Проект по здоровьесбережению "Здоровый малыш"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект по здоровьесбережению "Здоровый малыш"
Автор: Толстихина Татьяна Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 2 «Солнышко»ПРОЕКТ«Модель оптимизации здоровьесберегающей среды»Тема: «Здоровый малыш»Воспитатель:Толстихина Т.Н.Борзя - 2018г.Актуальность проекта.Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребёнка (мониторинг)показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии, снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми.Группы здоровья в МДОУ №2 «Солнышко» (Приложение №1)В тоже время, дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье (Приложение №2).Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того на сколько грамотно организованна работа с детьми по физическому воспитанию, на сколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка.Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращение, дыхания, пищеварение)- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)- тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации)- использование эффективных методов обучения здоровьесберегающим компетентностям- формирование культуры здорового образа жизни, ценности здоровья- рационализации досуговой деятельности ребенка.Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее. Именно поэтому в рамках образовательных стандартов нового поколения государство поставило перед педагогами, родителями и общественностью задачу – создать условия для внедрения позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни.Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни (Приложение №3).Данный проект направлен на формирование позитивного отношения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни.Реализация проекта осуществляется через активизацию спортивно-массовой работы, адаптационный период, систему работы по предупреждению вредных привычек, повышение общей культуры поведения (Приложение №4).К 2018 году ожидается положительная динамика показателей заболеваемости среди воспитанников, сформированность позитивного отношения детей к здоровому образу жизни, повышение уровня общей культуры всех участников образовательного процесса.Цель проекта:- создание модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комплекс оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни;Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Применительно к взрослому – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.Задачи проекта:1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего технологии развития и воспитания и способствующего условию детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.2.Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.3.Обеспечить условия, способствующих адаптацию дошкольников к естественным и социальным условиям.4.Привить навыки здорового образа жизни, осознание здоровья как одно из главных жизненных ценностей.5.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.6.Формировать устойчивую мотивацию у воспитанников к физическим занятиям.7. Повышать профессиональный уровень педагогов, расширить профессиональное самосознание.Новизна проекта:Создание здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении через соблюдение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и реализацию требований нового комплекса ГТО.Нормы ГТО для старшей, подготовительной группы (минимальные результаты):Бег 30 м – 7- 7,2 секундПрыжок в длину с места – 95-100 см.Прыжок в длину с разбега – 175-180 см.Прыжок в высоту с разбега – 45-50 см.Прыжок вверх с места – 25-30 см.Прыжок в глубину –40- 45 см.Метание предметов:- весом 250 г – 6.0 м;- весом 80 г – 8,5 м.Метание набивного мяча – 3,0 м.Одним из главных направлений работы ДОУ является анализ здоровья воспитанников. На протяжении последних лет соотношение здоровых детей и детей с отклонениями в здоровье в ДОУ остаётся практически одинаковым. Проблема стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в ДОУ является сохранение здоровья детей и для этого задействуются все имеющиеся кадровые, материальные, методические и другие ресурсы.В МДОУ № 2 «Солнышко» работа по здоровьесбережению ведется согласно модели здоровьесберегающего пространства ДОУ В области режима работы ДОУ:- проводятся ежедневная утренняя гимнастика;- расписание сетки НОД и расписание работы кружков составлены согласно требованиям СанПина;- закаливающие процедуры после сна;- 2 раза в год проводятся дни Здоровья;- ежедневные утренние и вечерние прогулки;- проводятся подвижные и музыкальные физкультминутки во время НОД и в режимных моментах;- НОД проводится на свежем воздухе (беседа, наблюдение и т.д.);- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- гимнастика для глаз;Во всех планах воспитательной работы воспитателей отражена работа по формированию у детей понятия «Здоровый образ жизни»: круглый стол, беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы, спортивные соревнования, научные работы, вовлечение в занятия спортом (Приложение №5). Психологический климат в группах комфортный, гармоничный (на занятиях обеспечивается смена видов деятельности с учетом периодов работоспособности детей, усложняется или уменьшается нагрузка с учетом возрастных и физиологических особенностей ребенка, используются эмоциональные разрядки и физкультурные паузы). Для создания комфортной обстановки проводится тестирование для выявления ситуаций межличностных отношений, наблюдение. По результатам диагностики проводятся беседы и тренинги (Приложение №6).Кадровое обеспечение реализации проекта:Воспитатель 2 старшей группы – Толстихина Т.Н.Инструктор по физическому воспитанию – Скажутина Г.В.В МДОУ № 2 «Солнышко» проводятся консультации здоровьесберегающей направленности «Здоровое поколение» (спортивно-оздоровительной направленности)(Приложение №7), «Здоровое питание», (Приложение №8 ).В ДОУ имеется медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора. С детьми работает старшая медицинская сестра. Детей курирует врач-педиатр из ЦРБ.