"Игры с пальчиками по развитию речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игры с пальчиками по развитию речи"
Автор: Боровых Елена Владимировна


Консультация
Тема: Игры с пальчиками на занятиях по развитию речи
18 марта 2002г.
Воспитатель:
Боровых Е.В.
Игры с пальчиками на занятиях по развитию речи
Для чего нужно развивать пальчики дошкольникам?
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
Все упражнения разделены на 3 группы:
1-я группа: Упражнения для кистей рук:
---упражнения развивают подражательную способность, они достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
---учат напрягать и расслаблять мышцы;
---развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
---учат переключаться с одного движения на другое.
Сначала предложить детям знакомство с пальчиками. Можно начать с загадки:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку.
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие пять да пять,
Угадайте, как их звать?
(Пальцы).
Вопросы:
а) Почему пальцы родными братьями называют? дети показывают пальцы левой и правой руки и убеждаются, что у всех пальцев каждой из рук мама одна – кисть
б) О каких теплушках идет речь в загадке: А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки? (Варежки или перчатки.)
в) Любите ли вы играть с пальчиками? Покажите пальчики правой (левой) руки. Попросите братьев правой и левой рук поздороваться (прикосновение подушечек пальцев обеих рук).
г) Кто из вас знает, как этот (показать большой) палец называется? Почему он так называется? Предложить детям спрятать большой палец и попробовать сделать что-либо рукой без него. (Взять карандаш; взять ложку и приготовиться к еде)
Трудно работать без большого пальца, трудно писать, рисовать, играть…. .
Люди так и назвали этот пальчик потому, что он главный - большой!
Предложить детям знакомство со всеми остальными пальчиками. Как же называется каждый твой пальчик?
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей
Первый палец – боковой –
Называется большой
Палец второй-
Указчик старательный
Не зря называют его указательный.
Третий твой палец –
Как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый-
Зовут безымянный
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец
По счету он пятый,
Зовется мизинец.
Упражнения для кистей рук выполняется медленно. Следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и правильно переключался с одного движения на другое.
1. Например: Фонарики.
(Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения со словами.)
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
Затем это упражнение усложнить. Поочередно сжимать и расжимать пальцы рук сопровождая проговариваемыми строчками.
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
2. Упражнение Дом.
Пальцы рук соединены под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это труба.
Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой
3.Упражнение Ворота.
Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу.
Ворота крепко мы запрем -
Не сможет волк проникнуть в дом.
Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя.
Ворота открыты всегда для друзей,
Мы рады вам, гости! Входите скорей!
4. Упражнение Цветок.
Ладони подняты вверх, пальцы образуют бутон, основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом очень интересная игра в форме вопроса и ответа (ответ сопровождается соответствующими движениями).
Как живешь?
-- Вот так!
Как бежишь?
-- Вот так!
Вдаль глядишь?
-- Вот так!
Ждешь обед?
-- Вот так!
Машешь вслед?
--Вот так!
Утром спишь?
--Вот так!
А шалишь?
--Вот так!
Сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
5. Упражнения Деревья.
Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе, пальцы разведены в стороны.
В поле дерево стоит, ветер ветки шевелит (покачивать руками из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо!
6. Упражнение Заготавливаем капусту
Руками имитируем соответствующие действия:
--Мы капусту рубим!
(ладонями иммитируем движения топора: вверх-вниз).
--Мы капусту режем!
(прямыми движениями вперед-назад)
--Мы капусту солим!
(пальцы собраны щепотью)
--Мы капусту жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки)
--Мы морковку трем1
(пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмические движения вверх-вниз по ладони другой руки).
2-я группа: Упражнения для пальцев условно статические:
Совершенствуют полученные ранние навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Упражнение Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуты вверх,, мизинец и безымянный прижаты к ладони большим пальцем.
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
(на счет 1,2 сгибать и разгибать пальцы).
2. Упражнение Человечек
Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.
Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ-топ. Шагают по дорожке.
3. Упражнение Коза
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный прижать большим к ладони. Упражнение выполнять каждой рукой по очереди.
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая.
4. Упражнение Пчела
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
5. Упражнение Лошадь
Большой палец левой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец правой руки поднять вверх.
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
6. Упражнение Кошка
Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Маленькая кошка
Села у окошка
Хвостиком играет,
Мышку поджидает
7. Упражнение Мышка
Мизинец и указательный палец согнуты – это ушки. Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.
3-я группа: Упражнения для пальцев динамические:
---развивают точную координацию движений;
---учат сгибать и разгибать пальцы рук;
---учат противопоставлять большой палец остальным;
1. Упражнение Семья
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
( на слова последней строчки ритмично сжимать и расжимать пальцы)
2. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Сорока-белобока, кашу варила, деток кормила….
( указательный палец правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки по очереди загибая пальцы)
3. Упражнение Пальчик-мальчик
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил….
4. Чистоговорка Шел Саша по шоссе
Шел Саша по шоссе. Нес сушки в мешке.
Сушку-Грише (с большого пальца), Сушку-Мише,
Есть сушки Проше, Васюше, Антоше,
Еще две сушки Нюше и Петрушке,
Еще три сушки Паше, Танюшке, Ванюшке.
5. Считалка Шла ворона через поле
Шла ворона через поле (указат. и средний выпрямлены и опущены вниз)
Шесть грибов несла в подоле (на левой руке выпрямлены. пальцы и указательный. на правой руке)
Сыроежку, боровик, подосиновик, груздь, опенок, шампиньон (пальцы собраны в кулачок, называя гриб по 1-му пальцу выпрямляешь)
Кто не видел-
Выйди вон!
При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять, как правой, так и левой рукой и при этом лучше всего использовать иллюстрации, которые помогут малышам быстрее запомнить содержание игр.
Когда ребенок хорошо освоит все упражнения, то следующие игровые занятия можно усложнить.
При помощи игровых карточек (картинок) составить сказку или короткий рассказ и рассказать руками.
(Предлагаются картинки, По ним составить рассказ).
Жил был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы, они жужжали и собирали цветочный сок.
Затем картинки убирают, и ребенок выполняет упражнения в нужном порядке.
С детьми можно разыгрывать различные сценки: на птичьем дворе, на скотном дворе и т. д. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им.
Если ребенок попробует сам придумать новые упражнения к стихам, потешкам, сказкам, такие попытки надо поощрять, они развивают умение фантазировать.
Заниматься с детьми можно, как индивидуально, так и с группой, в зависимости от сложности упражнений.
Пальчиковые игры способствуют развитию моторики и координации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи.