Сенсорное развитие детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сенсорное развитие детей
Автор: Бугаец Наталья Алексеевна

Сенсорное развитие детей. Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Если эти качества вовремя не развивать они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуальное развитие ребенка не определенно заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других признаках.На втором – третьем году жизни детей знакомят с цветом, формой, величиной предметов. Проводятся занятия на группировку однородных предметов по заданному признаку. Детей знакомят со всеми цветами спектра (кроме голубого): красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым, а также с белым и черным. Малыши учатся различать такие формы, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Вначале детей обучают группировать резко различные по цвету предметы (красный – зеленый, желтый – синий), постепенно переходя к группировке предметов более близких цветовых тонов (красный – оранжевый, синий – фиолетовый).К трем годам ребенок различает и в разных играх (упражнениях) соотносит детали (часть) и целое, их взаимоположение, свойства и качества предметов, опираясь на зрительное восприятие. В результате обучения формируются обобщенные способы обследования сенсорных свойств и качеств – ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление.В три – пять лет дети обследуют форму осязательно – двигательным и зрительным путем. Учатся находить знакомые формы в окружающих предметах, а также на себе (узнают себя: голова круглая, глаза овальные и т. д.); на одежде (платье, кофте, рубашке) есть кружки, квадраты, треугольники. Учатся выделять и обозначать словом форму реальных предметов: мяч – шар, кубики – кубы, тарелка – круглая, стол – квадратный и т. д.).Сначала дети учатся определять величину предметов контрастных размеров (длинный, короткий) и одинаковых (равные, одинаковые по длине).К пяти годам они уже могут выстраивать ряды предметов от самого короткого (низкого, узкого и т. д.) до самого длинного (высокого, широкого и т.д.) и наоборот. Дети учатся раскладывать предметы в возрастающем или убывающем порядке.Одновременно с формированием сенсорных эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.И даже ознакомление детей старшего возраста с размером предмета и отношением часть – целое осуществляется в различных игровых ситуациях: широкая машина не въезжает в узкие ворота, их нужно расширить; чтобы построить дом, нужны стены, крыша, окна и т. д. Обучение в дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра, поэтому родители, а потом и воспитатели должны предлагать малышу различные игровые занятия. Поэтому главная задача взрослых – наилучшим образом стараться удовлетворить любознательность малышей, дать им в руки, образно говоря, инструменты для использования окружающего мира.