Особенности детей с ДЦП и приемы коррекционной работы с ними


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности детей с ДЦП и приемы коррекционной работы с ними
Автор: КАРПОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

Тема: «Особенности детей с ДЦП и приемы коррекционной работы с ними». Учитель – дефектолог Карпова С.А., МБОУ «Отрадинская СОШ» В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социальнопсихологическую значимость. Поэтому индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта. Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга, и проявляется в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц. Причиной возникновения ДЦП считается раннее поражение мозга, обычно внутриутробное. Оно может происходит в результате перенесения матерью во время беременности:- Инфекционных заболеваний; интоксикаций; хронических заболеваний матери; «резус-конфликт» и др.Реже, причинами могут быть:- Нарушение родовой деятельности (асфиксия плода в результате обвития пуповины вокруг шеи );- Травмы головы на первом году жизни ребенка. Особенностями детей с ДЦП являются:
  • Двигательные нарушения;
  • Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
  • Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • Состояние интеллекта крайне разнообразно: норма, близкой к норме, ЗПР, УО; (В некоторых случаях несколько нарушений)
  • Пониженная мотивация к деятельности;
  • Страхи, связанные с передвижением и общением;
  • Стремление к ограничению социальных контактов.
  • Причиной нарушения личностного развития детей, чаще всего является неправильное воспитание ребенка в семье и реакция родителей на физический недуг ребенка. Родители замыкаются со своей проблемой еще и просто потому, что не знают, что надо делать. В связи с этим проводится большая работа с родителями: консультирование (индивидуальные беседы, папки передвижки) по вопросам взаимодействия с ребенком, воспитание и обучение ребенка, просвещение через СМИ (выступление на радио); проведение чаепитий, праздников, где родители общаются между собой, делятся своими знаниями. Присутствие родителей на занятиях помогает понять алгоритм действий с ребенком в домашних условиях. Вся эта работа способствует повышению психологической компетенции родителей.Коррекционноразвивающая работа с детьми проводится в индивидуальной форме и в рамках ведущей деятельност. (дошкольники - игра, школьники - учебная деятельность).Основная цель работы это оказание психологопедагогической помощи детям с ДЦП. Задачи:
  • развитие познавательных процессов; (восприятия, памяти, мыслительных операций, пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики)
  • снижение эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие коммуникативных навыков.
  • Приемы используемые мной в коррекционной работе с детьми:Практические, наглядные, словесные. Использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы. Остановлюсь на нетрадиционных.В процессе нетрадиционного рисования происходит коррекция зрительного восприятия, отклонений в моторной, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферах. Дети легче усваивают основные цвета спектра.Рисуем: пальчиком, ладошкой, поролоном, мятой бумагой, ватными палочками.Работа с природным материалом песок, глина, плоды, семена, корни, ветки, листья деревьев, кустарников, растений, орехи, вода, камни, овощи и фрукты, солома, перья птиц, ракушки способствует: - развитию пространственных отношений; (листочек слева от камешка и т.д.), формированию чувственного опыта ребенка, развитию основных психических процессов, развитию художественных способностей, эстетического вкуса, фантазии, творческого воображения, формированию трудолюбия, самостоятельности, уверенности в собственных силах, расширению представлений об окружающем мире. - работа с цветным скотчем способствует развитию познавательного интереса, зрительномоторной координации, пространственной ориентировки, повышение мотивации, положительного эмоционального фона.-использование техники квиллинга способствует развитию психических процессов, мелкой моторики, воображения, концентрации, творческих способностей, умения действовать по инструкции.-игры с крупами способствуют развитию чувственного восприятия, мышления. «Волшебный мешочек», « Сухой бассейн для рук».-игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета, формы (круглые, квадратные, овальные, синие, красные и т. д.), творчества, фантазии, смекалки (изготовление различных поделок из пуговиц). - игры с прищепками способствуют развитию ловкости, умению управлять своими движениями, развивает чувственный опыт, силу нажима (подбор недостающих деталей для предмета, например, для ежа- иголки, для солнца-лучки). С целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности использую музыкальные физкультминутки. Двигательная активность стимулирует умственную деятельность и способствует развитию всех психических процессов.Также в своей работе использую песочную терапию, постоянно использую прием «рука в руке». Дети с ДЦП очень ранимы и когда у них что то не получается они замыкаются, не идут на контакт, поэтому надо создавать ситуацию успеха, это повышает мотивацию. Я, думаю использование данных приемов в моей работе этому способствует.Литература: 1. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М.: 2009. - 342 с.2. Бадалян, Л.О. Журба, Л.Т. Тимошина, О.В. Детские церебральные параличи. - М: 1998. - 374 с. 3. Беззубцева, В.Г., Андриевская, Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. - М.: ГНОМ и Д, 2003. - 198 с.4. Гага, Г.Н. Подготовка руки дошкольника к письму через декоративное рисование / Г.Н. Гага, И.В. Мясникова // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2012 .— №6 .— С. 50-52. 445. Громова, О.Н., Прокопенко, Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей. М .: ГНОМ и Д, 2001. - 212 с. 6. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. СПб.: РЕЧЬ,2007. - 368 с. 7. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.:ПРЕСС, 1999. - 315 с.8.Зайцева А.А. Квиллинг: новые идеи для творчества / Анна Зайцева.-М.:Эксмо,2010.36 с.