Развитие мыслительных процессов у младших школьников во внеурочной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мыслительных процессов у младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Тимощенкова Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №32 им С.А. Лавочкина г. СмоленскаТема: “Развитие мыслительных процессов у младших школьников во внеурочной деятельности”Учитель-логопед Тимощенкова Ирина АнатольевнаСвязь мышления и речи Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь - это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников — одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся: а) обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.) б) создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи в) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций г) вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи е) развивать не только речь-говорение, но и аудирование.Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная — принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя. Развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности определяют и новообразования его личности: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексию (самооценку своих действий на основе соотнесения с замыслом).Исследовательская деятельностьРазработанный комплекс занятий ориентирован на детей младшего школьного возраста, на развитие у них мыслительных операций и процессов. Занятия нашего исследования разработаны для проведения во внеурочное время в коррекционных классах.Целью исследования было показать, как предложенный комплекс занятий повлияет на усвоение учащимися начальных классов учебного материала на уроках.Исследования проводились на основе изучения теоретических источников и опыта учителей практиков.Исследование ставило перед собой следующие практические задачи:Выявить уровень развития мыслительных операций у учащихся младших классов;На основе практической работы проверить, как повлияет комплекс на усвоение детьми школьной программы;Предложить варианты заданий и методик для практической работы учителей практиков и коррекционных педагогов;Сформировать у детей положительное отношение к учебе.В данном исследовании принимали участие две группы учащихся 4-х классов : группа детей 4 “А”класса школы № 32 ,состоящий из 14 учащихся и группа учащихся 4”б” класса школы, состоящий из 11 учащихся.Занятия носили не только развивающий характер, но и коррекционно-воспитательный.Воспитательная работа проводилась во время экскурсий и прогулок, а коррекционно-развивающая во время внеклассных занятий в виде викторин, конкурсов, диспутов, соревнований.Занятия связывались с изучаемыми детьми темами, либо темами, вызывающими у детей затруднения. Дети учились оценивать себя и своих товарищей.ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫНами были использованы следующие формы работы с детьми ,что позволило более полно внедрить нашу работу и добиться определенного результата.Фронтальная работаПри фронтальной форме работы представленный комплекс коррекционно-развивающих упражнений может быть использован для стимулирования умственного развития детей. Упражнения могут выполнять функцию «интеллектуальной разминки» для этого мы использовали викторины и различные разработанные нами комплексы заданий на интеллектуальное познание и логическое мышление. Работа была проведена, в ключе развития прежде всего, элементарных мыслительных операций, а также активизации мыслительной деятельности, на отработку способов, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.Проведение « интеллектуальной разминки» желательно, так как она помогает стимулировать в детях самостоятельность мысли, привить им интерес к умственной работе. С таких заданий лучше начинать занятия во внеурочное время и отводить на их выполнение не более 10-15 минут. Количество предлагаемых упражнений может быть небольшим (три-четыре задания на одном занятии).Групповая работаМы считаем, что наиболее продуктивной является такая форма работы, когда учитель взаимодействует не целиком с классом, а с отдельными его группами. В этом случае и дети контактируют не только непосредственно с учителем, но и друг с другом. Такая работа особенно эффективна для проведения коррекционных занятий.