"Рабство в Древнем Риме"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рабство в Древнем Риме"
Автор: Погодина Наталья Вадимовна

Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО
в 5 классе (по учебнику История Древнего мира. 5 класс А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая)
Урок Рабство в Древнем Риме
Учитель: Погодина Н.В.
Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
УУД:1. Умения и навыки работы в сотрудничестве (взаимодействие с партнёром)
2. Коммуникативные умения: умение вступать в диалоги, задавать вопросы и. т. д.
3. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения.
Ожидаемые результаты.
1.Предметные: знание учащимися источников рабства в Древнем Риме, сфер применения рабского труда; знание и умение пользоваться историческими понятиями и терминами.
2.Личностные: непримиримое отношение ко всякому насилию над людьми.
3.Метапредметные: умение работать с учебником, картой, иллюстрацией; осуществлять сравнение, обобщение
Оборудование: карта Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э., картина Продажа рабов, раздаточный материал с текстами и заданиями.
Техническое оборудование: компьютер, проектор.
Технология: обучение в сотрудничестве
Форма урока: исследование (исследовательская лаборатория историков);
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, опыт творческой деятельности.
Приёмы обучения: работа с учебником, иллюстрациями, картой, документальными материалами; рассказ, демонстрация.
.
Структура и ход урока
1.Источники рабства.
2.Использование труда рабов в Риме.
3. Гладиаторы – рабы.
4.Отношение к рабам в обществе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Рабство в Древнем Риме
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
УУД на этапах урока
1.Организационный момент
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей
Личностные:
-Формирование навыков самоорганизации
-Формирование навыков письма
2. Мотивация
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Римское государство на рубеже II-I вв. до н.э. Особо прошу обратить внимание на рабов и их жизнь. Фигуры рабов вам встретятся практически везде. Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество.
Какие ассоциации возникают у вас при слове раб?
Вы догадались , о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему.
Однажды на заседании римского Сената один из сенаторов закончил свою речь словами: Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет.
- Ребята, какие вопросы невольно хочется задать сенатору?
Называют ассоциации к слову раб.
Формулируют тему урока.
Формулируют вопросы сенатору.
- Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?
- Совместимы ли понятия рабство и справедливость?
- Если благодаря рабам Рим достиг своего небывалого богатства и величия, то почему их не следует брать в расчет?
- Хотелось бы предположить, а каким бы был Рим, если бы не труд многих рабов?
Личностные
Способность к определению своей позиции .
Предметные
Работа с понятиями раб, рабство, справедливость.
Метапредметные
Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение версий. Изложение своего мнения.
3 Постановка проблемы и задач
- Какое же противоречие было заложено в основу Римского государства?
Итак, проблема заложена в данном противоречии. Так справедливое или нет?
Отправляясь в путешествие, какие задачи нам нужно перед собой поставить, чтобы глубже и всесторонне понять явление рабства?
Формулируют проблему.
- С одной стороны, по словам сенатора, совершенное справедливое римское общество, а с другой – множество бесправных рабов.
Определяют задачи.
- Выяснить, насколько масштабным было это явление?
- Откуда брались рабы?
- Где применялся их труд?
-Условия жизни и быта.
- Отношение большинства римлян к рабам.
Метапредметные
Умение сформулировать проблему, определить задачи
4.Основная часть.
1.Информационный блок.
Итак, мы отправляемся в путешествие по Риму. Вот как распределились маршруты наших групп.
1 группа отправляется на рынок рабов,
2 группа – в имение римского землевладельца,
3 группа получает приглашение в дом богатого знатного римлянина,
4 группа посещает гладиаторские бои в Колизее
Каждая группа получает свои вопросы и задания, по истечении времени должна представить результаты, предварительно определив основного ответственного.
См. Приложение1
Учащиеся работают в группах, отвечая на вопросы и выполняя задания с использованием текста и иллюстраций параграфа, дополнительные источники, подготовленные учителем.
Осмысление социального и культурного опыта цивилизации Древнего Рима
Проявление способности применять аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений.
Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников.
Совершенствование навыков работы в группе, а также с учебной и дополнительной информацией (анализируют и обобщают факты, составляют простой план, составляют схемы, формулируют вопросы и ответы, составляют рассказ, формулируют и обосновывают выводы).
Способность решать творческие задачи
2.Аналитический блок
Руковожу работой групп. Определяю время выступления (не более 5 минут), поясняю, уточняю, комментирую, координирую, оцениваю.
Перед началом отчета групп весь класс получает задание.
- По мере прослушивания презентаций работ групп к концу урока в тетради у каждого должна быть заполнена схема Области применения рабского труда
Вначале дайте определение понятию имение.
