Тесты для олимпиад по биологии и экологии в 6 - 8 классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тесты для олимпиад по биологии и экологии в 6 - 8 классах
Автор: Варзиев Артур Борисович

ВведениеСоздание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных задач работы МАОУ ДОД центра "Интеллект".Каждому ребенку представлена возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей при изучении биологии, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).Обучающиеся, под опытным руководством педагога дополнительного образования, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект.В ходе работы с одаренными детьми, педагогу дополнительного образования необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на занятиях биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.Данные методические рекомендации составлены к модифицированной программе дополнительного образования по биологии для обучающихся 6 - 8 классов "Юный исследователь", которая реализуется в центре "Интеллект" в течение продолжительного времени и могут быть полезны, как педагогам дополнительного образования, так и учителям общеобразовательных организаций по биологии, работающим с одаренными детьми.Методические рекомендацииБиология является в большей мере, чем другие науки - описательной дисциплиной, хотя, в настоящее время, растет и экспериментальная часть ее.Для обучающихся 6 - 8 классов главная задача курса состоит в том, чтобы они усвоили основные критерии по которым можно отличить Царство Прокариот (дробянок) от Царства Растений, а тем более от Царства Животных.Обучающиеся должны научиться трактовать и осмысливать фактический материал, который обязан включать в себя сведения по строению (анатомии) живых объектов, согласно их классификации (систематике), образу жизни, (экологии и этологии), связи со средой, их происхождением (эволюцией), их роли в биосфере Земли и народно-хозяйственному значению.При работе с обучающимися педагог должен донести до них понятия: вид, система живых организмов, жизненный цикл, орган и его анатомия, ткань и шины тканей. Особенное внимание должно быть уделено географическому распространению живых объектов, их экологии и особенностям физиологии и поведения, как идиоадаптациям к среде обитания.Для достижения лучшего результата в познании живых объектов наряду со словесным описанием необходимо задействовать таблицы, фотографии, гербарные объекты, чучела животных. Особое внимание необходимо обратить на практическую работу с микроскопом. Необходимо научить детей изготавливать временные и постоянные препараты микроорганизмов, тканей Обучающиеся должны овладеть методиками окраски микропрепаратов, заливки их в бальзам.Русская поговорка гласит: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому необходимы экскурсии в Дендрарий, Краеведческий музей, выходы на природу для проведения занятий по сбору материала для практических работ.Особое внимание необходимо уделять при подготовке обучающихся к олимпиадам по биологии, самостоятельным и исследовательским работам. Каждый педагог должен иметь перечень тем, по которым его подопечные готовят презентации. Выполненные работы должны быть защищены обучающимися на специальных занятиях.Такие самостоятельные работы развивают у детей любознательность, дисциплинируют их, учат правильно отвечать на поставленные вопросы товарищей, развивают логическое мышление и речь.Рекомендуемые темы для обучающихся при подготовке рефератов и презентаций Можно рекомендовать следующий перечень тем для подготовки рефератов и презентаций для обучающихся 6 классов:
  • Молочнокислые бактерии
  • Бактериальные заболевания человека и животных
  • Грамположительные бактерии , методика окраски
  • Водоросли и среда их обитания
  • Болотные мхи
  • Папоротники их строение и жизненный цикл
  • Голосеменные таежной зоны
  • Цветок и его строение
  • Строение проводящей ткани растений
  • Плоды и их строение
  • Однодольные и двудольные растения
  • Окультуренные злаковые растения
  • Корнеплоды
  • Гидропоника и аэропоника
  • Применение растений в медицине
  • Дрожжи, строение, их применение
  • Антибиотики и их производство
  • Шляпочные грибы
  • Лишайники
  • Микориза
  • для обучающихся 7 классов:Зоология
  • Простейшие и их строение
  • Жизненный цикл малярийного плазмодия
  • Протазойные заболевания, распространенные в тропиках
  • Кораллы и их строение
  • Паразитические черви
  • Роль дождевых червей в биоценозах
  • Пиявки и их значение в медицине
  • Мягкотелые животные
  • Где зимуют раки?
  • Паукообразные, их строение
  • Одомашненные насекомые
  • Общественные насекомые
  • Многообразие рыб
  • Аквакультура
  • Редкие виды амфибий
  • Ядовитые пресмыкающиеся
  • Вымершие рептилии
  • Адаптация птиц к полету
  • Одомашненные птицы
  • Яйцекладущие млекопитающие
  • Собака - друг человека
  • Одомашненные млекопитающие
  • Трансгенные животные
  • Китообразные
  • Животные гор
  • В конце каждого года обучения для проверки знаний и их закрепления необходимо обязательно проводить тестирование для обучающихся.Тесты для олимпиад по биологии (6 - 8 классы)Ботаника
  • От чего зависит окраска водорослей?
  • от солености воды
  • от глубины произрастания
  • от давления
  • от наличия кислорода
  • До какой глубины в морях, океанах, озерах могут расти водоросли?