Говоря об эффективности групповой работы, можно указать на два момента: воспитательный и дидактический. За счет возникающего в группе эмоционального контакта резко повышается интерес к занятиям. Общение в группе становится главным фактором успешного усвоения новой информации. Дидактические возможности групповой работы также оченьвелики. Эффективность усвоения учеником информации зависит от возможности как-то относиться к ней, например обсуждать ее равными себе, отстаивать свою точку зрения, спорить и доказывать правильность своих ответов. Для выделения внутри класса групп учащихся предлагается в начале с целым классом провести пробное фронтальное собеседование-обследование (в течение одного занятия). Объяснив правила выполнения нескольких первых типов заданий, проверяет на отдельных примерах, насколько объяснения усвоены каждым учеником. Затем весь класс по результатам фронтального обследования разбивается на три группы: 1) быстро усвоившие объяснения; 2) не сразу понявшие; 3) не усвоившие или плохо усвоившие. И для каждой группы предлогаются определенные задания учитывающие уровень усвоения знаний. Индивидуальные занятияИндивидуальные занятия чаще всего проводились с детьми, имеющими ярко выраженные учебные проблемы. Коррекционная работа с конкретным учеником строится в форме диалога. При объяснении сути задания уделяется большое внимание примерам, так как часто именно через примеры приходит понимание того, что надо делать. От учащегося требуется постоянное проговаривание вслух всех способов решения, поисков правильного ответа. Это дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях.Темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и других индивидуальных особенностей. От этого зависит общее количество занятий для прохождения коррекционной программы. Одним учащимся может понадобиться восемь занятий, другим - двенадцать, а третьим - пятнадцать и более.В начале каждого нового занятия нужно дать учащемуся возможность вспомнить, какие упражнения он делал в прошлый раз, и предложить еще раз их выполнить. Если учащийся справляется с этими заданиями самостоятельно, легко и без ошибок, четко понимая, какую операцию нужно осуществить, можно переходить к новому типу заданий. Если же возникают какие-либо затруднения, следует еще раз совместно разобрать способ выполнения данного типа заданий. Не исключено, что с кем-то из учеников необходимо повторять пройденный материал несколько раз.В итоге нужно добиться того, чтобы задание целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации учитель должен оказывать ребенку психологическую поддержку: стараться выделять успешные действия ребенка, демонстрировать веру в него, в его силы и способности и всячески, словами или действиями, сообщать ему об этом.Занятия рекомендуется проводить не реже двух раз в неделю -в начале и в конце ее, не более 40 минут. 3.2. Варианты методик и заданий В нашей работе мы использовали различные по характеру мероприятия, что позволило привлечь интерес разных групп детей. Примером таких мероприятий может служить систематическое наблюдение за таянием снега во время прогулок. В ходе такой работы у детей развивались такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а так же оно подготавливало детей к изучению тем по природоведению.Проведение таких викторин как ихтиологическая, экологическая так же подготавливает детей к более целенаправленному изучению учебного материала, а проведение конкурсов («Решай, считай, отгадывай»), («Веселое ассорти») подготавливает к урокам математики и развивает эстетические чувства. На занятиях использовались анкеты и проводилась рефлексия.РефлексияИнструкция: ребята сейчас мы узнаем какое у вас настроение, если у вас хорошее настроение, то в конверт, который расположен справа, вы положите красный кружочек, если плохое - синий, если вы не знаете – зеленый.Примечание: рефлексия проводится в начале и в конце занятия, чтобы выявить как изменилось настроение учащихся.в начале занятия син. зел. красн.в конце занятия син. зел. красн.