Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству "Красота земли родной"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству "Красота земли родной"
Автор: Новикова Людмила Александровна
Учитель изобразительного искусства высшей категории
МОУ СОШ №18 Республика Мордовия г. Саранск
Мероприятие по изо.
Тема: Красота земли родной.
Цели:
1. Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих отношений.
2. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
3. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.
4. Активизация творческого потенциала учеников.
Порядок проведения.
1. Организационный момент.
2. Театрализованные представления с элементами игры.
3. Совместное чаепитие участников праздника и гостей.
Оборудование и материалы:
1. Оформление сцены под убранство русской избы, утварь, изделия народных промыслов.
2. Выставка работ учащихся по теме: Русское народное искусство
3. Музыкальное оформление.
4.Различные поделки из глины, ниток, ткани, дерева.
Зал украшен работами учащихся по теме Русское народное искусство.
1. Эскизы росписи посуды по мотивам Хохломы.
2. Эскизы изделий с росписью по мотивам Гжели.
3. Эскизы подносов с Жостовской росписью.
4. Лепные дымковские игрушки и свистульки.
Оформлены выставки с репродукциями и изделиями Хохломы, Гжели, Дымково, Жостово и т д.
Звучит народная музыка
1-й ведущий. Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
2-й ведущий. Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего Каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас!
1-й ведущий. Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
2-й ведущий. В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
Учитель. А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.
Куда ни глянешь-кругом ве6селые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует это красота и взор наш и душу нашу.
А создана это красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили: одни-работая с деревом, другие-с металлом, третьи-с тканями, четвертые-с глиной. И глядишь, из куска дерево рождалось сказочное блюдо, а из комка глины-прелестные детские игрушки.
1-й ведущий. Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
(ребята расходятся к стендам, где представлены промыслы. Звучит народная музыка.)
В одном углу комнаты стоит у окна стоит лавка, на ней сидят три девушки в народных костюмах. Рядом стоит стол, на нем шкатулка с рукоделием, домашняя утварь, посуда.
.
Девушки поют.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
Молода, красива,
Карие глаза.
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Дума без конца…
Ты о чем взгрустнула
Девица-краса?
2-й ведущий. Давайте зайдем в избу, где так хорошо поют.
1-я девушка. Долгими зимними вечерами крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.
Все предметы, входящие в приданное, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка.
Украшение - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать как книгу.
Каждый элемент орнамента имеет свое значение и смысл: слава божеству, праздник; просьба плодородия; благодарность Богу за содеянное.
Уже с 7-9 лет девочки начинали прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы.
Это были не просто игрушки, а куклы-обереги.
(Девочки делают куклы, рассказывают и показывают)
2-я девушка. Основой куклы является крест – символ солнца, жизни, вечности.
Выделяли: голову, руки, грудь-главнве части тела.
Затем наряжали ее в народный костюм, в который входили:
Рубаха – ее носили и мужчины, и женщины. Она была длинная до пят. Ее украшали обереговыми узорами вдоль ворота, рукавов и внизу.
Сверху надевали:
Поневу – поясная одежда типа юбки. Ее носили замужние женщины в южных районах России.
Или
Сарафан, – который вошел в обиход с 15 века.
Если шли на гуляния, сарафан просто подпоясывали.
Пояс - обереговый знак. Распоясаться – открыть себя для нечистой силы.
Если шли на работу, то надевали:
Передник, чтобы сохранить одежду. Его тоже украшали.
3-я девушка Головными уборами были:
Венок или повязка - девичий убор, он оставлял голову открытой.
Замужняя женщина надевала закрытый головной убор – самый распространенный – сорока.
Грудь всегда покрывали бусы – это тоже обереги – хранительницы здоровья, души.
Но вот и нарядили мы куклу. Чтобы не потеряла она обереговой смысл, нельзя ее было колоть иголками, не было у этой куклы и лица.
Можно было только нарисовать на лице крест угольком.
Ведущие вместе: Ай, да рукодельницы в этой избе живут!
1-й ведущий. А посуда и утварь в избе не простые, резные да расписные.
2-й ведущий. Да, всякий удел свой промысел имел.
( Выходят три девушки, у них в руках Городецкие разделочные доски)
1-й ведущий. Откуда вы-девицы-красавицы?
Девушки. - Я из Хлебоихи.
-Я из Курцева.
- Я из Коскова.
2-й ведущий. А где это?
Девушка 1-я. Да недалеко от Нижнего Новгорода, на берегах Узолы - левого притока великой Волги.
Девушка 2-я. Промысел наш называется Городец.
Девушка 3-я. Сначала наши мастера занимались резьбой по дереву, а потом стали красками диковинные узоры писать.
Ведущие вместе: Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите.
(Девушки возвращаются к стенду о промысле Городец.)
( От стенда Хохлома выходит группа учащихся, в руках у них хохломская посуда.)
Учащиеся: Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
(Девушки подают ведущим посуду.)
