"Формирование навыков чтения с листа и транспонирования у студентов в классе общего фортепиано".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование навыков чтения с листа и транспонирования у студентов в классе общего фортепиано".
Автор: Дубровская Наталья Валерьевна, преподаватель фортепиано

Формирование навыков чтения с листа и транспонирования у студентов в классе общего фортепиано.Н.В. Дубровскаяг. СтавропольУмение читать нотный текст с листа является необходимым профессиональным качеством любого музыканта. Данное умение дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый нотный текст без предварительной подготовки на уроке, на эстраде, при самостоятельной работе. В практической музыкально-педагогической деятельности будущего преподавателя умение читать с листа поистине неоценимо, так как сокращает время подготовки к занятиям в ДМШ, студиях, кружках. Свободное чтение нотного текста позволяет самостоятельно знакомиться с различной музыкальной литературой, пополнять исполнительский репертуар, расширять музыкальный кругозор.В классе общего фортепиано на каждом занятии проводится работа по обучению чтению нот с листа. Существует ряд принципов, следование которым улучшает процесс формирования данного навыка:-систематичность -количество прочитанного материала-постепенность усложнения репертуара-принцип опережения прочтения нотного текста-осмысленное чтение.Будущему музыканту следует научиться читать с листа не только двухстрочный нотный текст, но и трех - четырехстрочный.На первом этапе обучения следует выбирать произведения с более простым фортепианным аккомпанементом, небольшие по объему, написанные в медленном темпе, с небольшим количеством знаков альтерации, единым типом фактуры, ясным и устойчивым ритмом.Изучение различных типов фортепианной фактуры целесообразно начинать с фигурационной фактуры в виде разложенных аккордов. ( А. Даргомыжский. «Я вас любил», «Привет», «Мне грустно» и т.д.).Далее изучается аккомпанемент аккордового склада, где аккорды располагаются на сильной доле такта, (А. Даргомыжский. «Только узнал я тебя», «Восточный романс»), на слабой доле такта (А. Даргомыжский. «Как мила ее головка».Добившись освоения учащимися сочинений с однотипной фактурой, следует обратиться к сочинениям с различными комбинациями типов фактуры. При этом важно, чтобы в каждом новом образце усложнение осуществлялось только в одном направлении (метрическом, темповом, гармоническом).При выработке навыков чтения аккомпанемента с листа, следует обращать внимание учащегося на соблюдение указанного темпа с тем, чтобы чтение с листа не превращалось в разбор произведения. Прибегать к упрощению фортепианной партии можно лишь при условии, если пианист умеет мгновенно охватить и внутренне услышать общую ткань музыкального произведения, сочетать исполнение данного отрезка с мысленным чтением последующего.Для овладения навыками аккомпанемента с листа учащийся должен приобрести техническую базу в классе специального музыкального инструмента (беглость пальцев, умение исполнять скачки, находить правильное соотношение мелодии и гармонии).Для закрепления навыков чтения аккомпанемента с листа определенного типа фактуры необходима самостоятельная работа учащегося на аналогичном материале.ТРАНСПОНИРОВАНИЕТранспонирование - один из необходимых видов работы будущего музыканта. Особенно этот навык важен для студентов-хормейстеров, студентов-вокалистов. Им необхоимо владеть умением транспонировать произведения на небольшой интервал, так как в вокальных, хоровых классах часто возникает необходимость подбора тональности, наиболее удобной для голоса солиста. Кроме того, при работе с детскими голосами нередко приходится изменять тональность из-за тесситурных неудобств тех песен, авторы которых не учитывают особенностей детских голосов. В концертных условиях иногда целесообразно исполнить произведение в более низкой тональности или низкий строй инструмента требует транспозиции вверх.Обучение транспонированию требует соблюдения постепенности возрастания трудности учебного материала. Начиная с наиболее простой и однотипной фактуры, с небольшим количеством ключевых знаков, студент приобретает навык видеть глазами вперед нотный текст, предвосхищая процесс игры. Большое значение имеют зрительно-слуховые представления, опирающиеся на знания гармонии, особенно навык исполнения гармонических последовательностей в различных тональностях. Знание аппликатурных формул, диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов также необходимы учащемуся. При транспонировании допускаются упрощение фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды, допускаются такие зрительные приемы, как замена скрипичного ключа на басовый (при перемещение на терцию вверх) и басового на скрипичный (при транспонировании на терцию вниз).В качестве материала для транспонирования рекомендуются несложные аккомпанементы камерно-вокальных произведений. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности.Освоение навыков транспонирования проводится в следующей последовательности: сначала на интервал увеличенной примы, затем на интервал большой или малой секунды. Перемещение нотного текста на хроматический полутон - наименее сложный и наиболее употребительный вид транспонирования, при котором меняются только знаки (ключевые и случайные), нотные же обозначения остаются прежними. При транспонировании на интервалы секунды обозначения на нотном стане не соответствуют реальному звучанию на клавиатуре. И здесь решающую роль приобретает внутренний слух, осознание функциональных связей гармонического сопровождения и т.д. Развитие навыков транспонирования предусматривает постепенное усложнение материала (гармонии, темпа, ритма, фактуры).При транспонировании в классе следует добиваться непрерывности исполнения произведения. Для закрепления навыков необходима самостоятельная работа учащегося.Творческая работа, основанная на анализе и воспроизведении аккомпанементов при чтении нот с листа и транспонировании, развивает умение свободного обращения с нотным текстом и способствует формированию навыка подбора по слуху.