  • 10 - 20 метров
  • 30 - 40 метров
  • 50 - 70 метров
  • 80 - 100 метров
  • 120 - 150 метров
  • Бактерии, отличающиеся от других организмов тем, что у них:
  • в клетках есть оформленное ядро
  • ядро отсутствует
  • хорошо развита эндоплазматическая сеть
  • присутствуют митохондрии
  • есть хлоропласты
  • Бактерии размножаются путем:
  • митоза
  • амитоза
  • мейоза
  • Какие организмы помогают переваривать пищу, состоящую из клетчатки жвачным животным?
  • водоросли
  • грибы
  • простейшие
  • бактерии
  • Среди бактерий по способу питания есть:
  • автотрофы
  • гетеротрофы
  • миксотрофы
  • фотосинтетики
  • хемосинтетики
  • Роль бактерии в жизни биоценозов заключается:
  • в разрушении мертвой органики
  • в создании залежей полезных ископаемых
  • в создании почвы
  • в регуляции численности живых организмов
  • в регуляции газового состава атмосферы
  • Бактерии вызывают у людей следующие заболевания:
  • грипп
  • чуму
  • ветрянку
  • оспу
  • туберкулез
  • проказу
  • При неблагоприятных условиях бактерии:
  • погибают
  • образуют споры
  • образуют цисты
  • Человек использует разные виды бактерий для:
  • отчистки сточных вод
  • для уничтожения вредных насекомых и грызунов
  • для создания трансгенных растений
  • для создания минеральных ресурсов
  • Бактерии в активном состоянии могут существовать:
  • в водоемах
  • почве
  • в соках тела растений и животных
  • в космосе
  • Водоросли в водных экосистемах выполняют следующие функции:
  • обогащают субстрат кислородом
  • служат пищей для гетеротрофов
  • служат субстратом для живых организмов
  • уничтожают рыб и ракообразных
  • Человек использует водоросли:
  • употребляя в пищу
  • извлекая йод
  • используют в качестве корма для сельскохозяйственных животных
  • уничтожает их
  • Грибы по способу питания:
  • автотрофы
  • гетеротрофы
  • паразиты
  • сапротрофы
  • Грибы похожи на растения тем, что:
  • у них нет конечного роста
  • они фотосинтетики
  • в оболочке клеток присутствует клетчатка
  • размножаются при помощью спор
  • Грибы похожи на животных тем, что:
  • они гетеротрофы
  • содержит хитин
  • в клетках содержится много белка
  • рост их ограничен
  • Человек использует грибы для:
  • изготовления пива
  • выпечки кондитерских изделий
  • получения антибиотиков
  • для строительства зданий
  • Наука, изучающая царство грибов называется:
  • орнитология
  • ихтиология
  • микология
  • энтомология
  • Почему мох не может иметь большие размеры?
  • отсутствует стебель
  • нет листьев
  • отсутствует корень
  • Благодаря папоротникообразным, жившим на Земле в Юрский период, мы имеем:
  • нефть
  • уголь
  • газ
  • горючие сланцы
  • Плоды у покрытосемянных растений образуются из:
  • завязи пестика
  • цветоножки
  • цветоложа
  • Плоды, необходимы растениям для:
  • защиты семян
  • питания проростка
  • распространения семян
  • украшения растения
  • Для класса однодольных характерны следующие черты анатомического строения:
  • наличие эндосперма
  • наличие стержневой корневой системы
  • жилкование листьев сетчатое
  • наличие семядолей
  • мочковатая корневая система
  • жилкование листьев параллельное или дуговое
  • Для прорастания семян необходимо:
  • почва
  • влага
  • наличие углекислого газа
  • плюсовая температура
  • наличие кислорода
  • отсутствие света
  • Вегетативные части покрытосеменных растений, растущих верхушкой это:
  • корень
  • лист
  • стебель
  • плод
  • Для каких семейств растений характерен наряду с верхушечным и вставочным , или интерколярный рост:
  • линейных
  • бобовых
  • пасленовых
  • злаковых
  • крестоцветных
  • розоцветных
  • У каких Разделов растений семена образуются в результате двойного оплодотворения:
  • мхов
  • лишайников
  • папоротникообразных
  • гингообразных
  • покрытосеменных
  • голосемянных
  • Видоизменение стебля это:
  • корневище
  • усики
  • клубень
  • луковица
  • колючки
  • хвоинки
  • Эофильные растения опыляются:
  • водой
  • насекомыми
  • ветром
  • птицами
  • К семейству злаковых относятся:
  • картофель
  • лук
  • кукуруза
  • овес
  • огурец
  • рис
  • Растения ксерофиты это:
  • клены
  • кактусы
  • лотосы
  • мангры
  • агавы
  • саксаулы
  • При помощи чего размножаются ели и сосны?