1-й ведущий: Вот подарки
Так подарки!
Краской огненной и яркой
Кто искусно расписал
Сувениры-чудеса?
2-й ведущий: Чародеи Хохломы!
Что, ребята если мы
Захотим узнать,
Откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
Учащиеся. Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер-иконописец.
Царь ценил его мастерство. Любил и мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу.
Поэтому покинул он царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу. Стал делать посуду. И захотел сделать ее такой, чтобы отразилась в ней красота родной земли. И посуда вышла – чудо.
Загремела слава мастера. Приезжали люди, чтобы взглянуть на рукотворную красоту.
Наконец, услышал о нем и грозный государь, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан, рассказал им свои секреты.
А утром, когда вошли в село слуги царские, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя жар, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о чуде красоты.
Учитель. А знаете ли вы, что хохлома золотой называется? Почему?
Но сначала ответьте мне, что обозначает слово золотой в различных словосочетаниях. А ну-ка, что обозначает:
(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают.)
-золотая коса…(светло-русая);
-золотое солнце…(яркое);
-золотая нива…(спелая);
-золотая голова…(умная);
-золото ты мое…(любимый);
-золотые руки…(умелые);
-золотой человек…(покладистый, добрый).
1-й ведущий. Золотая роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается это посуда из липы, березы, осины.
Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково-ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками - охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние ее.
2-й ведущий. Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш, за подарки! Никогда не забудем мы вашего чуда!
(Выбегают ребята, в руках у них гжельская посуда.)
1-й ведущий. А вы, ребята откуда?!
Ребята. А вы угадайте!
Назови, подружка, цветик
Самый милый и любой,-
А подружка отвечает:
Колокольчик голубой!
Василек, василек,
А лучше незабудки.
Заплету из них венок
Для сестры Машутки.
Из лазоревого цвета
Наберу и два букета
Синей лентой завяжу,
Кому в подарок-не скажу.
Ребята вместе. Как зовется наш промысел?
Учащиеся отвечают. Гжель.
Ребята. Ну, тогда получайте подарки.
1-й ведущий. Спасибо вам! Хороши ваши подарки!
2-й ведущий. Ну, а теперь пойдем дальше.
Учитель. А чтобы веселей, была дорога, не рассказать ли вам сказку про белого бычка?
1-й ведущий. Хватит, хватит! Знаем мы эту докучную сказку!
2-й ведущий. А я тоже знаю сказку. Сейчас расскажу.
Жил был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сказку сначала? Еще?
1-й ведущий. Ну, тогда и я расскажу.
Жили, были два братца, два братца-кулик да журавль. Наносили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку с конца?
2-й ведущий. Хватит, хватит!
Вот мы и пришли.
(Подходят к стенду Дымково.)
1-й ведущий. Что за село такое - Дымково?
Ты не знаешь? А вы не знаете?
(От стенда отходят группа учащихся с игрушками в руках.)
Учащийся. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радости,
От капельки росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
2-й ведущий. А какие игрушки вы делаете?
Учащиеся. Делаем разные игрушки. Вот, смотрите.
Девица в венце,
Румянец на лице.
Собой хороша,
Стоит не дыша.
(показывает игрушку Барышня)
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У свинки.
(показывает игрушку Скоморох на свинье)
Ваня-Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом на перед
И поехал в огород.
(показывает игрушку Скоморох на коне)
Стоит олень
На стройных ногах,
Вся краса
У оленя в рогах.
(показывает игрушку Олень)
1-й ведущий. Ну, теперь я знаю, где самые народные игрушки делают.
2-й ведущий. Спасибо вам, мастера.
1-й ведущий. Сколько же этих промыслов? И конца им нет, а ноги уже устали.
2-й ведущий. А давай спросим у ребят, какие еще промыслы они знают?
(Все ребята отвечают и показывают изделия.)
- Резьба по дереву.
-Плетение кружев.
-Вышивка.
-Лаковая миниатюра: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.
-Кузнечное дело: кованые решетки, ворота.
-Жостовские подносы.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.
-Деревянная матрешка.
Я бабушка Матрешка,
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки
И все они Матрешеньки,
И все они манешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные пригожие,
На бабушку похожие.
Учитель. А какие промыслы нашей области вы знаете?
( Ребята отвечают.)
Учитель. Хорошо! Молодцы, знаете!
(слышится свист, входит группа ребят.)
1-й ведущий. А что это такое?
2-й ведущий. Это гости из села Филимоново Тульской области припозднились.
1-й ведущий. А в руках у них игрушки. А игрушки не простые – свистящие.
2-й ведущий. Давным – давно был такой веселый праздник, который назывался свистопляской, а потом Свистуньей.
Давайте и мы отправимся на этот праздник!
(Ребята поют и водят хороводы под музыку.)
Учитель. Весело на нашем празднике. Умели русские люди хорошо работать, умели и весело отдыхать.
Гости дорогие, на этом и закончился наш праздник, приходите к нам еще.