Дайте определение понятиям гладиаторы, амфитеатр.
Ликует буйный Рим..Торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он – пронзенный в грудь – безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
Группы представляют итоги своей работы на общее обсуждение
1 группа Представитель группы показывает результат работы, заполняя схему на доске и отвечая на вопросы.
Называют источники рабства:
Военнопленные
Мирные жители покоренных земель
Неплательщики налогов
Дети рабов
- Главный источник рабства – военнопленные и мирные жители покоренных стран.
- Масштабы рабства трудно определить, но, судя по фактам, можно сделать вывод, что это многие сотни тысяч людей (приводят примеры).
Весь класс вписывает в тетради:
Имение – земельное владение богатого человека.
2 группа задает составленные ею вопросы управляющему римским имением. Предположительно такие:
- Кто является хозяином этого имения и где его можно найти?
- Что включает в себя ваше имение?
- Чем занимаются рабы в имении?
- Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?
- Почему больных рабов отвозили на остров?
- Почему некоторые рабы закованы в цепи?
Вы тоже раб, в чем заключаются ваши обязанности?
- Чем кормят рабов?
На итоговые вопросы отвечают другие члены группы.
Физминутка
3 группа Представитель группы заканчивает начатый рассказ и представляет разработанный план на основе указанных источников. Предположительно следующий.
1.Устройство дома богатого римского сенатора.
2.Помещение для рабов.
3.Категориии рабов-слуг.
Отвечают на итоговые вопросы.
Класс вписывает в тетради:
Гладиаторы – рабы, мастерски владеющие оружием и сражающиеся на потеху публике.
Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.
4 группа Двое представителей от группы красочно раскрывают тему Гладиаторы на арене амфитеатра на примере судьбы двух героев – Деметрия и Милона.
Отвечают на итоговые вопросы другие члены группы.
Оценивание социального и культурного опыта цивилизации Древнего Рима
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни рабов Древнего Рима.
Отработка понятийного аппарата.
Способность регулировать свою деятельность и деятельность группы, представлять результаты.
Развитие коммуникативных навыков.
IV. Заключительная часть
1.Подведение итогов.
Проверяю задание, которое было задано всему классу перед началом выступления всех групп. Получая информацию в процессе урока, ребята должны были заполнить схему Области применения рабского труда. Прошу представить результат одновременно оформляя на доске. На примере истории Древней Греции прошу вспомнить, где еще использовался труд рабов.
- Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
- Каково было отношение большинства римлян к рабам?
- Почему рабы были всегда разных национальностей?
- К чему могло привести стремительное возрастание числа рабов?
Вспоминаем цитату римского сенатора, прозвучавшую в начале урока (высвечивается на слайде) и отвечаем на проблемные вопросы.
- Так прав ли сенатор?
- Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?
- Совместимы ли понятия рабство и справедливость?
Представляют работы в тетрадях и одновременно озвучивают.
Сельское хозяйство
Работа прислуги
Гладиаторские бои
Рудники
Ремесленное производство
Отвечают на вопросы, формируют свою точку зрения, делают выводы, определяют свое отношение к социальному явлению рабства.
В основе рассуждений ребят превалирует точка зрения, что со словами сенатора согласиться нельзя. Не может общество себя считать справедливым и совершенным, самым циничным образом не считаясь с правами и используя бесплатный труд сотен тысяч рабов.
Осознание своих эмоции и адекватное их выражение. Выражение уважительно-доброжелательного отношения к другим людям. Умение осваивать новые правила.
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни рабов Древнего Рима.
Развитие речевой деятельности.
Управление своей деятельностью, инициативность, самостоятельность.
2.Оценивание
Оцениваю на протяжении всего занятия по итогам работы групп и индивидуально поощряю отличившихся.
Могут привлекаться, анализируя и оценивая работу групп.
Оценивание своих знаний с позиции своего жизненного опыта. Выражение уважительно-доброжелательного отношения к другим людям.
3.Домашнее задание
Параграф 49.Задание по выбору
1.Подготовить презентацию на тему Гладиаторы в Древнем Риме
2.Написать сочинение Рабство в Древнем Риме
3. Сделать рисунки по теме.
4. Рефлексия.
1.Предлагает закончить фразу. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
сегодня на уроке самым активным был .
Больше всего правильных ответов дал …
урок дал мне для жизни…
Умение осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Умение оценивать степень достижения цели, выражать свое мнение.
Приложение 1. Вопросы и задания группам.
1 группа.
Задание. Вы совершите виртуальное путешествие на остров Делос, который славился как крупнейший рынок рабов. А также, благодаря историческим источникам, узнаете источники пополнения рабских рынков. Итогом вашей работы будут ответы на вопросы (в конце) и заполнение схемы Источники рабства.
