"Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе."
Автор: Григорьева Ирина Николаевна

"Усиление межпредметного взаимодействия с учителями русской литературы в контексте реализации историко-культурного стандарта и модернизации литературоведческого образования в школе."Григорьева Ирина Николаевна, учитель истории МБОУ "СШ №8" г.Новый Уренгой"... Выбор образовательной программы, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур." В.В.Путин.Ключевым звеном должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. В связи с этим необходимо делать акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности - значимая задача. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. "Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности". (Владимир Путин." Россия: национальный вопрос") Духовное отождествление сильнее территориального или языкового. Формирование бережного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории в соответствии с ФГОС и историко-культурным стандартом. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. Г.Ф.Федорц предлагает такое определение: "Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве". Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Через диалог с прошлым как общение на уровне ценностей и личностных смыслов историко-культурный опыт предшествующих поколений становится для школьников более живым.На уроках акцент переносится с массовых, монологических форм и способов обучения на диалогические, частично-поисковые и эвристические (аналитическая беседа, рассуждение, логические и проблемные задания и т.д.)   В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.     Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Речевая деятельность является основой межпредметных связей. И именно интегрированные уроки истории и русской словесности способны не только формировать у школьников гармоничную картину мира, но и целенаправленно развивать столь важную в современном мире падения уровня культуры населения культуроведческую компетенцию. Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории. Литература развивалась, изменялась, отражая историю общества. Так, произведения М.Ю.Лермонтова "Бородино" (5 класс), "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"(7 класс), Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7класс), А.С. Пушкина «Капитанская дочка», "История пугачевского бунта" (8 класс) подразумевают тщательную работу не только над самим текстом, но и над воссозданием картины того времени (быт, нравы, обычаи, социальная и политическая ситуация в стране и др.) перед проведением уроков по темам, где предполагается тесная связь литературы с историей, учащиеся получают задание повторить сведения о той или иной эпохе или подготовить устное сообщение (как правило, выступают несколько учащихся с короткими сообщениями, которые позволяют воссоздать общую историческую картину того времени). Трудно понять глубину художественного произведения без знания той или иной исторической эпохи. Ярким примером синтеза истории и литературы является тема исторического прошлого русского народа, которая сильнее всего звучит, пожалуй, на уроках, посвященных былинным богатырям, защищавшим русскую землю. Здесь необходимо включение не только материала исторического, но и связь с живописью. Историческая тема в картинах Васнецова, Репина, Сурикова, "Богатырская симфония” и "Князь Игорь” Бородина, героическая тематика русских былин становятся предлогом Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет"(1068). Основная идея произведения глубоко патриотична -единство Русской земли. В «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане... А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы - эти говорят на своих языках...» Поэма "Слово о полку Игореве" обращена против "неодиначества" русских князей перед лицом общей опасности. Автор показывает мастерство метафоры и ритмической прозы. Он не только поэт, но и историк, заглянувший на восемь веков вглубь от своей эпохи. Литература XII-XIII вв. становится носителем новых качеств русской духовности.Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину... всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». Практика школьного преподавания свидетельствует о том, что, несмотря на изучение курса литературы в старших классах на историко-литературной основе, выпускники не всегда могут установить естественные связи между литературными явлениями и историческим контекстом, хотя их теснейшее взаимодействие — очевидный факт, подтвержденный процессом эволюции обеих дисциплин. Возникновение проблем, связанных с формированием у учеников 11-го класса единого историко-литературного поля («сплава» историко-литературного материала и умений и навыков находить и применять эти знания на практике), объясняется рядом причин: во-первых, недостаточно разработаны содержательные и композиционные основы методики проведения интегрированных уроков именно на завершающем этапе изучения литературы; во-вторых, отсутствует система приёмов, направленная на комплексную активизацию творческой, коммуникативной и речевой деятельности учащихся в процессе подготовки и проведения занятий подобного типа; в-третьих, процесс интеграции осуществляется фрагментарно и не имеет системного характера; в-четвёртых, интегрированное обучение планируется, как правило, в гуманитарных классах, в то время как разработанная нами система реализуется на базовом уровне литературного образования. Анализ художественного произведения - это путь от непосредственного читательского впечатления к уточнению авторской позиции, это попытка приблизиться к писателю, его мировосприятию и осмыслению мира в целом, а для этого необходимо иметь четкое представление и определенные знания о той эпохе, в которую жил и творил тот или иной писатель. Для этого целесообразно проводить экспресс-викторины. Учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы:" Что вы знаете об этом человеке?...