветы, как люди, на добро щедры,И, щедро нежность людям отдавая,Они цветут, сердца обогревая,Как маленькие теплые костры.К Женэ.
4. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья, сложив назад.
Продолжение работы по теме. Это интересно!
Учитель: Нецветковое растение — папоротник. У древних славян бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь накануне дня Ивана Купалы (7 июля) под удары грома и сверкание молний. Кому посчастливится увидеть этот цветок, тому откроются все клады Земли, он услышит голоса деревьев и трав.Какое значение в жизни человека имеют растения? (это лекарства). Обучающиеся читают стихотворения и на слайде демонстрируются лекарственные растения.
Рассмотри и запомни эти цветы,(слайды)В них столько тепла и земной красоты!Все, человек, что тебя окружает,Любит и лечит тебя, охраняет.Листок подорожника ты не топчи,Ссадину, рану ты им залечи.Ты заболел, а аптека закрыта.Банка с малиной мамой открыта.Это варенье, оно же лекарство,Быстро уходит болезни коварство.Мята поможет в зимние дни,Летом ее насуши, сохрани.В зимнюю стужу чай завари,Выпей его и спи до зари.Вот зверобой и ромашка с ним рядом.Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.Ты, человек, их понимай,Пользуйся ими, не обижай.Н.Д.Коваленко.Работа в ТПО №2 , сообщения детей об исследовательской работе. Что необходимо растениям для жизни? (тетрадь с. 26 №15) (вода, почва, свет, тепло).
Слайд 4: Одинаковые ли условия нужны для разных растений?( капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.) Кого еще можно отнести к живой природе? (Животные, человек, бактерии)
Работа в ТПО№2.
Чем отличаются живые организмы от неживых? (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
Вывод: Слайд 6
К какой части природы относятся растения? (Живые организмы)
Учитель:
Растения и животные, как живые организмы имеют возраст, хотя это слово чаще употребляется для характеристики человека. Так говорят: Возраст этого человека 10 лет, Этому растению пять лет
Растения бывают однолетние и многолетние (используются иллюстрации).
Среди однолетних: мак, ноготки, огурец, томат, кабачки, астра. Однолетние растения живут один сезон. К осени образуются семена, и потом растение погибает.
Среди многолетних – тюльпан, ландыш, брусника, земляника, пион. Они живут на одном месте много лет. На нашей планете большинство растений многолетних. Продолжительность их жизни разная. Есть такие, которые живут 3 года, а есть – 3 тыс. лет. О таких растениях сейчас расскажут ребята:
У самого многолетника своя продолжительность жизни. Самое старое, ныне живущее дерево на свете – одно из североамериканских сосен. Её возраст 4700 лет. Другое дерево того же вида дожило до 5100 лет. Возраст одной из секвой гигантских достиг 3500 лет.
Ребята, какие растения — долгожители, по-вашему мнению , есть в нашей стране?
На территории нашей страны тоже есть растения – долгожители.
Дуб, например, может прожить до 2000 лет, а берёза до 100 – 150 лет. Сосны так же удивляют своей долговечностью. Среди них, много таких, которым 200- 300 лет. Из травянистых растений многолетников долго живут папоротники. Их возраст достигает 100 лет.
IV. Итог урока с применением практической работы:
Растения необходимы для человека? Почему? (Это кислород, пища, лекарства, ткани, древесина, красота).
Один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев – это целый лес! Но не все люди рационально используют растения.
Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.
Посмотрите, как выглядит лес нетронутый человеком (иллюстрация)
Что, по-вашему, губительно действует на растения. (Ответы детей)
Обобщение ответов детей:
Растениям вредит: вырубка леса, вытаптывание растений, сбор (безмерный) лекарственных трав, загрязнение атмосферы.
Красная книга Оренбургской области: сообщения подготовили 2 ребят.
Итог урока: Какая проблема перед нами стояла? Смогли мы ее решить?Пригодятся ли нам эти знания в жизни? Нужны интегрированные уроки?Оцените себя. Кто работал хорошо, отлично, а кому нужно еще поработать.
Рефлексия: нарисуйте фигурки.
И завершить наш урок мне хочется четверостишием.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает.
Просмотр видеоролика Природа нашей местности
V. Домашнее задание: продолжить наблюдение за ходом развития растения
ТПО №2 №20, 21 с.29, учебник стр. 78-81.
Используемая литература:
1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Учебник Окружающий мир. 3 класс. 2-я часть.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
2. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир 3 класс. 2-я часть.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
3. Поглазова О. Т. Методические рекомендации. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
4. Интернет - ресурс