Программа кружка изобразительного искусства «Малый Эрмитаж».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка изобразительного искусства «Малый Эрмитаж».
Автор: Колесникова Светлана Владимировна

С.В.Колесникова С.В., учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 18 г. Нерюнгри, Республика Саха (Я).
Программа кружка изобразительного искусства
Малый Эрмитаж.
Направленность дополнительной образовательной программы –художественно-эстетическая.
Реализуется через занятия внеурочной деятельности.
Заняти внеурочной деятельностью - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьном кружке имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто интересуется искусством и эти занятия являются для них эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков: составление программы с учетом склонностей, запросов и интересов учащихся разного возраста, разнообразный характер деятельности, индивидуальный подход, организация условий творческого процесса.
Актуальность и практическая значимость:
Программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды художественного творчества и способствует реализации главной цели х удожественного образования-формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению знаниями и опытом национального культурного наследия. Тематика и последовательность программы обеспечивают эмоциональные контакты с искусством, художественные знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, способствуют творческой самореализации и являются средством приобщения ребенка к художественной культуре, познанию мира в образной форме.
Цель программы:
-сформировать устойчивый интерес учащих к изобразительному искусству, умения и навыки художественной деятельности, потребность в творческом самовыражении.
Задачи:
Обучающие:
-обучить учащихся теоретическим и практическим знаниям основ рисунка, живописи, композиции; разнообразным формам изображения на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению), выполнению художественных работ в разных техниках, применению разнообразных материалов, в соответствии с творческим замыслом.
Развивающие:
-развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетическое чувство понимания прекрасного, зрительно-образную память, ассоциативное мышление, потребность в самовыражении через творчество.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к искусству , культуру восприятия произведений изоискусства, формировать творческую активность.
Основные принципы программы:
принцип единства восприятия и созидания.
Единство восприятия произведений искусства (в т.ч. музыки и литературы) и собственной творческой практической работы формирует образное художественное мышление детей, создает условия для осознания и переживания темы;
принцип от жизни через искусство к жизни.
Широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности, наблюдение и переживание окружающей реальности, способность осознания своего внутреннего мира обеспечивает связь искусства с жизнью, формирует у ребенка способность выражать свое видение мира на основе освоения опыта художественной культуры;
принцип целостности освоения материала.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала, что обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Развитие художественно-образного мышления – строится на единстве двух основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
-фантазии, т.е. способности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей от 7 лет до 14 лет.
Группы формируются по желанию учащихся. Набор обучающихся свободный. Все дети с разными способностями к изобразительному творчеству и разными навыками и умениями, что требует индивидуального подхода и разноуровневых заданий и обязательно учитывается при проведении занятий.
Тематические планы составлены по принципу постепенного освоения , усложнения материала и логической взаимосвязи.
Первая возрастная группа (7-8 лет),
характеризуется с одной стороны: отсутствием некоторых знаний, законов искусства, практических умений в изображении; с другой стороны желанием научиться, постичь, освоить; дети трудолюбивы и усердны в своих начинаниях. В этой группе требуется более детальное объяснение, показ способов изображения, применение метода индивидуального разъяснения.
Занятия проводятся в школьном кабинете изобразительного искусства, оснащенном необходимой методической базой, учебными пособиями, мультимедиатехникой.
Периодичность занятий – один раз в неделю, длительность занятий – 45 мин.
Учитывая возрастные особенности младших школьников и специфику обучения изобразительному искусству предусмотрены разнообразные формы организации занятий: краткие беседы по теории и истории изобразительного искусства, занятия практической направленности (большая часть обучения), занятия с элементами игры (в соответствии с психологическими особенностями младшего возраста, используются на каждом занятии), , занятия – исследования (эвристической направленности).
Вторая возрастная группа (9-11 лет)
формируется по желанию детей, с учетом их способностей к изобразительному мастерству. В группы входят учащиеся заинтересованные в обучении основам пластических искусств, имеющие базовый уровень по предмету на достаточном и высоком уровне (в соответствии с возрастом), обладающие возможностями творческого проявления.
К психологическим особенностям относятся: способность осознания себя в мире: мышление становится более широким и гибким; умение соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, попытки разобраться в собственных чувствах. В связи с этим меняется принцип приобщения школьников к искусству: обучение знаниям и умениям становится средством постижения духовной стороны искусства, обогащения внутреннего мира ребенка, его самореализация и самовыражения.