Так же для диагностики детей мы использовали следующую анкету, которая позволила выявить трудности детей на каждом занятии.АнкетаПонравилось ли вам занятие?Какое задание было сложно выполнять?Что сложного было в этих занятиях?С каким заданием вы справились легко?Какое у вас настроение создало занятие?В ходе анкетирования и беседы с учителем были выявлены следующие данные: - по математике20% - испытывают трудности при решении задач;15% - испытывают при решении примеров ( нарушение вычислительных операций);20% - трудности при счете и при решении задач;45% - усваивают весь материал.- по русскому10% - допускают до 15% ошибок;25% - допускают до 50% ошибок;55% - допускают более 50% ошибок;10% - не допускают ошибок.После применения комплекса мы получили следующие данные:- по математике17% - испытывают трудности при решении задач;13% - испытывают при решении примеров ( нарушение вычислительных операций);10% - трудности при счете и при решении задач;60% - усваивают весь материал.- по русскому5% - допускают до 15% ошибок;15% - допускают до 50% ошибок;60% - допускают более 50% ошибок;20% - не допускают ошибок.В нашей работе был использован следующий комплекс. Он предназначен для учащихся 4-го класса и направлен на формирование основных мыслительных действий, умений, которые необходимы при работе с понятиями (обобщение, абстрагирование, анализ, сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий).Приведенные в работе задания разработаны на материале как школьных, так и житейских понятий. Нами предлагаются способы применения каждого типа заданий. Однако учитель вправе подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, с учетом индивидуальности отдельных школьников и особенностей конкретного класса.Рядом с заданиями, там, где это необходимо, в скобках приводятся возможные варианты правильных ответов. Следует отметить, что правильных ответов может быть больше, чем мы предполагаем, поскольку вряд ли возможно их все предвидеть. Поэтому от учителя требуется особое внимание при оценке ответов. Советуем заранее готовиться к проведению занятий, знакомиться с правильными ответами. По усмотрению учителя можно дополнять данные упражнения аналогичными. Также в работе было учтено, то что дети при выполнении однообразных заданий быстро утомляются и в приведенных конспектах вы это сможете увидеть. Начинать выполнения задания лучше с подробного объяснения (вступительной беседы) аналогичной приведенной ниже. Примерный план урокаВступительная беседаВокруг нас существует много всяких вещей, происходят разные события, живут люди. Мы думаем об окружающем нас мире, или, как говорят, «мы мыслим». Для того чтобы думать и рассказывать о наших мыслях другим, мы пользуемся разными словами.Слова можно произносить и можно писать. Употребляя слова, мы ПОНИМАЕМ друг друга. Почему мы понимаем? Потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи или события или качества вещей и событий, потому что за определенным словом стоит определенное содержание. Например, если я скажу ЯБЛОКО, каждый поймет, каждый представит себе, что это такое, о каком фрукте идет речь. Если я скажу КРАСНЫЙ, каждому ясно, какой цвет обозначается этим словом. Все эти примеры показывают, что каждое слово что-то обозначает, имеет свое определенное значение.То, о чем мы говорим или думаем и что обозначается словами, называется ПОНЯТИЯМИ (от слова «понимать»). Значит, понятие — это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем слово (или несколько слов). Например, понятием ЯБЛОКО обозначаются все фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятие ВОДА ~ жидкость, имеющая определенные качества.Понятие может выражаться не одним, а несколькими словами. Предположим, ты сказал другу, что съел яблоко. И друг тебя понял. Но яблоки бывают разные. Одним и тем же словом, одним и тем же понятием ты обозначил целый КЛАСС (группу) яблок, куда вошли большие и маленькие яблоки, красные и зеленые, сладкие и кислые, зрелые и не очень и т.д. Можно сказать, что понятие ЯБЛОКО - очень ОБЩЕЕ, потому что оно обозначает много разных яблок.А если ты хочешь точнее рассказать другу о том, какое яблоко ты съел, ты можешь сказать: КРАСНОЕ ЯБЛОКО. Это выражение состоит из двух слов, но им также обозначается понятие. В этом понятии отражаются не все яблоки, а только те, которые имеют красный цвет.