Итоговое занятие по бисероплетению для детей и родителей «В стране рукодельниц»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Итоговое занятие по бисероплетению для детей и родителей «В стране рукодельниц»
Автор: Верна Наталия Ивановна

Итоговое занятие по бисероплетению «В стране рукодельниц»Цели и задачи:1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по программе, закрепить практические умения;2. Развивать познавательный интерес к бисероплетению, творческие способности; научить анализировать и выделять главное, способствовать развитию самостоятельности, внимания;3. Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, коммуникабельности.Форма проведения: игра-путешествие.Оборудование: карта с маршрутом «В стране рукодельниц», карточки в форме лепестков с вопросами и с заданиями, леска, бисер, салфетки, иголки, схемы и образцы для изготовления дерево-желаний, проволока, дипломы, ноутбук, проектор.Ход занятия.В кабинете оформлена выставка с лучшими работами обучающихся. Педагог начинает занятие со стихотворения, обращая внимание на работы.Из бисера колье, сережки украсят женское лицо,А вот – гердан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо…Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо-свет.Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.Ценился бисер средь народа, он украшал народ и быт.Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все же не забыт.Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.И остается он загадкой – волшебной, сказочной притом.Возрос вновь интерес к дизайну, к вещам красивым и словам.Пусть бисероплетенья тайну занятия откроют вам.Педагог: Ребята, сегодняшнее занятие у нас будет необычным – это будет путешествие в Страну Рукодельниц. Мы должны проделать путь от нашего Дома детского творчества до Страны Рукодельниц через леса, поля, луга, моря и океаны. На пути к ней мы вспомним все, чему научились на наших занятиях по бисероплетению и узнаем, все ли вы уже настоящие рукодельницы. А в предстоящем путешествии нам поможет карта с волшебной дорожкой. Если на остановках вы ответите на все вопросы, дорожка нам откроет свою тайну (спрятанные слова). Таким образом, до конца пути мы должны открыть спрятанное предложение. Но для того, чтобы двигаться по этой дороге, нам надо создать команду и придумать название. По дорожке движемся всей командой, но на остановках каждый работает за себя. (Примерные названия команд – «Золушки», «Рукодельницы», «Мастерицы»)Педагог: Ребята, мы на первой остановке «Блицтурнир», где вы должны ответить на ряд вопросов. За каждый правильный ответ зарабатываете себе жетоны. Если кто-то из вас затрудняется ответить или не знает ответа, другие могут помочь и заработать жетон. Вопросы блицтурнира.1. Что такое бисер? Какие материалы, используемые в бисероплетениии, вы еще знаете? (бисер- это мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла или металла с отверстием для низания. Используются еще стеклярусы – кусочки стеклянной трубочки длиной 5-10 мм., рубки (рубленый бисер) – цилиндрические трубочки, короче стекляруса, блестки – маленькие плоские, блестящие кружочки, бусины- шарики с дырочками для низания крупнее бисера, рис – вытянутые бусины).2. Назовите родину бисера. От какого слова произошло слово «бисер» и что оно означает? (Родина бисера – Египет, именно оттуда пошло название «бисер». По –арабски «бусра» означает фальшивый жемчуг из непрозрачного стекла, а во множественном числе «бусер»).3. Какие техники в бисероплетении вы знаете? (Низание, плетение, вышивка, ткачество, выкладка по клею, вязание).4. На какие методы делится прием «низание»? (в одну нить – ажурные, в цветочек, объемные шнуры и жгуты, мозаика, в две нити – крестик, колечки, лодочка).5. Чтобы получить красивые изделия из бисера, надо знать классификацию и возможности сочетаемости цветов. Расскажите все, что знаете о