Факт1. После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство 150 тысяч военнопленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях Римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавали по 10 тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности.
Мы очутились в огромной толпе, нас захватило людское море. Количество рабов было так велико, что яблоку негде упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, их хорошо было видно издалека.
На груди каждого невольника висела табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба.
Цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, ибо они не имеют, как правило, профессии; другие обладают физической силой и соят дороже; а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже.
Факт2. Работа с 1 пунктом параграфа 49.
Факт3. Во II и особенно в I в.до н.э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности.Труд рабов полностью оттеснил свободный труд, рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному подсчету. Ими становились даже дети рабов, т.е. распространилось наследственное рабство.
Вопросы.
1.По схеме в тетради зачитайте источники рабства.
2.Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Риме основным (подтвердите примерами).
3.Сделайте вывод о масштабах явления (рабства).
2 группа.
У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. Нам было очень интересно узнать, как там живут люди. К нам подошел человек, который представился управляющим, и мы решили побеседовать с ним.
Задание. Изучите содержание пункта 2 параграфа 49, источников на с.240, просмотрите иллюстрацию в учебнике на с.239(вверху). Составьте вопросы для управляющего, которые будете ему задавать (круг вопросов должен охватить содержание пункта). Из представителя вашей группы выберите управляющего римским имением.
Итоговые вопросы.
1.Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
2.Какие группы рабов были в имении?
3.Чем можно объяснить плохое отношение рабов к труду?
4.Докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека?
3 группа.
Мы остановились перед очень красивым двухэтажным домом. Чтобы попасть в него, мы постучали колотушкой. Через несколько минут дверь, отделанная мозаикой и бронзой, открылась. На пороге стоял раб-привратник. Он сообщил нам, что это дом сенатора Гнея Станиена.
Мы вошли в дом и попали в узкий вестибюль. На полу мозаикой были выложены слова приветствия входящим. Через маленькую переднюю мы вошли в зал, хотя это не сразу поняли. Он был больше похож скорее на храм или двор с колоннами.
Задание. Проявив максимум фантазии продолжите описание дома богатого римского сенатора и его обитателей. Составьте план рассказа из трех пунктов. При подготовке используйте пункт3(параграф 49), пункт 2(параграф 58, с.279), иллюстрации на с.281вверху, а также ниже приведенный текст.
Текст. По узкому коридору, предназначенному для рабов, можно попасть в помещение, где жили сами рабы. Это длинная низкая комната с облезлыми стенами и деревянными нарами. Здесь не было красивых мозаик. В помещении тяжелый воздух, а рассчитано оно на 50 рабов. Все рабы делятся на несколько групп. Одни – образованные, имеющие профессию, обслуживают самого сенатора, его жену и детей. Их положение гораздо лучше всех остальных, они имеют свободное время. Например, библиотекарь Клеон. Он грамотен, увлечен литературой сам пишет комедии. В его обязанности входит переписка книг, содержание их в порядке и занятие с сыном хозяина. Единственное, что плохо – скучает Клеон по своей родной Греции. Другая часть рабов без профессии занимается уборкой помещений и сада. Последним управляет раб - садовник. Тяжела работа и на кухне.
Итоговые вопросы.
1.Какие категории рабов существовали в римском доме?
2.Чем занималась каждая из категорий рабов?
3.Рабы какой национальности ценились более всего и почему?
4 группа.
Мы подходим к величественному зданию, которое получило латинское название Колоссеум, что означает исполинский. Это огромный амфитеатр, открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей, постепенно возвышаясь, располагались вокруг арены – усыпанной песком площадки. Колизей вмещал в себя 50 тыс. римских граждан. Женщины занимали верхний деревянный ярус. Всего было 4 яруса. Сегодня сохранились только 3 из них. В Колизее проходили зрелища – гладиаторские бои.
Задание. Используя пункт4 (параграфа 49) и иллюстрацию на с.241 подготовьте для выступления двух представителей группы.
Ученик А рассказывает о Колизее, гладиаторах, их школе, о тренировках, и о двух друзьях – Деметрии и Милоне, которым предстоит сражаться друг с другом.
Ученик Б красочно описывает сам бой, порядок состязаний, зрителей и их реакцию на происходящее. Деметрий и Милон изображают на арене рыбака и рыбу.
Итоговые вопросы.
1.Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
2. Римский философ Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к смерти и боли, как гладиаторы. Согласны ли вы с ним?
3.Какие качества воспитывали гладиаторские бои в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?
Приложение 2. Рефлексия в конце урока
1.Техника рефлексивная мишень. На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Рынок рабов
Рынок рабов