  • клубней
  • луковиц
  • корневищ
  • семян
  • Видоизменения листьев покрытосемянных растений это:
  • хвоинки
  • колючки
  • усики
  • клубни
  • луковицы
  • Чем образованно тело лишайника:
  • гифами гриба
  • клетками водорослей
  • стеблями мхов
  • Зоология
  • Животные отличаются от растений тем, что они:
  • неподвижны
  • автотрофы
  • гетеротрофы
  • имеют нервную систему
  • в клетках присутствуют мезосомы
  • развита мышечная ткань
  • Простейшие животные вызывают такие опасные заболевания человека как:
  • лейшманиоз
  • оспу
  • тиф
  • малярию
  • сонную болезнь
  • дизентерию
  • Личинок малярийного плазмодия разносят:
  • самцы комаров
  • оводы
  • домашние мухи
  • самки комаров
  • Простейшие это паразиты, живущие:
  • на коже
  • в полости тела
  • внутри клеток крови
  • внутри глазного яблока
  • Эвглену Зеленую от водоросли хламидомонады можно отличить по наличию:
  • жгутиков
  • ядра
  • хлорофиловых зерен
  • хроматофора
  • Наружные скелеты каких простейших вместе с раковинами моллюсков образовали осадочные породы доломиты и известняки:
  • инфузории
  • фарамениферы
  • радиалярии
  • трипонасомы
  • Сколько слоев клеток в теле кишечнополосных:
  • один
  • два
  • три
  • четыре
  • Почему большинство видов кораллов не может расти в морях глубже 100 метров:
  • нет пищи
  • холодная вода
  • гибнут симбиотические водоросли без света
  • Основным хозяином для паразитических червей является тот, в ком живет:
  • личинка
  • половозрелая особь
  • Человек для свиного цепня является:
  • основным хозяином
  • промежуточным
  • и основным и промежуточным
  • Дегенерация паразитических червей сводится к исчезновению:
  • органов чувств
  • дыхательной системы
  • половой системы
  • пищеварительной системы
  • Как можно заразиться человеческой аскаридой:
  • съев непрожаренное мясо
  • выпив воду из-под крана
  • употребив плохо промытые ягоды земляники
  • Для чего моллюскам необходима раковина:
  • для защиты тела
  • для сохранения тепла
  • это скелетное образование
  • Какой тип кровеносной системы у речного рака:
  • замкнутый
  • открытый
  • незамкнутый
  • Паука от других членистоногих можно отличить по:
  • отсутствию усиков
  • наличию крыльев
  • наличию ног
  • отсутствию крыльев
  • Где зимуют раки:
  • в жарких странах
  • на суше
  • в норах, расположенных в воде
  • Для чего паук вьет паутину:
  • для защиты от солнца
  • для защиты от дождя
  • для ловли своих жертв
  • У каких насекомых развитие происходит с полным метаморфозом?
  • у двукрылых
  • у прямокрылых
  • у клопов
  • у чешуекрылых
  • Для чего человек разводит пиявок?
  • для употребления в пищу
  • как домашних животных
  • в медицинских целях
  • Для чего привозят улья с пчелами в цветущий сад?
  • для сбора меда
  • для красоты
  • для увеличения урожайности сада
  • Какой тип ротового аппарата у медоносной пчелы?
  • сосущий
  • колюще-сосущий
  • грызущий
  • грызуще-лижущий
  • лижущий
  • Каких насекомых одомашнил человек?
  • пустынную саранчу
  • тутового шелкопряда
  • медоносную пчелу
  • мушку дрозофилу
  • Какую роль в биоценозах выполняют насекомые?
  • опыляют растения
  • поддерживают видовой состав фитоценозов
  • регулируют численность животных и человека
  • существуют сами по себе
  • Чешуя рыб выполняет роль:
  • защиты тела
  • наружного скелета
  • создает обтекаемую форму тела
  • согревает тело
  • Почему акулы должны все время двигаться?
  • чтобы не замерзнуть
  • чтобы дышать
  • чтобы не утонуть
  • Как рыбы выживают в воде с температурой минус 2 градуса?
  • активно плавают
  • много едят
  • накапливают в клетках тела антифриз в виде жира
  • Какие способы размножения существуют у рыб?
  • откладка икры
  • откладка яиц
  • яйцеживорождение
  • живорождение
  • Где зимует зеленная жаба?
  • на дне водоемов
  • в дуплах на деревьев
  • в трещинах почвы
  • Почему амфибии могут жить только по берегам пресноводных водоемов?
  • их кожа проницаема для воды и газов
  • соль разъедает кожу и они гибнут
  • Яд у змей и ящериц обладает:
  • парализующим эффектом
  • пищеварительным эффектом
  • он делает пищу стерильной
  • ЗаключениеРабота с одаренными детьми на основе исследовательской деятельности обучающихся является, на мой взгляд, важнейшим направлением становления и развития этой системы в современном образовании. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.Одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.Список литературы:
  • Воробьев А.А. и др. Микробиология. М., 2012.
  • Догель Г.А. Зоология беспозвоночных. М., 2005.
  • Наумов Н.П. Зоология позвоночных. М., 2011.
  • Соколов В.Е. Жизнь животных. Т.1-6. М., 2009.
  • Алехин В.В. Жизнь растений. Т. 1-6. М., 2012
  • Алехин В.В. География растений. М., 2010.
  • Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л., 2011
  • Тахтаджан А.Л. Флористические области Земли. Л., 2009
  • Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М., 2008.