цвете? (все цвета существующие в природе, можно разделить на 2 группы: хроматические, т. е. цветные, имеющие цветовой оттенок, и ахроматические – бесцветные. Хроматические в свою очередь делятся еще на 2 группы: теплые – цвета, напоминающие огонь, солнце, - это желтый, красный, оранжевый и их оттенки, и холодные – цвета, напоминающие цвет воды, льда и неба – это синий, голубой, фиолетовый и их оттенки. Самый теплый цвет- красный, самый холодный – синий. Ахроматические цвета – черный, серый и белый, т. е. неокрашенные.)6. На сколько этапов условно можно разделить работу по ткачеству?- выбор рисунка, расчет рядов;- подготовка станка, закрепление и натяжение нитей-основы;- закрепление рабочей нити и ткачество;- заделка свободных нитей.7. Перечислите правила пользования иголкой при работе.1. Не бросай иглу. Проверяй наличие перед началом и в конце занятия. Обязательно найди упавшую иглу.2. Не втыкай иглу в свою одежду.3. Ни в коем случае не бери иглу в рот.4. Во время работы и в конце занятия втыкай иглу в специальную подушечку.5. Не принимай иглы вместо булавок8. Перечислить материалы и инструменты вышивальщиц и виды техники вышивания. (Инвентарь вышивальщиц – иглы, нитки, ножницы, наперсток, пяльцы, салфетка для бисера, канва, ткань, копировальная бумага).• по свободному контуру (по переведенному рисунку);• по канве;• по вязаному изделию;• стеклярусом;• блестками и пайетками.9. Перечислите правила пользования ножницами.1. Не оставлять ножницы в раскрытом виде.2. Не режь ножницами на ходу.3. Передавай кольцами вперед.4. Не работай тупым инструментом.5. Клади на стол так, чтобы они не свешивались.10. Что такое параллельный метод плетения и где он используется?(Параллельный метод плетения используется для изготовления поделок, цветов на проволоке. Выполняется сверху вниз по схеме двумя концами. Ряды укладываются параллельно друг к другу)11. Что такое швензы? (Швензы – застежки для сережек, представляющие собой согнутые из проволоки крючки для подвешивания украшений.12. Что такое блестки? (Маленькие плоские блестящие кружочки).Педагог: Хорошо, девочки, ответили на все вопросы, и открывается нам дорожка дальше на другую станцию и выходит волшебное слово «Молодцы» (педагог открывает спрятанное слово). Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на остановку «Поляна чудес». На ней растут цветы – не простые, а волшебные с заданиями. На каждом лепестке для каждой из вас задание: найди лишнее. Все слова, связанные с бисероплетением, а ребята должны найти лишнее слово из этого логического ряда и объяснить, почему оно лишнее. (Каждый получает лепесток с заданием)1. бисер, бусы, пайетки, стеклярус.2. «шишечки», «крестики», «колечки», «лодочка».3. синий, красный, фиолетовый, голубой.4. салфетка, колье, ожерелье, фенечки-браслетики.5. параллельная, игольчатая, ажурная, растительная6. проволока, леска, мононить, шнур7. пяльцы, иголка, бисер, линейка.8. станок, нитки, пяльцы, узор.9. картон, леска, схема, ножницы.10. ажурная, крестик, в цветочек, мозаика.11. наперсток, спицы, салфетка, канва.Педагог: Снова открылась наша дорожка. Там было спрятано слово «Умницы». А мы подходим к остановке «Секреты мастерства» где вас ждут конверты с заданием. Ваша задача по картинке назвать правильно технику плетения, где используется и показать готовое изделие выполнено в этой технике Как что приступаем к работе. За каждый правильный ответ получаете жетон. Если все отгадаете и сделаете верно, то откроется наша дорожка дальше. Педагог: Вот и открылась наша дорожка, вышло слово «настоящие». Ну а впереди у нас остановка «Отдыхай-ка». Здесь мы отдохнем и немножко поиграем.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.Глазки вправо, глазки влево,И по кругу проведем.Быстро – быстро поморгаемИ немножечко потрем.Глазки закрываем,Медленно вдыхаем.А на выдохе опятьГлазки заставляй моргать.