Тесты для олимпиад по биологии и экологии в 6 - 8 классах
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тесты для олимпиад по биологии и экологии в 6 - 8 классах
Автор: Варзиев Артур Борисович
ВведениеСоздание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных задач работы МАОУ ДОД центра "Интеллект".Каждому ребенку представлена возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей при изучении биологии, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).Обучающиеся, под опытным руководством педагога дополнительного образования, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект.В ходе работы с одаренными детьми, педагогу дополнительного образования необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на занятиях биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.Данные методические рекомендации составлены к модифицированной программе дополнительного образования по биологии для обучающихся 6 - 8 классов "Юный исследователь", которая реализуется в центре "Интеллект" в течение продолжительного времени и могут быть полезны, как педагогам дополнительного образования, так и учителям общеобразовательных организаций по биологии, работающим с одаренными детьми.Методические рекомендацииБиология является в большей мере, чем другие науки - описательной дисциплиной, хотя, в настоящее время, растет и экспериментальная часть ее.Для обучающихся 6 - 8 классов главная задача курса состоит в том, чтобы они усвоили основные критерии по которым можно отличить Царство Прокариот (дробянок) от Царства Растений, а тем более от Царства Животных.Обучающиеся должны научиться трактовать и осмысливать фактический материал, который обязан включать в себя сведения по строению (анатомии) живых объектов, согласно их классификации (систематике), образу жизни, (экологии и этологии), связи со средой, их происхождением (эволюцией), их роли в биосфере Земли и народно-хозяйственному значению.При работе с обучающимися педагог должен донести до них понятия: вид, система живых организмов, жизненный цикл, орган и его анатомия, ткань и шины тканей. Особенное внимание должно быть уделено географическому распространению живых объектов, их экологии и особенностям физиологии и поведения, как идиоадаптациям к среде обитания.Для достижения лучшего результата в познании живых объектов наряду со словесным описанием необходимо задействовать таблицы, фотографии, гербарные объекты, чучела животных. Особое внимание необходимо обратить на практическую работу с микроскопом. Необходимо научить детей изготавливать временные и постоянные препараты микроорганизмов, тканей Обучающиеся должны овладеть методиками окраски микропрепаратов, заливки их в бальзам.Русская поговорка гласит: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому необходимы экскурсии в Дендрарий, Краеведческий музей, выходы на природу для проведения занятий по сбору материала для практических работ.Особое внимание необходимо уделять при подготовке обучающихся к олимпиадам по биологии, самостоятельным и исследовательским работам. Каждый педагог должен иметь перечень тем, по которым его подопечные готовят презентации. Выполненные работы должны быть защищены обучающимися на специальных занятиях.Такие самостоятельные работы развивают у детей любознательность, дисциплинируют их, учат правильно отвечать на поставленные вопросы товарищей, развивают логическое мышление и речь.Рекомендуемые темы для обучающихся при подготовке рефератов и презентаций Можно рекомендовать следующий перечень тем для подготовки рефератов и презентаций для обучающихся 6 классов:Молочнокислые бактерииБактериальные заболевания человека и животныхГрамположительные бактерии , методика окраскиВодоросли и среда их обитанияБолотные мхиПапоротники их строение и жизненный циклГолосеменные таежной зоныЦветок и его строениеСтроение проводящей ткани растенийПлоды и их строениеОднодольные и двудольные растенияОкультуренные злаковые растенияКорнеплодыГидропоника и аэропоникаПрименение растений в медицинеДрожжи, строение, их применениеАнтибиотики и их производствоШляпочные грибыЛишайникиМикоризадля обучающихся 7 классов:ЗоологияПростейшие и их строениеЖизненный цикл малярийного плазмодия Протазойные заболевания, распространенные в тропикахКораллы и их строениеПаразитические червиРоль дождевых червей в биоценозахПиявки и их значение в медицинеМягкотелые животныеГде зимуют раки?