Проект "Учимся играя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Учимся играя"
Автор: Павлова Татьяна Анатольевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТТема: «Формирование грамматического строя речи через использование дидактических игр». С О Д Е Р Ж А Н И Е:
  • Паспорт проекта……………………………………………………………...
  • Актуальность…………………………………………………………………
  • Анализ среды (внешней и внутренней)…………………………………...
  • Цели и задачи проекта………………………………………………………
  • Участники и их роль в реализации проекта……………………………..
  • Ресурсы………………………………………………………………………..
  • Механизм реализации проекта……………………………………………
  • План реализации проекта…………………………………………………..
  • Ожидаемые результаты……………………………………………………..
  • Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………
  • Список литературы…………………………………………………………
  • Приложение …………………………………………………………………
  • Паспорт проекта.Актуальность.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе -  своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший эмпирически грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.Практика работы со старшими дошкольниками показывает, что дети нередко допускают речевые ошибки определенного характера. Чаще всего в речи детей встречаются ошибки, связанные с семантикой (значением) слов, когда ребенок либо не понимает значение данного слова, либо его представления неточны (например, «кузнец -  это большой кузнечик»). Ребенок может испытывать затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменять слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»).Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутые, схематичные, с бедным атрибутивным (прилагательные, наречия, причастия) и предикативным (глаголы) словарем. По этой же причине дети могут затрудняться сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают однословным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом     «Почему …?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть сложно-подчиненного предложения.Некоторые дети могут допускать аграмматизмы при согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («белая платок»), образовании притяжательных и относительных прилагательных («лисиный хвост», «виноградовый сок»), могут испытывать затруднения при подборе однокоренных слов к заданному слову, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (вместо «окошечко» - «маленькое окно»), употреблении неизменяемых форм существительных («много пальтов»), родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («не стало воробея», «много окнов») и т.п.Причины подобных проблем в речи детей могут быть различными. Одной из них может быть отсутствие четкой системы в формировании речевых навыков детей.  Другой причиной может стать неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать ребенку образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним как со взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла. Причиной могут быть соматическая или психоневрологическая ослабленность, а также индивидуально-личностные, типологические особенности конкретного ребенка.Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, стать одной из причин школьной дезадаптации, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.Анализ внешней средыИсследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.Исследователи Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, Д.Н. Богоявлений, А. Мечинская, Д.Б. Эльконин подчёркивают значение работы над грамматикой родного языка, изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков.Психологи А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова изучали овладение грамматическим строем в разных аспектах.Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Исследование З.М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных" действий. Причем игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности.Анализ внутренней средыМБДОУ «Детский сад №78 «Колосок» работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 разработанная в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г.), а также в соответствии с:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗПриказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары Чувашской Республики на 2017 – 2018 учебный год, приказ № 52 ОД от 27.08.2017 г.;Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Однако на специально организованных занятиях по образовательной области «Речевое развитие», развитие речи детей становиться главной задачей.Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу «От рождения до школы» в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. В качестве методического обеспечения мы используем программу О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет». Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения.  Эта программа по своим задачам полностью совпадает с программой Ушаковой О.С. Материально-техническая база детского сада для работы с данной проблемой:
  • Методическая литература по теме проекта
  • Музыкальный центр
  • Компьютер
  • Фотоаппарат
  • Мультимедийный проектор
  • Видеокамера
  • Магнитофон
  • Игрушки разной фактуры.
  • Художественная литература
  • Иллюстрации к сказкам
  • Сборники дидактических игр
  • Наглядные материалы
  • Книжный уголок
  • Театрализованный уголок
  • Мною было разработано и проведено пробное занятие с детьми по формированию грамматического строя речи через дидактические игры. Анализ занятия показал, что дидактические игры способствовала формированию грамматического строя речи дошкольников. В связи с этим возникла необходимость более углубленно работать над данной проблемой.В старшей группе «Хевел» 26 детей, из них 12.мальчиков, 14 девочек. Из общего количества семей 24 полных и 2 неполных семьи. Образовательный уровень родителей показывает, что родители имеют: высшее образование – 20, среднее техническое – 24, среднее специальное – 6 родителей.Образовательный уровень родителейНами также был проанализирован социальный статус семей: служащие – 30, бизнесмены – 3, рабочие - 17Социальный статус семейЦели и задачи проектаЦель: Формирование грамматического строя речи через использование дидактических игр. Задачи:
  • расширять у детей понимание устной речи;
  • практическое усвоение способов словообразования;
  • усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
  • образование относительных прилагательных;
  • образование простейших синонимов и антонимов;
  • упражнять в умении употреблять в речи предлоги.
  • Участники проекта:
  • дети старшей группы;
  • воспитатель;
  • родители;
  • старший воспитатель.Ресурсы проектаМеханизм реализации проекта План реализации проектаОжидаемые результаты.Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по всем направлениям грамматического строя речи:
  • расширение у детей понимание устной речи;
  • усвоение способов словообразования;
  • усвоение детьми сочетание притяжательных местоимений с существительными;
  • образование относительных прилагательных;
  • образование простейших синонимов и антонимов;
  • умение употреблять в речи предлоги. предлоги;Перспектива.Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала в совершенствовании уровня развития выбранной образовательной области. Особое внимание необходимо уделить детям с низким уровнем формирования грамматического строя речи. Список использованных источников1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997.2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1974г.5. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - Москва, 2000 г.8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.9. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977 г.