Понятие кадрового потенциала образовательного учреждения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие кадрового потенциала образовательного учреждения
Автор: Власова Олеся Владимировна

Понятие кадрового потенциала образовательного учрежденияКадровый потенциал образовательного учреждения (ОУ) в реальном виде может быть представлен возможностями работников, качеством их профессионально-квалификационной подготовки, трудовыми, личностными, психологическими и физиологическими качествами, а также творческими способностями.Кадровый потенциал системы образования существенно влияет на социально-экономическое развитие общества. Выступая средоточием интеллектуальных ресурсов, потенциал педагогических кадров обеспечивает конкурентоспособность государственного образовательного сектора и определяет место государства на мировом рынке образовательных услуг. Кадровая политика учебного заведения ориентирована на обеспечение нужного количества квалифицированных, высокопрофессиональных и мотивированных педагогических работников, потенциал которых соответствует современным требованиям, и являются характерными для определенного учебного заведения. Кадровый потенциал ОУ определяется численностью, квалификацией и структурой преподавательского персонала, работающего, т.е. непосредственно осуществляющего образовательный процесс, в образовательных учреждениях, а также численностью (контингентом) учащихсяДля раскрытия способностей и возможностей работников в кадровом составе выделяют группы, которые играют разную роль в процессе достижения целей развития предприятия:
  • работники, определяющие цели развития организации;
  • работники, разрабатывающие средства достижения целей (продукцию, научно-исследовательские разработки, технологии);
  • работники, организующие процесс создания средств достижения целей;
  • работники, непосредственно создающие средства достижения целей;
  • работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей.
  • Вполне закономерно, что чем выше уровень компетентности работников каждой группы и синергетический эффект от их взаимодействия, тем выше совокупный кадровый потенциал. Это связано с тем, что работники, которые имеют необходимый комплекс знаний и умений, соответствующие личные качества, составляющие ядро кадрового потенциала. Л.С. Головкова отмечает, что основными показателями, характеризующие кадровый потенциал работника, являются:
  • возраст сотрудника;
  • здоровье, режим и качество питания;
  • личностные характеристики - тип темперамента, черты характера;
  • подготовка (общеобразовательная, профессиональная), способность профессионального роста, непрерывного образования и тому подобное;
  • отношение к труду;
  • опыт, навыки в работе, стаж работы;
  • семейное положение;
  • пол.
  • Движущей силой развития являются потенциалы: физический, интеллектуальный, профессионально-квалификационный, личностный, социальный, кадровый, отражающие способность к новым достижениям в любых сферах деятельности, их развитие и совершенствование является первостепенной задачей для каждого предприятия.Основной целью реализации уникальной кадровой политики ОУ должно быть обеспечение высокопрофессиональным персоналом согласно штатного расписания с учетом особенностей функционирования. Процесс формирования кадровой политики в учебном заведении должен предусматривать согласование аспектов деятельности:
  • определение приоритетов развития и разработка общих принципов кадровой политики учебного заведения;
  • анализ соответствия кадровой политики учебного заведения цели деятельности и стратегии его развития;
  • внедрение программ развития персонала;
  • выявление проблем в кадровой работе;
  • планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва;
  • оперативное оценивание наличия кадрового потенциала;
  • обеспечение условий непрерывного профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников.
  • Для эффективного управления кадровым потенциалом ОУ и повышения его уровня целесообразно разработать эффективную систему индикаторов оценки качества.