Местоимение
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Местоимение
Автор: Лапонина Наталья Александровна
Урок русского языка
Класс: 3
Тема: Личные местоимения
Формирование УУД:
знают: самостоятельные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и служебные части речи (предлог, союз);
умеют: задавать вопросы, различать и обозначать изученные части речи;
Должны узнать: о местоимении, как о части речи;
Должны научиться: узнавать местоимения и различать среди других частей речи
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении местоимения;
познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;
коммуникативные - доносить информацию до участников образовательного процесса - оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;
личностные - формировать положительное отношение к процессу получения знаний
Оборудование: презентация; учебник Т.Г.Рамзаевой; рабочие листы.
Ход урока
I.Организация класса.
II Актуализация знаний.
Посмотрите внимательно на доску и определите девиз нашего сегодняшнего урока СЛАЙД
Внимательно
Думай
Слушай
Окружающих
Высказывай
Своё мнение
Обобщай
Знания свои и своих друзей
Оценить себя вы сможете с помощью условных знаков СЛАЙД
- Я желаю вам работать на уроке активно, Я хочу, чтобы на листах вы писали аккуратно.
Я думаю, у вас всё получится. Я думаю, вы найдёте путь к новому секрету русского языка.
3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
- Я намеренно допустила речевую ошибку. Поднимите руки те, кто заметил ошибку?
- Обсудите в парах, в чем заключается ошибка. Попробуйте определить тему урока. Что вы знаете о местоимении? Или, может быть, пропустить данную тему?
- Заслушаем ответы. Ошибка? Тема? Цель урока?
– Какие местоимения знаете?– Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей появляются слова-опоры)
Итак, местоимение – это…
Часть речи
(почему?) – это отдельная группа слов. СЛАЙДЫ
– Называет предметы? (нет) Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит
не называет предметы
– Указывает на предметы? (да) Укажите––> я, он, она…
только указывает на предметы
– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)
Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.
– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение на экране, вместо опорных слов) СЛАЙД
II. Словарная работа.
1. - Запоминаете их в течение минуты. СЛАЙД
- Запишите те, которые запомнили.
за.ц
к.рова
м.дведь
п.тух
с.бака
с.рока
в.р.бей
в.рона
л.сица
2. - Сколько слов записали? Проверьте правильность написания. САМОПРОВЕРКА
3. - Дайте общее название этой группе слов. (Животные)
- Ответьте письменно на вопросы: СЛАЙД
1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни?
2). Чем питаются животные?
3). В какое время года могут рождаться детёныши у животных?
- Прочитайте свои тексты. Какую речевую ошибку вы обнаружили?
СЛАЙД
Животные бывают дикими и домашними. Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами. У животных могут выводиться детёныши в любое время года.
- С помощью карандаша отредактируйте текст. СЛАЙД
- Какую часть речи использовали?
ФИЗМИНУТКА
IV. Углубление знаний.
1) Посмотрите на экран, какое задание придумали к этому упражнению
( Вставить личные местоимения)
На берёзе сидел воробей. … чистил свои пёрышки.
На соседнюю ветку села ворона. … громко каркала..
Выглянуло из- за тучи солнце. … осветило землю.
- Молодцы, дети! … хорошо работаете на уроке.
Выполните задание на рабочих листах.
2) ПРОВЕРКА. СЛАЙД
3) Составьте своё предложение с личным местоимением, запишите на листе.
Прочитайте предложения.
ПОЧЕМУ МЕСТОИМЕНИЯ НАЗЫВАЮТ ЛИЧНЫМИ?
( личный - принадлежащий какому- нибудь лицу лично)
4) Четвёртое – лишнее. СЛАЙД
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
5) . Если я называю личные местоимения, то - топаете, а если нет, то хлопаете.
Я, весь, вам, всякий, мы, ты, каждый, вы, его самый, он, сам, вас, она, их, иной, оно, любой, меня, они.
Что объединяет все эти слова?
Игра Открой секрет. СЛАЙД
- Какой секрет в этом упражнении? Задание на зелёном фоне – более лёгкое, на красном – более трудное. Выберите, какое задание вы будете выполнять и приступайте.
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий.
Самопроверка. СЛАЙД
-Чем отличаются местоимения? Какой вывод можно сделать
Местоимения изменились, значит, они могут изменяться
VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
1. Тест. СЛАЙДЫ
1). Найди лишнее:
я ты как она
2). Найди признак личного местоимения:
Называет предмет
Указывает на предмет, не называя его
Указывает на действие предмета
Служит для связи слов в предложении
3). Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
Сказуемым
Подлежащим
Определением
Дополнением
4).Сосчитай количество местоимений:
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
2.Самопроверка теста. СЛАЙД
VII. Рефлексия. СЛАЙД
Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах, довольны ли вы своей работой. Для ответа используйте карточки с местоимениями
Я - продуктивно работал самостоятельно;
МЫ - работал при помощи учителя
VIII. Итог. Выставление оценок.
Мне понравилась ваша работа на уроке. Вы были активны, внимательны, высказывали своё мнение. Наш девиз помог в работе. Вы достойны звания
Знаток местоимённых наук Вы себя оценили, а я вас оценю, проверив рабочие листы.
МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ЧАЩЕ ЗВУЧАЛО СЛОВО МЫ