Паукообразные, их строениеОдомашненные насекомыеОбщественные насекомыеМногообразие рыбАквакультураРедкие виды амфибийЯдовитые пресмыкающиесяВымершие рептилииАдаптация птиц к полетуОдомашненные птицыЯйцекладущие млекопитающиеСобака - друг человекаОдомашненные млекопитающиеТрансгенные животныеКитообразныеЖивотные горВ конце каждого года обучения для проверки знаний и их закрепления необходимо обязательно проводить тестирование для обучающихся.Тесты для олимпиад по биологии (6 - 8 классы)БотаникаОт чего зависит окраска водорослей?от солености водыот глубины произрастанияот давленияот наличия кислородаДо какой глубины в морях, океанах, озерах могут расти водоросли?10 - 20 метров30 - 40 метров50 - 70 метров80 - 100 метров120 - 150 метровБактерии, отличающиеся от других организмов тем, что у них:в клетках есть оформленное ядроядро отсутствуетхорошо развита эндоплазматическая сетьприсутствуют митохондрииесть хлоропластыБактерии размножаются путем:митозаамитозамейозаКакие организмы помогают переваривать пищу, состоящую из клетчатки жвачным животным?водорослигрибыпростейшиебактерииСреди бактерий по способу питания есть:автотрофыгетеротрофымиксотрофыфотосинтетикихемосинтетикиРоль бактерии в жизни биоценозов заключается:в разрушении мертвой органикив создании залежей полезных ископаемыхв создании почвыв регуляции численности живых организмовв регуляции газового состава атмосферыБактерии вызывают у людей следующие заболевания:гриппчумуветрянкуоспутуберкулезпроказуПри неблагоприятных условиях бактерии:погибаютобразуют спорыобразуют цистыЧеловек использует разные виды бактерий для:отчистки сточных воддля уничтожения вредных насекомых и грызуновдля создания трансгенных растенийдля создания минеральных ресурсовБактерии в активном состоянии могут существовать:в водоемахпочвев соках тела растений и животныхв космосеВодоросли в водных экосистемах выполняют следующие функции:обогащают субстрат кислородомслужат пищей для гетеротрофовслужат субстратом для живых организмовуничтожают рыб и ракообразныхЧеловек использует водоросли:употребляя в пищуизвлекая йодиспользуют в качестве корма для сельскохозяйственных животныхуничтожает ихГрибы по способу питания:автотрофыгетеротрофыпаразитысапротрофыГрибы похожи на растения тем, что:у них нет конечного ростаони фотосинтетикив оболочке клеток присутствует клетчаткаразмножаются при помощью спорГрибы похожи на животных тем, что:они гетеротрофысодержит хитинв клетках содержится много белкарост их ограниченЧеловек использует грибы для:изготовления пивавыпечки кондитерских изделийполучения антибиотиковдля строительства зданийНаука, изучающая царство грибов называется:орнитологияихтиологиямикологияэнтомологияПочему мох не может иметь большие размеры?отсутствует стебельнет листьевотсутствует кореньБлагодаря папоротникообразным, жившим на Земле в Юрский период, мы имеем:нефтьугольгазгорючие сланцыПлоды у покрытосемянных растений образуются из:завязи пестикацветоножкицветоложаПлоды, необходимы растениям для:защиты семянпитания проросткараспространения семянукрашения растенияДля класса однодольных характерны следующие черты анатомического строения:наличие эндосперманаличие стержневой корневой системыжилкование листьев сетчатоеналичие семядолеймочковатая корневая системажилкование листьев параллельное или дуговоеДля прорастания семян необходимо:почвавлаганаличие углекислого газаплюсовая температураналичие кислородаотсутствие светаВегетативные части покрытосеменных растений, растущих верхушкой это:кореньлистстебельплодДля каких семейств растений характерен наряду с верхушечным и вставочным , или интерколярный рост:линейныхбобовыхпасленовыхзлаковыхкрестоцветныхрозоцветныхУ каких Разделов растений семена образуются в результате двойного оплодотворения:мховлишайниковпапоротникообразныхгингообразныхпокрытосеменныхголосемянныхВидоизменение стебля это:корневищеусикиклубеньлуковицаколючкихвоинкиЭофильные растения опыляются:водойнасекомымиветромптицамиК семейству злаковых относятся:картофельлуккукурузаовесогурецрисРастения ксерофиты это:кленыкактусылотосымангрыагавысаксаулыПри помощи чего размножаются ели и сосны?