Понятие кадрового потенциала образовательного учреждения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Понятие кадрового потенциала образовательного учреждения
Автор: Власова Олеся Владимировна
Понятие кадрового потенциала образовательного учрежденияКадровый потенциал образовательного учреждения (ОУ) в реальном виде может быть представлен возможностями работников, качеством их профессионально-квалификационной подготовки, трудовыми, личностными, психологическими и физиологическими качествами, а также творческими способностями.Кадровый потенциал системы образования существенно влияет на социально-экономическое развитие общества. Выступая средоточием интеллектуальных ресурсов, потенциал педагогических кадров обеспечивает конкурентоспособность государственного образовательного сектора и определяет место государства на мировом рынке образовательных услуг. Кадровая политика учебного заведения ориентирована на обеспечение нужного количества квалифицированных, высокопрофессиональных и мотивированных педагогических работников, потенциал которых соответствует современным требованиям, и являются характерными для определенного учебного заведения. Кадровый потенциал ОУ определяется численностью, квалификацией и структурой преподавательского персонала, работающего, т.е. непосредственно осуществляющего образовательный процесс, в образовательных учреждениях, а также численностью (контингентом) учащихся. Для раскрытия способностей и возможностей работников в кадровом составе выделяют группы, которые играют разную роль в процессе достижения целей развития предприятия:работники, определяющие цели развития организации;работники, разрабатывающие средства достижения целей (продукцию, научно-исследовательские разработки, технологии);работники, организующие процесс создания средств достижения целей;работники, непосредственно создающие средства достижения целей;работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей.Вполне закономерно, что чем выше уровень компетентности работников каждой группы и синергетический эффект от их взаимодействия, тем выше совокупный кадровый потенциал. Это связано с тем, что работники, которые имеют необходимый комплекс знаний и умений, соответствующие личные качества, составляющие ядро кадрового потенциала. Л.С. Головкова отмечает, что основными показателями, характеризующие кадровый потенциал работника, являются: возраст сотрудника; здоровье, режим и качество питания; личностные характеристики - тип темперамента, черты характера; подготовка (общеобразовательная, профессиональная), способность профессионального роста, непрерывного образования и тому подобное; отношение к труду; опыт, навыки в работе, стаж работы; семейное положение; пол.Движущей силой развития являются потенциалы: физический, интеллектуальный, профессионально-квалификационный, личностный, социальный, кадровый, отражающие способность к новым достижениям в любых сферах деятельности, их развитие и совершенствование является первостепенной задачей для каждого предприятия.Основной целью реализации уникальной кадровой политики ОУ должно быть обеспечение высокопрофессиональным персоналом согласно штатного расписания с учетом особенностей функционирования. Процесс формирования кадровой политики в учебном заведении должен предусматривать согласование аспектов деятельности: определение приоритетов развития и разработка общих принципов кадровой политики учебного заведения; анализ соответствия кадровой политики учебного заведения цели деятельности и стратегии его развития; внедрение программ развития персонала; выявление проблем в кадровой работе;планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва; оперативное оценивание наличия кадрового потенциала; обеспечение условий непрерывного профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников.Для эффективного управления кадровым потенциалом ОУ и повышения его уровня целесообразно разработать эффективную систему индикаторов оценки качества.