Особенности преподавания непрофильных дисциплин в СПО (на примере преподавания истории)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности преподавания непрофильных дисциплин в СПО (на примере преподавания истории)
Автор: Соколова Светлана Николаевна

Особенности преподавания непрофильных дисциплин в СПО (на примере преподавания истории) Соколова Светлана Николаевнапреподаватель обществоведческих дисциплин КГБ ПОУ ККТиСг. Комсомольск-на АмуреАннотация: в статье рассматриваются особенности преподавания непрофильных дисциплин в СПО (на примере преподавания истории)Основная задача среднего профессионального учебного заведения – это подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности.Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основными знаниями, необходимых в труде, с другой стороны – формирование профессиональных умений и навыков и способность использовать эти знания в изменяющихся условиях практической деятельности. Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качесециалистов, которые умеют не только планировать и выполнять свою работу но и способны на поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных обязанностей и личностного развития. Это и предполагает Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) В школьном историческом образовании сегодня существует концентрическая система, которая должна обеспечить становление целостной и завершенной системы исторических знаний на всех этапах обучения (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 и решение коллегии Министерства образования от 28.12.94 г. №24/1 «О стратегии развития исторического иобществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях») На основании этих документов сложилось два концентра: 5-9-й и 10-11-й классы. Поскольку студенты 1 курса СПО поступают к нам после получения основного общего образования, то мы обучаем их во втором концентре. Преподавание истории во втором концентре позволяет опираться на уже имеющиеся знания студентов, полученные в основной школе не только по истории, но и другим гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предусматривает для будущих специалистов базового уровня подготовки овладение десятью общими компетенциями, в числе которых, в частности, понимание сущности и социальной значимости своей профессии, поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития. Опыт показал, развитие данных компетенций в ходе освоения непрофильных дим пути ряд препятствий, главное из которых, на мой взгляд, - отсутствие прямой связи общеобразовательных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью студентов на предприятиях (для наших студентов, как правило, - сферы обслуживания) В данной ситуации становится очевидной значимость деятельности преподавателя - педагога, способного оказать решающее влияние на будущего специалиста, сформировать его мировоззрение, а вместе с тем общие и профессиональные компетенции, т.к преподаватель звена СПО преследует первоочередную цель подготовить будущего специалиста к качественной и эффективной профессиональной деятельности по избранной специальности. Формированию общих компетенций, в немалой степени способствует, кроме прочего, и профессиональный опыт самого педагога. Так, при подготовке будущих товароведов становится во многом определяющим опыт преподавателя, пришедшего в сферу образования из торговых предприятий, а для будущих специалистов гостиничного сервиса станет интересным опыт менеджера или даже администратора гостиницы. Гораздо сложнее в этом отношении пр - общеобразовательных дисциплин: их профессиональный опыт в большинстве случаев студентам неинтересен, а если и интересен, то не в направлении профессионального развития, а из чисто человеческого, обыденного, любопытства.  есть и другая проблема, влияющая на взаимоотношения в системе «педагог - студент» - различная база предшествующего уровня образования, психолого-возрастная дифференциация поведения студентов, а значит, и совершенно различное восприятие ими учебного материала.Именно поэтому должны быть некие общие «принципы» поведения преподавателя непрофильных дисциплин, позволяющие одновременно и сгладить упомянутые психолого-возрастные различия, и положительно повлиять на формирование общих компетенций студентов. Решению данной задачи, на мой взгляд, в значительной мере способствует открытость и доброжелательность преподавателя. Именно привлечение собственного жизненного опыта располагает студентов не только к самому преподавателю, но и к учебному материалу, им прчае появляется возможность изложить новый материал и затем закрепить его в любой форме - даже в игровой или в проблемном обсуждении. Методика преподавания при этом кардинально не меняется, оставаясь классической в своей сути: основным типом учебного занятия является комбинированный урок в сочетании со всевозможными диалоговыми формами обучения. Практика преподавания истории во втором концентре показывает три основные модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование преподавания курсов истории: российской и всеобщей истории, истории и обществознания; проблемное преподавание истории.В этом случае оправдывает себя следующий алгоритм пошаговой деятельности преподавателя:1. Вспомните («основа»), т.е. те знания, которые обучающиеся должны донести из основной школы.2. Подумайте («углубление»), обдумайте следующие факты («расширение»), т.