Урок русского языка во 2 классе по теме "Лексика. Словарное богатство русского языка" (УМК "Перспективная начальная школа")
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка во 2 классе по теме "Лексика. Словарное богатство русского языка" (УМК "Перспективная начальная школа")
Автор: Кирпичникова Галина Николаевна
Сценарийурока русского языка с компьютерной поддержкойпо теме «Лексика. Словарное богатство русского языка»(2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)Кирпичникова Галина Николаевна, отличник народного просвещения, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №16 г. Балаково Саратовской области 2017г.Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.Содержательная цель: сделать с обучающимися открытие по теме «Омонимы»; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать омонимы, развивать словарное богатство русского языка.Планируемые результаты образования:Предметные: научатся подбирать омонимы разных частей речи, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.Метапредметные УУД:Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, словаря «Омонимы», моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в научных группах (научной, исследовательской, творческой и юных филологов).Методы: словесный, наглядный, практический.Педагогические технологии: технология педагогической поддержки, проблемно-поисковая, технология опережающего обучения, технология творческой продуктивной деятельности, технология лично-ориентированного обучения, воспитания и развития, технология организации «ситуации успеха», ИКТ, интенсификации учебно-воспитательного процесса, здоровьесберегающая, игровая и др.Средства обучения: Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 2 класса. Автор: Н.А. Чуракова. Материалы для работы в группах, записи музыкальных физминуток, знаковая таблица, лист-планшет, набор иллюстраций: Солнышко, Сова, доктор Айболит. Словари: толковый, этимологический, орфографический (на партах), энциклопедии («стол помощи»). Бейджики для работы по группам: научной, поисковой, исследовательской, творческой, группы любителей и знатоков русского языка. Карточки с индивидуальным домашним заданием повышенной сложности.Оборудование:Нетбуки для индивидуальной работы учащихся (на рабочих столах). Фишки 4-х цветные для парной и групповой работы.Словари: орфографический, этимологический, толковый.Использование ИКТ на данном уроке даёт возможность :- использовать на уроке дополнительный материал;- с помощью теста быстро провести проверку знаний обучающихся по усвоению материала урока.1.Мотивирование к учебной деятельности- Доброе утро, мои дорогие исследователи в области русского языка. Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Символом урока я выбрала солнышко: оно несёт людям свет и тепло. Девиз урока давайте прочитаем хором: «Понял сам, помоги друзьям».Для вас школа – это храм науки? Тогда повернитесь друг к другу и, улыбнувшись, прикоснитесь ладошками вот так. Я очень рада! - Ваши знания вместе со мной сегодня будет контролировать мудрая Сова, за осанкой и настроением понаблюдает добрый доктор Айболит, дежурными на уроке будут интересные слова, значения которых нам предстоит открыть.Вы побываете в роли учёных-исследователей, наблюдателей, контролёров, интересная работа предстоит нашим знатокам русского языка, поисковой и творческой группе. Цвет фишек на ваших столах соответствует цвету вашей принадлежности к группе.Вас ждут разные виды проверки знаний: самопроверка, взаимопроверка. Мы организуем работу «свободного микрофона». Помните о том, что с маленькой удачи начинается большой успех! Не забывайте, что расиво писать - людей уважать.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(Стихотворение читают 2 ученика из группы «Любители поэзии»)1 ученик.День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы.2 ученикЯ спросил их: -Вы откуда появились, молодцы?Отвечали мне слова:-Заверяем мы тебя,Что и раньше с нами встречиТы имел наверняка.Мы слова из русской речи,Из родного языка.Учитель:- Ребята, а что это за близнецы? (Дети высказывают свои предположения)Представьте себе, что вы сейчас находитесь в «научной лаборатории».Вы учёные - исследователи, и вам надо попытаться доказать правильность ваших научных открытий. Попробуем?На экране написаны слова из словаря: воробей, коса, дежурный, директор, ветер.– Ребята, какое слово лишнее? Ответы детей:1) слово «коса» лишнее, оно не является словарным. 2) Оно имеет несколько значений.– Можете ли вы объяснить значение этого слова?- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?Пояснение №1. Актуализация и формирование индивидуальных затруднений. 3. Выявление места и причины затруднения.– Хотите узнать, что это за слова?Для этого нам необходимо выполнить задание.Задание: На экране ваших нетбуков спрятано три слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Найдите их . Знатоки русского языка, будьте готовы оказать помощь своим одноклассникам, если вдруг возникнут затруднения. (Индивидуальная работа по выявлению слов)4. Построение проекта выхода из затрудненияИтак, слово «коса». Объясните все значения данного слова.1. Коса – девичья коса, прическа2. Коса – орудие труда для срезания травы3. Коса – песчаная отмель– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)Вывод: это есть омонимы.– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Запоминаем ключевые слова.– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.