Значит, понятие КРАСНОЕ ЯБЛОКО служит для обозначения меньшего числа яблок. Поэтому говорят, что оно НЕ ТАКОЕ ОБЩЕЕ, как понятие ЯБЛОКО. Если сравнить два понятия -ЯБЛОКО и КРАСНОЕ ЯБЛОКО, то ЯБЛОКО - более общее понятие (за ним стоит большая группа предметов-яблок), чем КРАСНОЕ ЯБЛОКО. Понятие ЯБЛОКО включает в себя понятие КРАСНОЕ ЯБЛОКО так же, как группа яблок включает в себя среди прочих и красные яблоки. Понятие КРАСНОЕ ЯБЛОКО можно назвать ЧАСТНЫМ, КОНКРЕТНЫМ понятием, если сравнивать его с понятием ЯБЛОКО.Запомни: если есть два понятия, относящиеся к одному классу предметов или явлений, но одно из них ОБЩЕЕ, а другое -ЧАСТНОЕ, то частное понятие всегда можно включить в общее, то есть вместо частного понятия всегда можно использовать общее. Такая операция называется ОБОБЩЕНИЕМ понятия. Например, группу красных яблок всегда можно назвать просто яблоками. Тем самым мы производим операцию ОБОБЩЕНИЯ понятия КРАСНОЕ ЯБЛОКО.Другие примеры обобщения: ландыш - цветок, карась - рыба, стол - мебель, корова - животное, ситец - ткань, чайная ложка -ложка, письменный стол — стол.Итак, ОБОБЩИТЬ понятие — значит подобрать к нему более ОБЩЕЕ понятие.Если мы скажем вместо КРАСНОГО ЯБЛОКА просто ЯБЛОКО, мы тем самым расширим, увеличим ту разновидность яблок, котрую можно обозначить понятием. Чтобы тебе стало яснее, посмотрим на рисунок. Понятие ЯБЛОКО обозначается большим кружком: им объединяются разные яблоки. Понятие КРАСНОЕ ЯБЛОКО (заштрихованный кружок) составляет часть понятия ЯБЛОКО, им объединяются только яблоки красного цвета.Продолжим рассуждения дальше. Если мы скажем: БОЛЬШОЕ КРАСНОЕ ЯБЛОКО, то тем самым мы еще сильнее ограничим то количество яблок, которое обозначаем данным понятием, потому что исключим из них маленькие и средние по размеру красные яблоки. Значит, понятие БОЛЬШОЕ КРАСНОЕ ЯБЛОКО – еще более частное, конкретное, чем понятие КРАСНОЕ ЯБЛОКО. Использовать вместо какого-то понятия более частное, узкое - значит ОГРАНИЧИТЬ данное понятие. Например, ограничить понятие КРАСНОЕ ЯБЛОКО - это употребить понятие БОЛЬШОЕ КРАСНОЕ ЯБЛОКО, или понятие МАЛЕНЬКОЕ КРАСНОЕЯБЛОКО, или понятие ИСПОРЧЕННОЕ КРАСНОЕ ЯБЛОКО и т.д.Другие примеры ограничения понятий: птица - чайка, животное -домашнее животное, учебное заведение - школа, урок - математика. Таким образом, понятие можно ОБОБЩИТЬ (подобрать к нему более общее понятие) и ОГРАНИЧИТЬ (подобрать к нему частное, более узкое понятие). Сейчас ты попробуешь выполнять задания, где от тебя потребуется установить, какие понятия являются более общими, широкими, а какие - более частными узкими. Для этой работы учащимся были предложены следующие задания. Задание 1(Направлено на развитие таких форм мышления как суждение и понятие.)Ребятам предлагалась по две карточки с понятиями (общими и частными). Они должны положить их перед собой так, чтобы слева располагалась карточка с общим понятием, а справа - с частным. У учителя есть ключ к заданиям. Во втором задании мы усложняем для детей задания.Задание 2( Данной методике происходит развитие таких мыслительных операций как конкретизация, обобщение и анализ.) Вам надо будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Вы должен расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенное посередине - промежуточным по общности (то есть частным по отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию).Задание 3(Развитие операций обобщения, анализа и синтеза.) Сейчас вам предстоит выполнить работу труднее. Я буду давать карточки с понятием, напечатанным большими буквами, и еще пять карточек (с понятиями, напечатанными маленькими буквами), из которых вам нужно выбрать одну - такую, на которой написано более общее понятие по сравнению с понятием на первой карточке.