«Введение в черчение. Геометрические построения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Введение в черчение. Геометрические построения»
Автор: Колесникова Светлана Владимировна

Колесникова Светлана Владимировна,
учитель черчения МОУ – СОШ №18,
Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри.
Пояснительная записка к программе элективного курса
Введение в черчение. Геометрические построения
Основные положения.
В жизни и деятельности человека большое значение имеют графические изображения предметов окружающего мира. Рисунки и чертежи широко используются в научной работе, в изобразительном искусстве важное место занимает художественная графика, неоценима роль чертежа в технике.
Овладение знаниями и навыками по черчению является в настоящих условиях одной из необходимых предпосылок для усвоения обучающимися школьных учебных предметов политехнического и производственного обучения. В современном производстве чертеж является выразителем технической мысли посредством графического языка. Предмет Черчение является учебной дисциплиной, изучающей графический язык международного общения, который основан на системе методов и способов графического отображения.
Важное значение для полноценного изучения курса технического черчения имеют устойчивые навыки работы с геометрическими инструментами и первоначальные знания и геометрических объектах.
Для правильного выполнения чертежей технических деталей необходимо знать основные геометрические построения. Некоторые из них обучающиеся изучают на уроках геометрии: деление отрезка на равные части, проведение параллельных и перпендикулярных линий и др. С некоторыми из них учащимся приходится знакомиться раньше на уроках черчения, например: построение сопряжений, деление окружности на равные части. При изучении курса обучающиеся узнают, где применяются эти построения в практике.
Элективный курс Введение в черчение. Геометрические построения для обучающихся 7-х классов (по 1 часу) имеет предметно-ориентированную направленность и нацелен на овладение обучающимися графических умений и навыков работы с геометрическими инструментами.
Актуальность и практическая значимость:
Курс интегрирует изучение знаний о пространственных формах и пространственных отношениях материального мира по предметам Геометрия и Черчения, решает общие задачи:
знание и понимание геометрических объектов (образов), ознакомление со свойствами фигур на плоскости;
использование геометрического языка для описания предметов окружающего мира;
получение представления о некоторых областях применения геометрических построений и основ черчения в быту, технике, искусстве;
владение практическими и рациональными навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
решение несложных задач на вычисление геометрических величин;
Связь преподавания геометрии и черчения обусловлена еще и тем, что геометрия дает теоретические основы для черчения, а навыки построения, получаемые в процессе обучения черчению, используется на уроках геометрии.
Разнообразные задания призваны развить познавательный интерес школьников, их пространственное мышление и творческие способности. Курс содержит материал первых уроков черчения (раздел Введение) и систему упражнений, наиболее успешно формирующих знания, умения и навыки необходимые при геометрических построениях.
Цель программы: подготовка учащихся к успешному восприятию курса "Черчение", приобщение к графической культуре.
В курсе спецкурса выделены две основные образовательные линии — Геометрические построения, Введение: основные правила оформления чертежей.
Основные задачи:
оказать учащимся помощь в освоении теоретических и практических знаний, графических умений и навыков, в развитии пространственного мышления, творческих способностей, познавательного интереса.
для формирования у школьников знаний по курсу "Черчение", овладения графическими умениями и навыками, а также развития интеллектуальных данных в процессе освоения приемов построения чертежа "плоской" несимметричной детали, содержащей сопряжения, и деления окружностей на равные части.
разнообразные задания призваны развить познавательный интерес школьников, их пространственное мышление и творческие способности.
изучение графического языка передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости;
развитие логического и пространственного мышления, исключительной внимательности и аккуратности;
развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
№ п/п
Название темы
Цели
Краткое содержание
теоретической части урока
1
Общие сведения.
- Раскрыть значение чертежа как способа отражения и передачи необходимой информации.
-Развитие интереса к предмету.
История чертежа. Знаковый ряд графики. Виды чертежей.
Правильная подготовка принадлежностей и инструментов на качество чертежа.
Беседа, погружение в предмет, решение занимательных задач.
2
Общие сведения о геометрических объектах.
- Классификация геометрических объектов
- Воспитание культуры труда, формирование навыков
самостоятельной работы.
Дать понятие о геометрических объектах, их сочетаний и взаимном расположении между собой в пространстве.
Принадлежности, необходимые для урока
запись и вычерчивание примеров геометрических объектов.
3
Выполнение графических упражнений
Практикум.
- Формирование навыков работы с чертежными инструментами.
- Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
- Развитие интереса к предмету.
- Формирование навыков самостоятельной работы.
- Развитие навыков логического мышления.
Повторение понятий о геометрических объектах.
Вычерчивание геометрических объектов точка, прямая, луч, отрезок. Отрезки заданной длины (с переводом в мм), углов с помощью угольников и транспортира.
Занимательные задачи.
4
Выполнение графических упражнений
Практикум.
-Формирование навыков работы с чертежными инструментами.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Построение параллельных линий, перпендикулярных линий с помощью линейки (направляющей), угольника, циркуля.
5
Самостоятельная графическая работа.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Закончить геометрический орнамент, состоящий из параллельных и перпендикулярных линий, написать название взаимного расположения двух прямых.
5
Выполнение графических упражнений
Практикум.