предмете?...явлении?" Например, при изучении эпохи Просвещения, творчества Иоганна Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера рекомендовано проводить экспресс-викторину со следующими вопросами: "Что вам известно о Французской буржуазной революции? Кто такие Робеспьер, Спиноза, Кант, Бах, Вивальди, Свифт?" Такого рода методы работы с учащимися дают возможность восстановить в памяти приобретенные знания на уроках истории, в то же время таким образом составить представление о той или иной эпохе, в которую жил писатель. При изучении античной литературы, а именно творчества Гомера, Эсхила, Вергилия, учитель-литературовед обращается к мифологии, к фольклору. Без толкования отдельных понятий эпохи Античности, определенной информации о древнегреческих богах, мифических героях, об особенностях быта и идеалах древности учащиеся не смогут понять значимости таких гениальных произведений, как «Илиада», «Энеида», «Прометей прикованный» и других, изучение которых является обязательным в средней общеобразовательной школе. Так, например, при изучении творчества французского писателя Виктора Гюго, а именно его популярного романа «Собор Парижской Богоматери» может быть предложено учащимся выступить с докладом об исторических фактах, связанных с событиями, описанными в романе, а также об архитектуре Нотр - Дам де Пари. Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий . Сравнение описания исторического события, явления, личности в художественном тексте с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике. Главная задача, решаемая при выполнении таких заданий — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Например:Летопись и современные историки о Крещении Руси- Прочитайте внимательно летописный рассказ и мнения историков XIX—XX вв. о принятии христианства.- Определите, какие причины принятия христианства киевским князем Владимиром выделяет летописец, а какие — современная историческая наука?- Какие последствия принятия христианства подчеркиваются в летописи, а какие — современной исторической наукой? Насколько велико различие в оценках этого события летописцем и историком, почему?Важно отметить, что подобные вопросы ученики в дальнейшем приучаются задавать самостоятельно уже самим себе, когда речь заходит о выполнении схожих по типу заданий.Сопоставление эпизода, образа, детали в художественном произведении, историческом документе. (Летопись и "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина. Задания такого плана носят исследовательский характер и развивают навыки анализа информации на межпредметном уровне. Чаще всего они предлагаются ученикам после их знакомства с текстом, но можно сделать и наоборот. Понимание исторической эпохи требует привлечения различных источников, отражающих взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (деятельность Петра I, дворцовые перевороты). Для их разрешения необходимо владеть навыком интерпретации исторических источников, уметь соотносить исторические события с их отражением в произведениях литературы. Тем самым такие работы выполняют не только функцию контроля, но, что гораздо важнее, ещё и обучающую и развивающую функции. Так, в 7 классе проводятся такие межпредметные контрольные работы, как: «Пётр I как историческое лицо и петровский миф»; в 8 классе «Общественно-политические преобразования в России XIX в. и их отражение в литературе и искусстве»; в 9 классе «Великая Отечественная война в литературе».Возможные темы интегрированных уроков:· «Искусство Древней Греции» (история, литература);· «Мир и человек в русской мифологии» (история, литература);· «Береги честь смолоду» (история-тема «Движение декабристов», обществознание- тема «Духовной мир личности», литература- Пушкин «Капитанская дочка»);· «Общество ,власть и личность» (история, обществознание и литература);· «Война и мир» (история, литература-Толстой «Война и мир» или Шолохов «Тихий Дон»); Уроки, на которых демонстрируется связь истории и литературы развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Так одним из результатов изучения истории сегодня (в контексте ИКС) является целостная система знаний об историческом пути России, об общем и особенностях, о ведущих тенденциях и периодах ее развития, о роли и месте нашей страны в мировой истории, о вкладе России в историко-культурное наследие человечества. Через диалог с прошлым как общение на уровне ценностей и личностных смыслов историко-культурный опыт предшествующих поколений становится для школьников более живым. Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. "Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар... Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями." В.В.Путин