(Приложение№3). После выполнения заданий работу необходимо продолжить и пояснить учащимся следующее: «Смотрите, что получается. Вы к частному понятию подбирали более общее. Это, как мы уже говорили, называется обобщением понятия. А с обобщения понятия начинается его ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Когда вас просят дать определение понятия, то вы прежде всего должны найти к нему более общее понятие, которое включало бы в себя и ваше понятие. Например:»Что такое СТУЛ. Стул относится к мебели, является предметом мебели. Значит, первое, что вы должны сказать: СТУЛ - предмет мебели. Но это не все. Ведь предметов мебели много - стол, кровать, шкаф, диван. Чем отличается стул от других предметов мебели? Прежде всего своей функцией, тем, для чего он предназначен, - на нем сидят. Этот признак стула является СУЩЕСТВЕННЫМ. Итак, СТУЛ можно определить как предмет МЕБЕЛИ, предназначенный для того, чтобы на нем СИДЕТЬ.Попробуйте теперь дать определение понятиям задания 3, напечатанным большими буквами».(Ответы могут быть даны как в письменной, так и в устной форме.)Задание 4(В этом задании учащиеся производят анализ.) Инструкция: В предыдущих заданиях вы находили общие понятия к одному слову (более частному). А теперь попробуйте придумать общие понятия не к одному, а к двум словам сразу. Это значит, что общее понятие будет обозначать и то, что называется первым словом, и то, что называется вторым словом. Например, если даны понятия РУБАШКА и ПЛАТЬЕ, то общим для них будет понятие ОДЕЖДА.Как выполнить это задание? Прежде всего нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. В предыдущем примере как рубашка, так и платье - это те предметы, которые люди надевают на себя и тем самым защищаются от холода. А этими качествами обладает ОДЕЖДА.Теперь попробуйте обобщить следующие пары понятий. ( понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно).Задание 5(Задание на развитие анализа, синтеза и обобщения.)Инструкция: А теперь поиграем в домино. Играть могут два-четыре человека. Каждый игрок получает по пять карточек. Посмотрим, что это за карточки. На каждой карточке написаны два слова - одно слово представляет собой частное, конкретное понятие, то есть понятие, обозначающее какой-то реальный объект. Например, ТРЕУГОЛЬНИК, КРУГ, МОРЕ, СОЛНЦЕ и т.д. Другое слово на карточке обязательно представляет собой обобщенное понятие. Например, ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА, ВОДОЕМ, НЕБЕСНОЕ ТЕЛО. Обобщенные понятия подходят для нескольких конкретных понятий одновременно. Например, ТРЕУГОЛЬНИК и КРУГ можно назвать ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ; МОРЕ и РЕКУ - ВОДОЕМАМИ и т.д. На карточках даны конкретные и обобщенные понятия в разных сочетаниях.Правила игры состоят в следующем: все по очереди должны прикладывать друг к другу карточки с одинаковыми понятиями - как конкретными (понятиями из одной и той же группы), так и обобщенными. Например, если на карточке приведены понятия КРУГ и ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, то ты можешь из своих карточек выбрать такую, где будет написано КВАДРАТ, и приложить к слову КРУГ (эти понятия входят в одну и ту же группу, которую можно обозначить как ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ). А можно приложить к этому же концу карточку, где написано ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА. К другому концу - ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ - можно приложить карточку, где написано ЗАПЯТАЯ или ТОЧКА, или названия других знаков препинания.Если у тебя нет подходящей карточки, то ты должен брать карточки, оставшиеся на столе. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. Игра «Домино» используется для обучения школьников обобщению. Для этого изготавливают 28 карточек, на которых написаны семь видов понятий (понятия-обобщения). При этом для каждого вида даны четыре конкретных понятия и четыре обобщения. Например, четыре конкретных понятия: ТРЕУГОЛЬНИК, КРУГ, КВАДРАТ, МНОГОУГОЛЬНИК и четыре раза - обобщающее понятие ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА.Можно изготовить домино с понятиями из разных областей знаний, а также для каждой области знаний. Например, домино, построенное на математическом содержании, может включить следующие семь видов понятий: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, КОЛИЧЕСТВО, МЕРЫ ДЛИНЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, МЕРЫ ВРЕМЕНИ.