Питание в ДОУ организовано по 10-тидневному меню. Прием пищи 4-х разовый, включая 2-й завтрак (в 11.00 сок или фрукты). Одно из главных направлений здорорвьесберегающего образования детей – сбалансированное и витаминизированное питание. Помещение кухни детского сада оборудовано всем необходимым для обеспечения здорового режима питания и в ней работают квалифицированные специалисты. Все дети получают завтрак, обед, полдник, ассортимент разнообразен.В ДОУ осуществляются меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе меры по организации их питания, и выполняются требования санитарного законодательства согласно СанПиН 2.4.2. 2821– 10.В МДОУ №2 «Солнышко» созданы условия для физического воспитания детей: есть спортивный зал, в 2015 учебного года был проведён капитальный ремонт отопительной системы и косметический ремонт ДОУ. Пополнилась и материальная база спортивного зала спортивным инвентарем: закуплены гимнастические маты, коврики, скакалки и обручи, гимнастические палки, шведская стенка, мягкие модули, велотренажеры, беговая дорожка, тренажер-ходули, имеются Ионизатор Воздуха Аналог «Люстры Чижевского». Помощь в пополнении спортивного инвентаря оказывают наши родители, которые помогают приобретать различный спортивный инвентарь. На территории детского сада имеется спортивная площадка, где своими силами мы оборудовали сектор для прыжков в длину, полосу препятствий, имеется коррегирующие дорожки, кольцеброс, рукоход, гимнастическая стенка, гимнастическое бревно (Приложение №9).В ДОУ ведется паспортизации здоровьявоспитанников детского сада для организации здоровьесберегающей работы с детьми с учетом требований ФГОС по сохранению и укреплению здоровья детей (Приложение №10). С учетом полученных данных у нас появится возможность выстраивать индивидуально-дифференцированные траектории физического развития и состояния здоровья и наиболее эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.Дважды в год (осенью и весной) проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников (Приложение №11).Дети нашего детского сада постоянно участвуют в мероприятиях муниципального уровня направленных на формирование здорового образа жизни и занимают призовые места.Срок и этапы реализации проекта 2017 – 2019 учебный год:1.Подготовительный – информационно-аналитический;2.Проектировочный – проектно-технологический;3.Заключительный – рефлексивный.Первый этап – информационно-аналитический (сентябрь 2017 - декабрь 2017учебного года) содержит сравнительные данные о результатах работы дошкольного учреждения по снижению заболеваемости воспитанников за три предыдущих года, данные о состоянии здоровья детей, об образе жизни их семей (Приложение №12). Анализ профессионального потенциала педагогов. Исследование профессионального потенциала педагогов, физической подготовленности воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей.Второй этап – проектно-технологический (январь 2018 – март 2018 учебного года)его целью является проектирование системы лечебно-профилактической работы, разрабатываются вариативные модели физического развития и организации жизнедеятельности детей, использование оздоровительных технологий в детском саду,будет проводиться обсуждение, разработка, планирование и проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами, способствующих привитию детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формированию потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня оздоровительной работы в детском саду и дома; повышению мотивации и профессионализма педагогов в области физкультурно-оздоровительной деятельности (Приложение №13).Третий этап – заключительный-рефлексивный (апрель 2018 – май 2018 учебный год) включает анализ мониторинга здоровья и физического развития детей, неделя здоровья для детей и взрослых (Приложение №14).Основные принципы проекта:1.Активности и сознательности – определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.2.Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников,постепенное усложнение содержания и приемом работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.3.»Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.4.Доступности и индивидуальности – оздоровительная работа в детском саду должно строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.5.Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношения, которые направлены на полезный результат – оздоровления субъектов оздоровительного процесса.6.Оздоровительной направленности – принцип направлен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организации образовательного процесса в детском саду.Ожидаемые результаты:- повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, включающего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни;- снижение статического компонента в режиме дня воспитанников, повышение двигательной деятельности каждого ребенка, способствующей его всестороннему психофизическому развитию;- повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения; внедрение ГТО;- повышение валеологической грамотности родителей;- улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.Возможные риски проекта:-Недостаточный уровень валеологической грамотности педагогов, воспитанников и их родителей;- Изменение стратегии развития системы муниципального образования (переориентация на другие ценности);- отсутствие понимания и поддержки проекта со стороны потенциального заказчика (родителя).Предупреждение риска:- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;- систематическое повышение квалификации педагогических кадров;- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.Результат проекта:1.Разработка методических пособий на тему: «Здоровье детей – это наше будущее»;2.Оформление материала в родительском уголке по здоровьесбережению;3.Изготовление нетрадиционных физкультурных пособий.Литература1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «НОВАЯ ШКОЛА»2. Нагавкина Л.С., ТатарниковаЛ.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. – Санкт-Петербург, 2005.3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – Москва, 2001.4. Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект. - Тула, 2009.5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821– 10.6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, 2006.Интернет – источники:1.2.3.d/dolbilova.doc