ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: Одинцова Мария Тимофеевна
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСОдинцова М.Т.Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Изобильненского муниципального района Ставропольского края В современном образовательном стандарте здоровье выпускников школы рассматривается как один из важных показателей качественности школьного образования. Поэтому сегодня есть объективная необходимость взглянуть на пространство современной школы с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей и ответить на вопрос: можно ли сделать пространство школы действительно здоровьесберегающим? Именно школа сегодня должна стать важнейшим звеном в этом процессе, поскольку именно на ее этапе формируются основы, как индивидуального здоровья, так и здоровья общества в целом. Основную цель при формировании здоровьесберегающего образовательного пространства мы видим в достижении необходимого уровня компетентности в области сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, который достигается общеобразовательным учреждением без ущерба для здоровья всех участников образовательного процесса. В процессе моделирования образовательного пространства МКОУ «СОШ № 18» ИМРСК внимание обращалось, прежде всего, на те направления и средства работы, которые имеют непосредственное отношение к функциям школы, помогают уменьшить школьные факторы риска по отношению к здоровью детей, учитывают особенности среды жизнедеятельности участников образовательного процесса, способствуют налаживанию эффективного межведомственного сотрудничества и взаимодействия школы с ведомствами и учреждениями, работающими в области охраны и укрепления здоровья. Здоровьеразвивающее пространство ОУ представляет собой внешнюю и внутреннюю деятельность ОУ по здоровьесбережению. Внешняя деятельность это социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, управлением социальной защиты, ГИБДД, учреждениями здравохранения, детскими садами. Учащиеся начальной школы посещают культурно -досуговый центр «Ставропольсахар», спортивно-оздоровительный комплекс «Атлант», детско – юношескую спортивную школу, бассейн. Сотрудники ГИБДД являются частыми гостями в начальной школе. Они проводят разъяснительно-информационную работу с учащимися и родителями. С их помощью проводятся различные акции: «Засветись», «Автокресло - детям!», «Фигурное вождение» и соревнования юных велосипедистов, «Вместе за соблюдение ПДД», «Законы дорог уважай». С помощью сотрудников управления социальной защиты на базе школы организуется летний отдых семей, нуждающиеся в лечении учащиеся обеспечиваются путевками в санатории. Представители учреждений здравоохранения проводят с учащимися, их родителями и сотрудниками школы различные мероприятия здоровьесберегающей направленности: лекции, беседы, конкурсы, уроки здоровья. Особое внимание мы уделяем преемственности в рамках формирования здоровья и здорового образа жизни между школой и детскими садами. Участие в программе "Здоровячок" на 2016-2020 гг. позволило нам успешно сотрудничать в формировании у детей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются: совместные занятия, прогулки, походы, игры, спортивные праздники, развлечения. Наш опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе образования: детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка (умения и навыки), школа "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно по здоровьесбережению.Если возможности влияния учителей на внешнюю среду весьма ограниченны, то изменение характера внутренней среды непосредственно является зоной их компетентности. Внутренняя деятельность – это взаимодействие всех участников общеобразовательного процесса по вопросам здоровьесбережения: администрации школы, учителей, психолога, социального педагога, медицинского работника, родительского комитета, Управляющего совета, Совета старшеклассников. Администрация школы обеспечивает нормативно-правовую, материально-финансовую, кадровую, методическую, экспертно-аналитическую, информационно-пропагандистскую поддержку работы школы по здоровьесбережению. [1] Работа учителей по формированию здоровой личности осуществляется по различным направлениям. Педагоги проводят на уроках физминутки, нормируют объем домашних заданий с учетом школьного расписания и режима дня, организуют деятельность по профилактике вредных привычек, пропагандируют здоровый образ жизни посредством тематических классных часов, познавательных игр, конкурсов рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции. В режиме дня предусмотрена динамическая пауза после второго урока, которую проводят классные руководители на свежем воздухе. В этом году стартовал конкурс «Мой класс – самый здоровый», который включает разные параметры для оценивания - организацию подвижных перемен; гигиену класса; организацию физкультминуток на уроках; участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы; количество учащихся, посещающих спортивные секции и кружки; количество уроков, пропущенных обучающимися по болезни; проведение акций профилактической направленности. В школе систематически проводятся спортивные мероприятия с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу, привлекаются родители, социальные партнёры к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы: месячники и недели здоровья, походы, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества, спортивные вечера и развлечения. Учащиеся начальной школы активно посещают школьные кружки «Подвижные игры», «ОФП», ЮИД. В любом деле требуется наиболее благоприятные условия, при которых предмет труда легче поддается рабочему воздействию. Применительно к любому уроку оптимальный психологический режим означает создание психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебный процесс. Задача учителя создать у класса такое настроение, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело и в то же время спокойно и ровно работали бы на протяжении всего урока. Такому режиму способствует хорошее, рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение к детям, специальные меры психологической зарядки учащихся, своевременная помощь учащимся, которые испытывают затруднения. Использумые учителями нашей школы образовательные технологии учитывают возрастные особенности познавательной деятельности детей, оптимальный уровень трудности учебного материала, вариативность методов и форм обучения, использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации, создание эмоционально благоприятной атмосферы на уроке, формирование положительной мотивации к учебе .[2] Данные технологии удовлетворяют следующим принципам здоровьесбережения:«Не навреди!»;приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;непрерывность и преемственность;комплексный, междисциплинарный подход;успех порождает успех;активность;- ответственность за свое здоровье. [2] Основными направлениями работы психологической службы ОУ являются: содействие процессам самопознания и саморазвития детей, создание специальных условий обучения для детей с особенностями развития и детей “группы риска”, профилактика возникновения трудностей в кризисные периоды развития детей, адаптация учащихся первых классов, оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам учебно-воспитательного процесса. Члены Управляющего совета поддерживают постоянную связь с участниками образовательного процесса, организуют и проводят спортивные встречи с коллективами других школ, занимаются вопросами организации питания. Совет старшеклассников также занимается вопросами здоровьесбережения: организация двигательной активности учащихся начальной школы на переменах, беседы о здоровом образе жизни, проверка внешнего вида учащихся, конкурсы «Моя семья и здоровый образ жизни», «Скажем гриппу НЕТ!», анкетирование учащихся «Что такое здоровый образ жизни?», смотр классных «Уголков здоровья», акция «Чистые руки». Во всех классах ведется работа по программе «Разговор о правильном питании. Учащиеся рисуют рисунки, делают фотографии, пишут сочинения, составляют и разгадывают кроссворды, принимают участие в конкурсах «Самый лучший завтрак», «Что полезнее». Над проблемой сохранения здоровья детей школа работает не один год и добилась определенных успехов. Систематический мониторинг состояния здоровья учащихся нашей школы показывает:- количество первоклассников с низким уровнем здоровья, поступивших в нашу школу, увеличился на 5%;- общие соотношения в показателях здоровья за последние три года стабильны и указывают на положительную динамику; - снижение диспансерного контингента;- снижение общей и острой заболеваемости учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.[http://do.gendocs.ru/docs/index-193273.html]2.Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. – 2002. – №4