Гимнастика для осанкиА теперь ребята встали Руки дружненько поднялиПальцы зжали и розжалиРуки вниз и так стотьПоклонились вправо влевоНу и скорей теперь за делоСледующий конкурс «Угадай пословицу»Педагог: Сейчас каждый из вас получит по одной пословице о труде, которая разбросана по словам. Вы получаете первое слово вашей пословицы, а остальные должны найти сами. За правильно составленную пословицу, получаете по жетону.Пословицы:• Сделал дело – гуляй смело.• Дело мастера боится.• Что посеешь, то и пожнешь.• Делу время, потехе час.• Терпенье и труд все перетрут.• Поспешишь – людей насмешишь.• Семь раз отмерь, один раз отрежь.• Лес рубят - щепки летят.Конкурс «Кто больше»Педагог: Ребята, сейчас вы должны из слова «Бисероплетение» составить как можно больше слов в Им. падеже ед. ч. На выполнение этого задания отводится 1 мин.БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ – сироп, рот, нос, бор, серп, тис, сито, порт, пол, пот, терпение, ирис, лето, тело и т. д.Итак, открываем нашу дорожку полностью, давайте прочитаем все вместе: «Молодцы, умницы, настоящие рукодельницы. Оказывается, не зря посещали наши занятия один год. За это время вы стали уже настоящими мастерицами и это вы сегодня доказали на занятии. Педагог: Ребята, теперь вы по-настоящему доказали, что вы знатоки бисероплетения и без труда осилите практическое задание, потому что впереди –остановка «Практическая».- А сейчас я хочу у вас спросить? Любите ли вы мечтать, загадывать желания? (Да).- Да, сложно найти человека, который бы не мечтал. - Человеку свойственно мечтать и строить планы на будущее. Без этого невозможно полноценно жить, ведь тогда не к чему будет стремиться. Во все времена люди искали способы, при помощи которых их желания будут исполняться. Педагог: Сегодня на нашем занятии , я предлагаю всем вместе, сплести свое дерево желаний. Каждый из вас сплетет несколько веточек, затем мы их соберем в единое дерево. Это дерево будет находиться в нашем кабинете, и каждый раз, когда вы будете приходить на занятие, прикоснувшись к дереву, вы сможете загадать свое желание.- Но прежде, чем приступить к работе, у меня для вас еще одно задание. - Перед вами схема изделия, на которой изображены этапы изготовления дерева.- Я, попрошу Вас разложить правильную последовательность изготовления дерева из бисера.( Дети самостоятельно выполняют работу)- Молодцы! Вы справились с заданием. - Теперь, когда Вы знаете последовательность изготовления дерева, можно приступить к работе. Для создания такого дерева необходимы следующие материалы и инструменты: бисер, проволока, ножницы, тарелочки для бисера.-Чтобы Вам легче было плести веточки , не забывайте , что на столах перед вами лежат схемы, где показана последовательность выполнения веточки. При затруднении обращайтесь к ним. Самостоятельная работа учащихся. Педагог наблюдает за работой детей, если возникают трудности , помогает.( музыкальное сопровождение)Педагог: У каждого из вас получились веточки. Можно соединить эти веточки между собой по две, три и т.д. дерево готовое, я высажу его в кашпо.Рефлексия настроения и эмоционального состояния « Пантомима»Учащиеся должны показать результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.Уборка рабочего места.Педагог: Итак, наше путешествие подошло к концу. Теперь вы сами убедились, как много нового узнали и многому научились за этот год. И я думаю, что ваши знания и умения, приобретенные на наших занятиях, вам еще обязательно пригодятся в жизни.Литература:1. Баскова Т. Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. С-Петербург:, 2005.– 192 с.2. Гашицкая Р. П., Левина О. В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Изд. Дом «ПРоф- Пресс», 2004 – 480 с.3. Гусева Н. А. 365 фенечек из бисера. – М.: «Айрис – пресс», 2004.-208 с4. Писарев А. Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 20095. Журнал «Школа и производство», № 6, 2006 г