В указанном пособии приводится домино, построенное на понятиях из природоведения: ВРЕМЕНА ГОДА, СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, МАТЕРИКИ, НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА, ВОДОЕМЫ и ОРГАНЫ ЧУВСТВ.) Задание 6(Детям предлагается установить соответствие между понятиями) Инструкция: Теперь вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД - ВИД.Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, или вещь, или явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ - часть этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ.В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).Задание 7(Инструкция: Бывает так, что понятия отражают какие-то явления одного порядка, но противоположные по смыслу. Например, СВЕТ - ТЬМА. Это отношения ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ.В следующих заданиях подбери к данному понятию ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ему по смыслу:НАЧАЛО - (конец)ДЕНЬ - (ночь)ЗАМЕРЗАНИЕ - (оттаивание)ТВЕРДЫЙ - (мягкий)ЛЕГКИЙ - (тяжелый)ЖИЗНЬ - (смерть)ВЫСОКИЙ - (низкий)ТОЛСТЫЙ - (тонкий)КРАСИВЫЙ - (уродливый)БОЛЬШОЙ - (маленький)ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - (положительный)УВЕЛИЧИТЬ - (уменьшить)РАЗДЕЛИТЬ - (умножить)ПРИБАВИТЬ - (отнять)ГОРЬКИЙ - (сладкий)СМЕХ-(слезы)ЛЮБОВЬ - (ненависть)СИЛЬНЫЙ - (слабый)МОЛОДОСТЬ - (старость)ХРАБРЫЙ - (трусливый) Понятия левого столбика, отпечатанные на общем листе, выдаются ребенку, который должен написать рядом свои ответы. Возможно также, чтобы ребенок отвечал вслух.Задание 8Упражнения лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов любая.. Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом случае - СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия - ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПОЖАР - находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.Инструкция: В следующих заданиях найди пары понятий, которые находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях. А теперь попробуйте сами найти ПРИЧИНУ следующих событий. Задание 9(Целью задания является установление причинно-следственных связей.) Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, ВТОРНИК -СРЕДА. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут последовательно одно за другим).Подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.Задание 10(Направлено на установление взаимно однозначного отношения.) Напоследок познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего. Этот тип отношений называется ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция - это то, для чего используется предмет).Например, КОШКА - МЯУКАНИЕ, ГОРА - ВЫСОТА, НОЖ - ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО).В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях.Так же на занятиях использовались следующие развивающее задания и методики.Задание 1(Данная методика способствует развитию отвлеченного метафорического мышления.) Методика «Метафоры» позволяет выявить степень понимания условности как бы на более низком уровне. С ее помощью мы пытались определить, насколько хорошо ребенок понимает (знает) условность речи; таким образом выявлялся уровень осведомленности его в этом вопросе. Данная методика построена аналогично предыдущей: в каждом наборе, состоящем из метафоры и двух фраз, требуется вычеркнуть лишнюю, не подходящую к двум другим по смыслу фразу. При этом к метафоре фразы подобраны таким образом, что одна из них вскрывает ее смысл, а другая — сходна с ней лишь наличием сходных слов (т. е. по форме).Инструкция: »Вычеркни лишнюю, не подходящую по смыслу к двум другим пословицу»:1.За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.Зайца в поле не угонишь.За большим погонишься — малого не увидишь.Труд человека кормит, а лень портит.Как аукнется, так и откликнется.Какие труды — такие плоды.Делу время, потехе час.Кончил дело — гуляй смело.Дело не сокол — не улетит.Не по голове шапка.Не по печке заслонка.Голова — всему начало.Ложь не живущая, вранью короткий век.На воре шапка горит.Вор честному не верит.6.Лучше теленок в хлеву, нежели корова за горой.Корова рогата, да молоком богата.