Слово «омоним» произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».– Как узнать значение слов-омонимов?(В тексте, по иллюстрации, из словаря)Проверка и выводы. Ведь не зря так говорится: Дело мастера боится.Музыкальная физкультминутка для глаз №1Пояснение №2. Построение проекта выхода из затруднений.5. Реализация построенного проекта– Сколько значений имеет слово «ключ». (Три значения). Почему? (Это многозначное слово, все значения связаны по смыслу)– Почему слово «ключ» записано в словаре три раза? (Написание и произношение одинаковое, а значения слов разные, значит, это слова-омонимы)Примеры: Запереть дверь на ключ. Саша принес гаечный ключ. Вода бьёт ключом.В это время же работает поисковая группа . Ваши помощники – ребята из творческой группы. Задание поисковой группе : есть ли омонимы в следующих предложениях. Обоснуйте свой ответ.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.Задание творческой группе: нарисуйте гвоздики. Прокомментируйте свой выбор.Защита знаний поисковой группы. (Ответ: в данных предложениях нет омонимов, т. к. написание слов «гвоздики и гвоздики» одинаковое, а произношение разное. Это противоречит правилам.) . Защита работы ребятами творческой группы. (Ответ: рисунок гвоздик – цветов, рисунок гвоздей)Данную работу держат на контроле знатоки русского языка и подтверждают верный ответ обеих групп.Учитель: Молодцы! Добраться до ядрышка – добраться до сути!6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Прочитайте стихотворениеНайдите слова – омонимы. Я коня водой пою, Песню солнышку пою: «Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило».. Пояснение №3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Музыкальная физкультминутка №2 (для снятия физического напряжения)7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.На экране предложение. В нём допущена орфографическая ошибка.Старик ел хлеб сухой.- Ребята, а откуда под столом рыбьи кости? Послушайте своего одноклассника из группы «Любитель поэзии» и ответьте на вопрос.3 ученикОдинаково нас пишут,Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись: Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись.- Запишите омонимы в тетрадь: Хлеб сухой – хлеб с ухой.– Смешное задание?Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов.Пояснение №4. Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение.Задание: выпишите омонимы парами. Объясните значение . В чём особенность каждой пары? Подтвердите свой ответ правилом. Веснушкам нету сноса:Не исчезают с носа.Я, не жалея мыла,Нос терпеливо мыла.Зависело б от мыла.Веснушки я б отмыла.Игра «Не ошибись»: объясни значение следующих слов: кисть, кашка, нос, петрушка.Пояснение №5. Включение в систему знаний и повторение.9. Рефлексия .- А вы знаете, что такое рефлексия? Опережающие задания подготовили знатоки и любители русского языка, они уже заглянули в толковый словарь и обратили внимание на правильное ударение в слове. Внимание. Равнение на диктора! Давайте хором произнесём это слово (рефле’ксия).А теперь заглянем в тайны живого слова. Узнать происхождение слова нам помогла научная группа.(Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка объясняет рефлексию как самоанализ).а). Рефлексия деятельности - А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке? Кто, по-вашему, был самым активным из одноклассников?Кому на уроке было интересно?Вы поняли, какие слова называются омонимами? Что было самым интересным для вас?На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?б).Рефлексия содержания учебного материала Заполнение знаковой таблицыв). Рефлексия настроения и эмоционального состоянияДавайте своё настроение определим с помощью солнышка и тучки. - Кому сегодня на уроке было тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью солнышка. Улыбнитесь друг другу и мне. Кому сегодня было грустно? Кому нужны советы доктора Айболита? Представьте себе, что перед вами яркая, солнечная поляна, но на ней не хватает бабочек. Если тема урока вам была понятна и интересна, пусть эта бабочка прилетит на вашу прекрасную поляну.Наш урок русского языка окончен. Я рада, что все на уроке работали активно, тема урока вам стала понятной. Мне приятно, что вижу в каждом из вас позитивный настрой к дальнейшему изучению родного языка.Домашнее заданиеВсему классу подготовиться к творческому конкурсу «Корзина идей»: каждому подобрать несколько омонимов. Индивидуальные задания: идея свободного выбора: а) задание опережающего характера для поисковой группы: подготовить историческую справку, являются ли слова «уж» и «уж» в следующих предложениях: Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. Найти шутки, каламбуры или другие интересные задания, в которых встречаются слова - омонимы.При затруднении обращайтесь к этимологическому словарю.б) творческой группе составить рассказ из омонимов «лук» и «лук» (3-4 предложения). в) «юные филологи» должны повторить теоретический материал для проверки задания творческой группы.Литература1.Белова И. С. Школа педагогического мастерства, изд-во «Учитель», 2016.2. Коржукова А.А. Поурочные разработки, М.: «ВАКО», 2015.3. М.В. Панов. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 2014.4. Н.А. Чуракова, Русский язык, 2 класс, М.: Академкнига/учебник, 2013Интернет-ресурсы: - картинка солнышка - картинка тучки картинка бабочки на ладони -картинка доктора Айболита -картинка мудрой Совы - физкультминутка №1. «Джентельмены удачи». - физкультминутка №2. «Песенка Винни-Пуха».