клубнейлуковицкорневищсемянВидоизменения листьев покрытосемянных растений это:хвоинкиколючкиусикиклубнилуковицыЧем образованно тело лишайника:гифами грибаклетками водорослейстеблями мховЗоологияЖивотные отличаются от растений тем, что они:неподвижныавтотрофыгетеротрофыимеют нервную системув клетках присутствуют мезосомыразвита мышечная тканьПростейшие животные вызывают такие опасные заболевания человека как:лейшманиозоспутифмаляриюсонную болезньдизентериюЛичинок малярийного плазмодия разносят:самцы комарововодыдомашние мухисамки комаровПростейшие это паразиты, живущие:на кожев полости телавнутри клеток кровивнутри глазного яблокаЭвглену Зеленую от водоросли хламидомонады можно отличить по наличию:жгутиковядрахлорофиловых зеренхроматофораНаружные скелеты каких простейших вместе с раковинами моллюсков образовали осадочные породы доломиты и известняки:инфузориифарамениферырадиаляриитрипонасомыСколько слоев клеток в теле кишечнополосных:одиндватричетыреПочему большинство видов кораллов не может расти в морях глубже 100 метров:нет пищихолодная водагибнут симбиотические водоросли без светаОсновным хозяином для паразитических червей является тот, в ком живет:личинкаполовозрелая особьЧеловек для свиного цепня является:основным хозяиномпромежуточными основным и промежуточнымДегенерация паразитических червей сводится к исчезновению:органов чувствдыхательной системыполовой системыпищеварительной системыКак можно заразиться человеческой аскаридой:съев непрожаренное мясовыпив воду из-под кранаупотребив плохо промытые ягоды земляникиДля чего моллюскам необходима раковина:для защиты теладля сохранения теплаэто скелетное образованиеКакой тип кровеносной системы у речного рака:замкнутыйоткрытыйнезамкнутыйПаука от других членистоногих можно отличить по:отсутствию усиковналичию крыльевналичию ноготсутствию крыльевГде зимуют раки:в жарких странахна сушев норах, расположенных в водеДля чего паук вьет паутину:для защиты от солнцадля защиты от дождядля ловли своих жертвУ каких насекомых развитие происходит с полным метаморфозом?у двукрылыху прямокрылыху клопову чешуекрылыхДля чего человек разводит пиявок?для употребления в пищукак домашних животныхв медицинских целяхДля чего привозят улья с пчелами в цветущий сад?для сбора медадля красотыдля увеличения урожайности садаКакой тип ротового аппарата у медоносной пчелы?сосущийколюще-сосущийгрызущийгрызуще-лижущийлижущийКаких насекомых одомашнил человек?пустынную саранчутутового шелкопрядамедоносную пчелумушку дрозофилуКакую роль в биоценозах выполняют насекомые?опыляют растенияподдерживают видовой состав фитоценозоврегулируют численность животных и человекасуществуют сами по себеЧешуя рыб выполняет роль:защиты теланаружного скелетасоздает обтекаемую форму теласогревает телоПочему акулы должны все время двигаться?чтобы не замерзнутьчтобы дышатьчтобы не утонутьКак рыбы выживают в воде с температурой минус 2 градуса?активно плаваютмного едятнакапливают в клетках тела антифриз в виде жираКакие способы размножения существуют у рыб?откладка икрыоткладка яицяйцеживорождениеживорождениеГде зимует зеленная жаба?на дне водоемовв дуплах на деревьевв трещинах почвыПочему амфибии могут жить только по берегам пресноводных водоемов?их кожа проницаема для воды и газовсоль разъедает кожу и они гибнутЯд у змей и ящериц обладает:парализующим эффектомпищеварительным эффектомон делает пищу стерильнойЗаключениеРабота с одаренными детьми на основе исследовательской деятельности обучающихся является, на мой взгляд, важнейшим направлением становления и развития этой системы в современном образовании. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.Одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.Список литературы:Воробьев А.А. и др. Микробиология. М., 2012. Догель Г.А. Зоология беспозвоночных. М., 2005.Наумов Н.П. Зоология позвоночных. М., 2011. Соколов В.Е. Жизнь животных. Т.1-6. М., 2009. Алехин В.В. Жизнь растений. Т. 1-6. М., 2012Алехин В.В. География растений. М., 2010. Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л., 2011Тахтаджан А.Л. Флористические области Земли. Л., 2009Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М., 2008.