«Песочная терапия как метод предупреждения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Песочная терапия как метод предупреждения
Автор: Торгунакова Вера Геннадьевна

Тема: «Песочная терапия как метод предупрежденияпсихо-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»К. Д. Ушинский писал:«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.Песочная терапия для детей это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.Актуальность темы. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.Основная цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Песочная терапия решает следующие задачи:
  • развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
  • развитие общей и тонкой моторики.
  • Сегодня я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией с использованием кинетического песка и показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Почему я выбрала именно кинетический песок?Кинетический песок сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры, при этом не рассыпается как обычный песок, поэтому с ним можно работать без короба. Этот песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие. В начале, моя работа была направлена на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. В ходе данной работы были определены методики исследования, проблемы, цели, задачи, необходимый диагностический инструментарий.В рамках оценки уровня тревожности, можно использовать диагностику «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» ,и графическую методику «Кактус» М.А. Панфилова.Каждое занятие песочной терапии начинается с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходит основная часть занятий, которая направлена на снижение уровня тревожности и страхов. А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона. После основной части проводится рефлексия, дети проговаривают о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.В работе мною используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Разговор с ладошками», «Острова», «Узоры на песке», «Готовим печенья и кексики», «Секретики», «Необычные следы». превращаем коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаются.«Готовим печенья и кексики»Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению. «Узоры на песке»Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Игра "Острова" Детям предлагается взять песок и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам, рассказывая о них и их обитателях (используется набор мелких сюжетных игрушУпражнение «Разговор с руками»Ребенок обводит на песке силуэт ладоней. Затем оживляют песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.Для организации занятий песочной терапией понадобится.1. Кинетический песок.2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).В песочной терапии мы применяем разнообразные предметы: фигурки людей - дети, взрослые, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка), домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира; растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды,натуральные растения; объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожныерадуга, облака, молния; аксессуары - монетки;  знаки, мосты; естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки. В песочнице можно просто рисовать палочкой, а на поверхности песка, изображать разного рода рельефы .Имитационная игра с участниками Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников). Педагог - психолог: Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых. Педагог: Итак, перейдем к практической части нашего занятия. Вначале давайте познакомимся с песком. Упражнение «Поздороваемся с песком». Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться. Упражнение «Картина мира» Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации. Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей. Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям. ЗаключениеГоворить о каких то результатах мне, конечно же еще рано, так как работаем мы только четвертый месяц в данной области. Сказать могу только то, что дети с огромным удовольствием занимаются «в песочнице», возбужденные дети, играя с ним, становятся спокойнее, сбрасывая свое напряжение. Агрессивные дети, улыбаются и радуются от песочного «куличика», который у них получилось сделать. Работать в данном направлении мне нравится, думаю, что не зря взяла этот вид терапии как один из методов снятия психо-эмоционального напряжения у детей.