Творческая и учебно-исследовательская работа при выполнении курсовых работ на заочном отделении колледжа по ПМ.04


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческая и учебно-исследовательская работа при выполнении курсовых работ на заочном отделении колледжа по ПМ.04
Автор: Богачева Наталья Александровна

Методический доклад«ТВОРЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ»на заочном отделении колледжапо ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчётности» (из опыта работы) В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определённого возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей, каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие отношений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Все они в обязательной или некоторой доле влияют на развитие личности, её творческих начал, умение добывать и извлекать полезное. В педагогике наблюдаются серьёзные разногласия по поводу развития творческих начал среди специалистов. Первые отрицают развитие. Гегель так выразил эту мысль: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать её, является совершенно пустым и ни на чём не основанным. Для того у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание». (Гегель, Соч., М., 1946 р. УП с. 82). На других позициях стоит отечественная педагогика, которая предлагает опираться на индивидуальность. И рассматривает её с точки зрения управления развитием учеников, приспособлением форм и методов педагогического воздействия. Этот подход не отрицает знаний общеобразовательного стандарта, и в дополнение к нему создаёт возможность для развития более глубокого познания, активности, творчества. Я.Н, Каменский в «Великой дидактике» делил учеников на несколько типов. «…У одних способности острые, у других- тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твёрдые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное их сочетание». Глубоко понять эти способности в период обучения дисциплине (особенно если объём часов невелик, а публика по возрасту разная) очень сложно. Да и работают студенты заочники в основном не по специальности. Чтобы развивать способности среди обучающихся, преподавателю отводится лишь время в рамках урока и в объёме программы. Поэтому разными способами и методами приходится проводить занятия, чтобы вскрыть наиболее активную и способную аудиторию, небольшими «порциями» приучать и ориентировать их на самостоятельный труд. Курсовая работа по производственному модулю 04 на бухгалтерском отделении выполняется спустя 2,5 года обучения. Это работа в крупном варианте, требующая дополнительных знаний, поиска, изобретательности. Научно-исследовательской её назвать нельзя, т.к. научных открытий студенты не делают. Скорее всего, это учебно-исследовательская работа, которая помогает овладеть в системе теорией и практикой, техникой созданного кем-то эксперимента, изучить научную современную литературу, подтвердить результаты расчетов по какой-либо сфере экономической деятельности, сделать соответствующие выводы и предложения. Учебно-исследовательская работа при выполнении курсовых работ ведется на базе конкретных показателей производственной деятельности предприятий за ряд лет. Она дает возможность студентам приобщиться к исследованиям, выработать собственный вариант решения поставленной задачи. Как правило, только после самостоятельного выполнения курсовой работы у студентов складывается профессиональное восприятие всего изученного ранее. В задачи педагога входит выдача задания согласно выбранной темы студентом и контроль с консультациями за ходом выполнения этого задания. На начальном этапе выдачи задания я выясняю следующее:- понимает ли обучающийся название темы, знает ли её смысл;- как представляет, о чем должна вестись текстовка;- на какие факты он должен опираться;- обращаю внимание на необходимость соблюдения условий, при которых задание должно быть выполнимо;- рекомендую источники литературы и др. информации в совокупности с междисциплинарными связями;- устанавливаю соответствие уровня задания уровню возможностей студента (при необходимости помогаю выбрать тему более лёгкую). Вся остальная работа требует индивидуального подхода самого студента к её выполнению с соблюдением структуры, рекомендаций и требований согласно составленных методических указаний. В процессе выполнения курсовых работ развивается грамотность, интерес, творчество к созданию художественного образа разными средствами и приёмами (рисунки, графики, диаграммы и т. д. ), изучается периодическая информация, научная литература, законодательные, нормативные и правовые документы, привлекаются статистические данные. Студенты учатся оценивать реальную обстановку сегодняшнего дня, сравнивать её с достигнутыми показателями в прошлом, а иногда и прогнозировать на будущее. Подход к выполнению курсовых работ у всех студентов разный – в этом их индивидуальность и творчество, желание и поиск, способности и возможности, начало формирования самостоятельного пути к овладению своей профессией. Со взрослыми людьми работать проще, так как почти у всех выработана мера ответственности. И всё же, в разные годы по-разному проявляются способности и ответственность студентов, и складывается качество выполняемых работ. Сегодняшний студент уже не хочет глотать пыльную литературу, его не интересуют журналы и газеты, свой поиск он осуществляет через Интернет. Приходится пояснять, что не всякой информации следует доверять, требуется вести тщательный отбор. Кто работает в контакте с преподавателем – добивается хороших результатов. Пока курсовые выполняем на материалах тех организаций, которые не отказывают в выдаче своей информации, накапливаем годовые отчеты предприятий за несколько лет. Но уже ощущаем сложности с их приобщением. Да и учебная литература опаздывает минимум на 3-5 лет. Будущее курсовых работ видится в использовании компьютерной техники с приобщением электронных учебников и применением разных компьютерных программ. Так как курсовое проектирование для заочников в основном домашний и самостоятельный вариант выполнения, то консультирование веду через электронную почту в межсессионный период. На осенней сессии студенты заочники получают задание, выбирают тему, ищут организации для прохождения преддипломной практики, и на базе материалов бухгалтерской отчетности самостоятельно выполняют курсовую работу. Выполненная курсовая работа проходит защиту во время весенней сессии перед практикой. Материалы её выполнения служат в дальнейшем для привлечения их к выполнению дипломных работ. Наука постоянно идет вперед, подстегивая всех самосовершенствоваться. Вчера было недосягяемо одно, сегодня оно традиционно, и мы будем смотреть на него с позиции устаревшего. Мы всегда чего-то догоняем (исследуем, развиваем). Одни делают это больше (и у них находят ошибки), другие не занимаются экспериментами (и не ошибаются). По этому поводу очень хорошо подходят слова К. Пруткова, который отмечает: «Век живи – век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь». Литература:
  • Л. Я. Столяренко. Педагогика для студентов колледжей. – Р-Д. Феникс, 2000.
  • В. В. Гузеев. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.- М.,2001.
  • Журналы СПО № 1,2 -2004,
  • Журнал «Специалист», № 7 , 2005.
  • Интернет ресурсы
  • Декабрь 2017 г. Н.А.Богачева