Третья возрастная группа (11-13лет)
студии формируется по желанию и способностям учащихся к изобразительному творчеству, успешно освоивших программу первых двух лет обучения. Учащиеся на достаточном уровне владеют знаниями, умениями и навыками по предмету (соответственно возрасту). Способны выполнять творческие задания и представлять свои работы на выставки и конкурсы различного уровня, участвовать в соиальнозначимых акциях.
Форма организации обучения по количеству учащихся – групповая, при необходимости качественной подготовки к конкурсам возможна индивидуальная работа или работа в малых группах (3-5 человек).
По месту проведения – школьная.
Занятия проводятся в школьном кабинете изобразительного искусства, в котором имеются необходимые методические пособия и материалы, мультимедиа- и -аудиотехника, подставки для рисования с натуры и специального освещения; различные художественные материалы для работы в разных художественных техниках.
Формы проведения занятий обусловлены тематическим планированием и включают: теоретический материал (обсуждение тем, основных правил выполнения работы, образцов); творческие мастерские (практической направленности), консультации; из внешкольных форм – домашние самостоятельные работы (наблюдения, поиск материала, чтение специализированной литературы).
Периодичность занятий – два раз в неделю, длительность занятий – 90 мин.
Прогнозируемые результаты.
В результате изучения программы учащиеся
первого года обучения:
- осваивают основы первичных представлений о видах художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;
- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
второго года обучения:
- закрепляют основы представлений о видах художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;
- развивают навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
- приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
- приобретают навыки изображения предметного мира, природы, животных, человека;
- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
Третьего и четвертого года обучения должны
знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта
- основные средства художественной выразительности
- разные художественных материалы, техники и их значении в создании художественного образа
- место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)
уметь:
- пользоваться различными художественными материалами;
- обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, гратография и др.)
- владеть первичными навыками плоского и объемного изображения
-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм
- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах
-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.
Способы проверки ожидаемых результатов:
создание самостоятельных творческих работ (с натуры, по памяти, по воображению) и небольших станковых композиций, на основе теоретических знаний;
подготовка небольших сообщений, устная работа в процессе обсуждения тем, подготовка теоретических материалов, владение терминологией;
проявление знаний теории, сведений из истории изобразительного искусства в импровизированных играх, рассказах о картинах, опросы (проводящиеся в игровых формах: отгадайте кроссворд, задайте вопрос художнику, конкурсы, импровизированные экскурсии).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
участие в оформлении школы к праздникам и тематическим мероприятиям, участие в акциях, конкурсах, фестивалях детского творчества различного уровня;
участие в школьных и городских выставках детского творчества;
№№
Дата
Содержание темы
Цель занятий
Кол-во часов
1 год обучения
Осень в лесу.
Знакомство с детьми, выявление уровня поготовки. Развитие творческих способностей, выразительных средств красок и кисти.
1
Апликация из осенних листьев.
Развитие творческих способностей, организация изображения в заданном формате.
1
Краски неба.
Умение использовать выразительные средства красок.
1
Космос. Рисунок – фантазия.
Развитие творческих способностей, умение использовать выразительные средства красок.
1
Узор в полосе. Растительные формы.
Дать понятие стилизации, ритма, декоративности изображения.
1
Осенняя поляна. Цветы радости. Коллективная работа.
Развитие наблюдательности, творческой фантазии.
1
Натюрморт из овощей и фруктов.
Передача формы предмета, тоновые и цветовые отношения.
2
Цветы радости.
Передача многообразия цветовой палитры.
1
Любимый сказочный герой.
Передача пространства, умение использовать выразительные средства изображения – линия, цвет.
2
Упражнения кистью.
Развитие навыков работы с кистью.
1
Композиция Праздничный салют.
Передача настроения, использование декоративных качеств цвета, разных техник работы с кистью.
1
Игрушки на елку. Бумагоплатиска .
Рациональные способы работы с бумагой, развитие умений работы с бумагой, ножницами. Освоение понятий: симметрия, геометрические фигуры.
1
Хоровод вокруг елки.
Организация композции в круге, развитие наблюдательности.
1
Зимние забавы.
Решение композиционных задач, понятие колорита, холодных цветов.
1
Царство снежной королевы.
Решение композиционных задач, понятие колорита, холодных цветов
1
Портреты сказочны животных.
Знакомстов с жанром портрета, правилами построения головы человека.
1
Эскиз витража (геометрический рисунок).
Знакомство с искусством витража. Понятие симметрии в круге, квадрате.
2
Бумагопластика Цветы.
Развитие техники работы с бумагой, прорезание, скручивание.
1
Зоопарк. Изображение животных.
Развитие навыков рисования карандашом, наблюдательности, закрепление законов перспективы.
1
Композиция Мамины помошники.