е. выделение вопросов, требующих осмысления, их анализа и обсуждения.3. Объясните, почему… (проблемное преподавание), т.е постановка проблемы, анализ различных точек зрения по выбранной проблеме, использование дополнительные сведений.Целесообразно не расширять объем информации, даваемой на уроке, а учить студентов самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческим документом, большим кругом таких источников, как картины, карты, графики и др. Меняется роль учебника истории. При преподавании истории во втором концентре целесообразно использование многочисленных дополнительных материалов, при котором учебник создает фон изучения темы или играет справочную роль. В современной методике преподавания истории существует множество различных технологий. Самыми распространёнными среди них являются технология эвристической беседы, проблемный метод, игровые формы ведения урока, применение информационных технологий в образовательном процессе. Так, применяя метод эвристической беседы,  можно за короткий период времени повторить основные положения изученного материала, а также создать хорошую почву для изучения новых тем. Обращаясь к технологии проблемного обучения важно отметить то, что она позволяет вести изучение предмета на более глубоком уровне, заострять внимание студентов на узловых и характерных для темы проблемах. При этом стимулируется познавательная активность студента и развивается  критическое мышление. Изучая со студентами тему «Холодная война» предлагаю следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Студентам предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Студенты приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: «Холодная война» продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение. В ходе семинаров предполагаю использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному и альтернативному мышлению, воспитывает культуру общения. «Владимир-язычник и Владимир-христианин – два исторических образа», «Иван Грозный – великий реформатор или сумасшедший на троне» «Кто все же победил в Бородинском сражении Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению данной области познания. Так, студентам могут быть предложены следующие темы: «История моей семьи», «Судьба моей семьи в судьбе страны», «Россия, в которой я хочу жить». Главным итогом такой работы предполагается получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат и др. Учебные занятия с использованием современных мультимедийных средств сегодня, получили большую популярность. Действительно, использование информационных технологий помогает студентам ориентироваться в современном мире, развивает познавательную активность, умение самостоятельно конструировать свои знания и находить необходимую информацию. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становятся эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Кроме того, они позволяют по-новому построить взаимоотношения преподавателя и студента, поставив последнего в отношения делового партнёрства, развить его творчество и инициативность. Интерактивные методики преподавания являются эффективными при изучении многих тем обществоведческого курса и курса истории. В качестве примера предлагаю «Конкурс презентаций по истории с древнейших времён до конца XIX века». Сложнее, видимо, применение игровой технологии. Она, безусловно, способствует развитию познавательной активности и порождает заинтересованность в изучении предмета. Однако данная технология требует полного контроля преподавателя над аудиторией и хороших навыков сознательной дисциплины у студентов. Поэтому особенно успешно ее можно использовать в проведении различного рода мероприятий во внеурочной деятельности. И в завершении, мне хотелось бы вспомнить старую истину: учитель, на своих уроках, должен все начинания «строить» прежде всего с себя. Педагог обладает большим жизненным опытом, научными знаниями, остается пожелать нам быть инициативной и творческой личностью. Тогда мы способны решить многие проблемы. Ведь, как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли, они хотят, чтобы их вели вперед»! Библиография
  • Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», - 2009. 360с.
  • Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2010. 300с.
  • Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО Ч.I. – ОИЦ «Академия», - 2010. 302с.
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989
  • Видюкова Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся. Пед. мастерская 2004, №4
  • Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс. «Русское слово», 2001. 330с.
  • История.Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2010. 480с.
  • Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000.
  • Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.- М., 1999.
  • Образовательная политика России на современном этапе. Антология развивающего обучения на современном этапе. 2001, №№32,33
  • Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времён до конца XVII в. «Дрофа», 2001. 400с.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 – 15
  • Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. В.П.Сергеевой.- М.: АПК и ППРО, 2008.- С. 49
  • Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10-11 классы. «Дрофа», 2001. 430с.