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.7.Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.В чужом глазу сучок видим, в своем — бревна не замечаем. Рожа кривая, да совесть прямая.8.Не руби сук, на котором сидишь.Вода путь найдет.Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.9.Смеется тот, кто смеется последним.Не говори «гоп, пока не перепрыгнешь.Смех без причины — признак дурачины. Задание 3(Задание направлено на развитие операций обобщения и синтеза.)Характер и уровень обобщения выявляется с помощью методики (задание 3), где детей просят объединить в группу предъявленные слова, обозначающие предметы, вычеркнув среди них «лишние». Слова подобраны следующим образом : каждая группа, состоящая в нашем случае из 5 слов, состоит из 4 слов, относящихся к одному классу, например, животных, и одного слова, не относящегося к этому классу, зато слово это начинается на одну и ту же букву, что и 3 слова, относящихся к одному понятию (например, «животные»). Таким образом, у ребенка есть возможность объединять предъявленные слова как на формальном уровне (по сходству начальных букв), так и на смысловом уровне, соотнося их по смыслу. Если первый случай свидетельствует о конкретности мышления ребенка, то во втором случае, когда ребенок объединяет слова, соотнося их по смыслу, можно утверждать, что имеет место развитие категориального (понятийного) мышления.Инструкция: Вычеркни одно лишнее слово в каждой группе слов: Вывод: Дети более эффективно развивают свое мышление во внеурочное время и учителя не должны забывать использовать возможности подготовки детей к изучению материала в игровой форме. ВЫВОД: В своей работе мы использовали разнообразные занятия, примерные конспекты которых приведены в приложении. В ходе беседы с учителем и анкетирования мы увидели, что данный комплекс помогает детям более успешно усвоить учебную программу и расширить свой кругозор.Заключение Исследование показало, что у детей при работе во внеурочное время происходит развитие всех мыслительных операций. После занятий дети более успешно усваивают содержание учебного материала. У них формируются более четкие представления о математических понятиях. Использованные методики совершенствуют такие операции как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Их использование во внеурочное время подготавливает детей к усвоению сложных для них понятий. Особенно важно, что происходит развитие познавательных процессов у детей . Это помогает выявить и устранить недостаточное развитие познавательной сферы у младших школьников. Задания, использованные в методиках разработаны на выявление и устранение задержки в развитии не только на индивидуальных занятиях, но и при работе в группах, где дети могут сравнивать свои ответы с ответами товарищей. Дети на основе обобщения ответов строят свои выводы, что помогает им уточнять и систематизировать полученную информацию. В ходе работы мы выяснили, что внеурочные занятия не в полном объеме используются учителями практиками. Занятия проводятся не систематически и не используются учителями в качестве подготовки детей к изучению школьной программы.Нами был разработан и внедрен комплекс занятий по подготовке детей к восприятию и осмыслению школьной программы. Занятия носили комплексный характер и внедрялись систематично. Исследование показало, что дети регулярно присутствовавшие на занятиях улучшили показатели успеваемости. Учителя сами творчески изменяя комплекс могут подготавливать детей к усвоению материала по любой теме. Комплекс используется как в системе занятий, так и отдельными заданиями на уроке. Он должен помочь сделать обучение более эффективным. Использованные разнообразные формы и приемы работы помогло младшим школьникам более успешно усваивать учебный материал. Создало большую заинтересованность в обучении.Данный комплекс мы советуем применять учителям и коррекционным педагогам, как в системе занятий, так и как отдельные занятия на уроках. Занятия и задания могут изменяться в зависимости от изучаемой темы и трудностей детей. В своей работе мы выявили необходимость этих занятий т.к. учащиеся, которые не работали по нашей системе, показали худшее усвоение учебной программы.