Построение предметов интерьера в перспективе.
2
Сказочные птицы. Лепка.
Развитие творческих способностей, выразительных возможностей пластилина.
2
Рисование предмета с натуры.
Знакомство с понятием светотени, передачи объема предмета.
1
Подводные фантазии.
Развитие творческих способностей, организация изображения в заданном формате.
1
Бабочки. Коллаж.
Развитие навыков работы в мешанной технике.
2
Рельеф. Рыбки.
Использоавание выразительных возможностей объемного изображения, цветного пластилина.
1
Подготовка выставки. Выставка работ.
Эстетическое оформление работ. Эмоциональное приобщение к искусству
1
Экскурсия на пленер.
Умение вглядываться в окружающий мир.
1
Итого:
33
2 год обучения
Зарисовки цветов и листьев.
Знакомство с акварельными красками, смешение цветов, дополнительные цвета.
1
Автопортрет Я художник.
Умение видеть и передовать характерные черты человека, развитие наблюдателности.
1
Дары осени. Наброски с натуры овощей и фруктов.
Передача цветового разнообразия, развитие композиционных навыков.
1
Животные. Бумагопластика.
Развитие навыков работы с бумагой.
1
Композиция Родной край.
Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы.
2
Композиция Дождливый день.
Развитие умения работать графическими материалами.
1
Упражнение кистью. Техника по сырому.
Изучение техники работы с кистью и акварельными красками по сырой бумаге.
1
Роспись по дереву.
Изучение приемов рисования по дереву. Знакомство с народными росписями по дереву.
4
Рисунок карандашом детской мягкой игрушки.
Передача светотени, объема предмета.
1
Композиция По страницам истории.
Передача сюжета, замысла, понятие композиционного центра.
2
Зарисовки диких животных.
Выделение характерных особенностей в силуэте животного.
1
Композиция Где живут сказочные герои.
Пердача перспективы в интерьере, характера сказочного персонажа через предметный мир.
2
Лепка. Каменный цветок.
Использоавание выразительных возможностей объемного изображения, цветного пластилина.
1
Волшебник изумрудного города.
Дальнкейшее изучение композиции, свойств красок.
3
Тестопластика Аквариум.
Развитие навыков работы с объемными изображениями.
3
Забавные фигурки (природный материал).
Развитие фантазии, творческих способностей.
1
Ожившие предметы.
Развитие фантазии, творческих способностей.
1
Плакат Дружат дети на планете.
Понятие плаката, образной символики, декоративность и выразительность плаката.
3
Подготовка выставки.
Эстетическое оформление работ
1
Выставка работ.
Эмоциональное приобщение к искусству.
1
Экскурсия на пленер.
Умение вглядываться в окружающий мир.
1
Итого:
33
3-4 год обучения
Рисование с натуры. Осенний букет.
Передача пропорций,богатсва цвета, сложные цвета.
1
Рисование с натуры вазы
Передача объема, законы светотени.
1
Композиция Фея Осени.
Развитие творческих спосбностей, решение композиционных задач.
1
Архитектурные мотивы. Бумага др.материал.
Развитие навыков рабаты с бумагой как пластическим материалом
2
По страницам истории.
Решение композиционных задач, передача сюжета.
3
Зарисовки диких животных.
Развитие наблюдательности, умения видеть и предовать характерные черты животных.
1
Лепка Натюрморт, Декоративный лист.
Развитие навыков работы с объемными изображениями.
2
Дорога, по которой хотелось бы пойти.
Улицы города.
Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы.
2
Славим воинов победителей.
Передача сюжета, замысла, понятие композиционного центра, выразительность цвета.
4
Фантастические животные.
Развитие фантазии, творческих способностей.
1
Рисование с натуры сидящего человека.
Развитие навыков рисование с натуры, предача пропорций фигуры человека.
1
Лепка. Барельеф Жар-птица.
Развитие навыков работы с объемными изображениями.
2
Плакат Мы – за здоровый образ жизни.
Дальнейшее изучение особенностей рисования плаката, образной символики, декоративность и выразительность плаката.
3
Рисование с натуры. Ваза сложной формы.
Развитие навыков рисование с натуры, предача пропорций предмета,объема.
2
Лепка головы человека.
Навыки работы с пластическими материалами, изучение и передача пропорций головы человека.
1
Композиция Солнечный день.
Передача состояния природы выразительными средствами красок.
2
Подготовка выставки.
Эстетическое оформление работ.
1
Выставка работ.
Эмоциональное приобщение к искусству.
1
Экскурсия на пленер.
Умение вглядываться в окружающий мир.
1
Итого:
32