«Специфика развития детей раннего возраста с ЗПР и нормой развития» (сравнительная характеристика)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Специфика развития детей раннего возраста с ЗПР и нормой развития» (сравнительная характеристика)
Автор: Василевич Оксана Константиновна

Специфика развития детей раннего возраста с ЗПР и нормой развития
(сравнительная характеристика)
Критерии сравнения
Норма развития
ЗПР
Физическое развитие
Второй год жизни является периодом значительных изменений в жизни маленького ребенка и характеризуется, в первую очередь, высокой степенью подвижности ребенка. Основным достоянием является овладение ходьбой и увеличения ее скорости. Во время ходьбы постепенно развивается устойчивость положения, способность удерживать равновесие, ребенок выполняет различные упражнения с лазанья, прокалывание и бросание мячей. Возникают предпосылки для начала бега или прыжков.
На третьем году жизни укрепляется организм, совершенствуется моторная сфера, много времени ребенок проводит в двигательных действиях. Она интенсивно осваивает прыжки, метание, у него развивается равновесие, ориентация в пространстве. Ребенок свободно бегает, прыгает, самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
В этом возрасте ребенок начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пытается ходить на лыжах, овладевает ездой на трехколесном велосипеде, осваивает движения в воде.
Моторныефункциимогут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.Отмечается недостаток владения телом в пространстве: часто падает, спотыкается. Не удерживает равновесие на одной ноге, не может пройтись по прямой линии.
Общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики приводит к затруднению приобретения навыков самообслуживания
Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).
Речевое развитие
К двум годам ребенок активно использует до 300 разнопроизносимых слов) Использует предложения из двух-трёх слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. Фразы не оформлены. Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.
Задает вопросы. Называет предметы на картинке: по просьбе взрослого, самостоятельно (комментирует). Облегченные слова заменяет правильными.
К трем годам - до 1500 произносимых слов. Произносит сложные предложения при общении. Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: Где?, Куда? Почему? . Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу. Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению Я.
Отставания в развитии речи: лепет может продолжаться до 2-х-3-х лет, а первые слова начинают произноситься в возрасте от 2-х до 4-х.
При ЗПР несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи. Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими словами, или отдельными фразами, но способность ребенка активно использовать фразовую речь, значительно снижена
Понимание простых инструкций не нарушено
Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции, но затрудняться в ее названии
Развитие общения
На втором году усовершенствуются формы общения с взрослыми, которые начинают превращаться в наставника. Общение на данном этапе заключается в постоянном обращении ребенка за помощью. Малыш понимает речь взрослых, адекватно реагирует на запрет, просьба, поручение. Ребенок овладевает навыками социального поведения, осваивает элементарные моральные нормы и правила (можно, нельзя, хорошо, плохо), Ребенок начинает дифференцировать правила обращения с родными и чужими людьми, с взрослыми и сверстниками. На третьем году малыш охотно знакомится со своим "Я": рассматривает свое лицо, тело, прическу, одежду; сопровождая все названием частей; по-разному реагирует на ласкательное и сдержанное обращение взрослого. Кроме того ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает испытывать ее в общении с близкими, взрослыми и сверстниками. Ребенок имеет высокую эмоциональную уязвимость, чувствительность к отношению окружающих, по-разному реагирует на ласкательные и сдержанные обращение взрослого. Растет интерес к сверстникам: ребенок начинает подражать действиям сверстников и демонстрировать им свои умения. У отдельных детей наблюдаются проявления физической агрессии: кусает, бьется, тянет за волосы сверстников; безопасность в преодолении препятствий.
В целом общение детей раннего возрастахарактеризуется непосредственностью, отсутствием предметного содержания, раскованностью, эмоциональной насыщенностью, ненормативностью и нестандартностью коммуникативных средств, зеркальным отражением действий и движений партнера.
Наличие выраженного своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, иногда на время может быть выделено одно лицо при резком неприятии остальных членов семьи); повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений (хороший мальчик, молодец), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. У детей наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Чрезвычайно медленно образуются изакрепляются речевыеформы общения , отмечается несформированность возрастных форм поведения
Эмоционально-волевое развитие
Эмоциональные реакции импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Эмоциональное развитие сопровождается формированием механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации. К началу раннего возраста синтония оформляется как заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии. В основе эмоциональной децентрации лежит позиционное эмоциональное переключение, осуществляемое изначально в непроизвольной форме. Раннее детство характеризуется развитием эмпатийного реагирования на объекты и ситуации. К объектам эмпатии, в дополнение к близким родственникам, ребенок относит и сверстников.Только к трем годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего к дошкольному возрасту остается идентификация. Эмоции ребенка неустойчивы и кратковременны. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка, с результатами его деятельности. Эмоции отражают уровень удовлетворения возрастающих потребностей детей (познавательных, двигательных, коммуникативных и др.). Переживание неудовольствия детьми может проявляться в виде эмоций страха, гнева, печали, отвращения, а переживание удовольствия – как переживание радости, восторга, нежности, умиления и т.д.
В возрасте 2-3 лет может наблюдаться апатичность, безинициативность, эмоциональная невыразительность, пониженная любознательность Пассивность и безразличие в ответ на эмоциональное общение с близким взрослым; не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого;
Малыши, страдающие задержкой развития психоэмоциональной сферы, не в состоянии вовремя дать понятный сигнал о дискомфорте, усталости или нежелании делать что-то. Сложности с пониманием своих эмоций
Не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; легко отвлекается от любого занятия; не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).