-Формирование навыков работы с чертежными инструментами.
-Развитие у школьников стремленияк овладению знаниями,
-Формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие технического и образного мышления.
Построение окружностей разного диаметра, дуг, понятие и определение центра окружности и дуги.
7
Самостоятельная графическая работа
-Умение анализировать образец, находить общие особенности, самостоятельно выбирать алгоритм построения, находить целесообразных путь построения.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Построение узора из окружностей по образцу, закончить цветными карандашами;
Построить в заданном прямоугольнике узор из окружностей и прямых по углом 30,45,60,750,, закончить цветными карандашами.
8
Геометрические построения. Деление отрезка на 2,4,8 и т.д. равных частей .
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Деление отрезка на равные 2 части, с помощью циркуля. Деление отрезка на 4,8 и т.д. равных частей.
9
Геометрические построения. Деление отрезка на n равных частей. (теорема Фалеса)
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Деление отрезка на n равных частей с помощью направляющей и разметочного циркуля.
10
Геометрические построения.
Деление угла на 2,4,8 и т.д. равные части.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Деление острых, прямых, тупых, развернутых углов на 2,4,8 и т.д. равные части.
11
Геометрические построения.
Деление окружности на 4,8 и т.д. равные части.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Деление окружности на 4,8 равные части.
12
Геометрические построения.
Деление окружности на 3,6 и т.д. равные части.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Деление окружности на 3,6 равные части.
13
Геометрические построения.
Деление окружности на 5,10 и т.д. равные части.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Деление окружности на 5,10 равные части.
14
Практикум. Выполнение делений окружностей на 3,6,4,8,5,10 равные части
-Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Деление окружности заданного диаметра на 3,6,4,8,5,10 равны части.
Самостоятельная работа с опорой на справочный материал и консультацию учителя.
15
Самостоятельная графическая работа.
Выполнить чертеж детали, применив способ деления окружности.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Выполнить чертеж детали, взяв недостающие размеры с наглядного изображения.
Самостоятельная работа с опорой на справочный материал.
Чертежи деталей разного уровня сложности.
16
Контрольная, графическая работа.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Деление отрезка, угла, окружности.
Индивидуальные карточки задания с чертежами деталей разного уровня сложности.
17
Практикум.
Выполнение ленточного узора.
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Дочертить узор, сделать свой вариант.
18
Практикум. Выполнение модели звезды.
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Выполнить развертку, склеить звезду.
19
Сопряжение.
-Развитие у школьников стремления к овладению знаниями.
-Формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие технического и образного мышления.
Сопряжение углов разного типа.
Работа с опорой на справочный материал и консультацию учителя.
20
Сопряжение.
-Развитие у школьников стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие технического и образного мышления.
Сопряжение прямой и окружности.
Работа с опорой на справочный материал и консультацию учителя.
21
Сопряжение
Практикум
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
Сопряжение прямой и окружности, двух окружностей.
22
Самостоятельная графическая работа. Сопряжение.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Сопряжение прямых прямой и окружности, двух окружностей.
Самостоятельная работа с опорой на справочный материал.
Чертежи деталей разного уровня сложности.
23
Контрольная, графическая работа.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Деление окружности на равные части,, сопряжение.
Индивидуальные карточки задания с чертежами деталей разного уровня сложности.
24
Геометрические фигуры.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Изучение определения существенных и несущественных признаков.
Вычерчивание геометрических фигур по заданным параметрам.
25
Геометрические тела.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
-Формирование навыков самостоятельной работы.
-Развитие навыков логического мышления.
Изучение определения существенных и несущественных признаков.
26
Геометрические тела и фигуры. Анализ геометрической формы предмета.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Умение делить геометрическую форму предмета на простейшие геометрические тела.
27
Анализ геометрической формы описание, дополнение невидимыми линями.
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Умение делить геометрическую форму предмета на простейшие геометрические тела, видеть деталь в объеме.
28
Название элементов геометрических тел.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Ребро, вершина, грань: определение понятий.
29
Проекции ребер, вершин, граней на чертеже.
-Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
Определение ребер, вершин, граней на чертеже, по данным на аксонометрической проекции детали.
Работа с цветными карандашами
Занимательные задачи.
30
Типы линий.
-Воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.
-Воспитание стремления добросовестнои рационально выполнять учебные задания.
-Развитие интереса к предмету.
Назначение линий в чертеже.
Показать значение типов линий в техническом черчении, определение формы детали по типам линий.
31
Практикум.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Вычерчивание прямых линий:
сплошная тонкая линя
сплошная толстая основная линия
штриховая линия
штрих-пунктирная тонкая линия.
32
Практикум.
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Вычерчивание окружности, дуги различными типами линий.
Работа с опорой на справочный материал и консультацию учителя.
33
Практикум.
-Формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.
-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.
Чертеж плоской детали.
Применение различных типов линий на чертеже.
Знакомство с последовательностью построения чертежа.
34
Контрольная, графическая работа.
-Развитие стремления к овладению знаниями, формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность.
-Развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Прямые, окружности
Самостоятельная работа с опорой на справочный материал.
Чертежи плоской детали разного уровня сложности.