"Это удивительная бумага"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Это удивительная бумага"
Автор: Пушкова Надежда Салихьяновна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №3 комбинированного вида»КОНСПЕКТпознавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группыТема: «Эта удивительная бумага» Подготовила и провела: воспитатель Пушкова Н. А. г. Петропавловск-Камчатский2017 г.Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о свойствах и качествах бумаги. Задачи:Образовательная:
  • Дать детям первоначальные знания об изобретении бумаги.
  • Учить определять на ощупь качества бумаги (толщину, гладкость, прочность).
  • Знакомить с техникой рисования на наждачной бумаге восковыми мелками.
  • Развивающая:
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства бумаги (наждачная, шероховатая).
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память.Развивать мелкую моторику и творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать бережное отношение к использованию бумаги.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать индивидуально и в коллективе. Воспитывать аккуратность.
  • Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Предварительная работа:рассматривание разного вида бумаги, беседа о свойствах и разновидностях бумаги, различные опыты с бумагой, занятия по изобразительной и конструктивной деятельности, чтение художественной литературы, загадывание загадок о бумаге. Дидактическая игра «На что это похоже?»Методы и приёмы: наглядные,  словесные (беседа, вопросы), игровые, практические (опыты).Материалы и оборудование:Разные виды бумаги: писчая, чертёжная, бумага для печати, впитывающая, цветная, бархатная, гофрированная, наждачная, пергамент, калька, копировальная, фотографическая, упаковочная. Презентация, бумажные цветы кувшинки, емкость с водой, поднос с различными видами бумаги на каждого ребенка, баночка с растительным маслом, ватная палочка, деревянные брусочки, восковые мелки.Ход занятия:В.: - Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………Привет!- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой………Привет!- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы………..Привет!- При встрече взрослых говорим все дружно громко …….Здравствуйте! (развернуться к гостям)В.: Ребята, посмотрите какой красивый сундучок.Как вы думаете, он пустой или в нем, что - то лежит? (ответы детей)А хотите узнать? -----да.Настя, подойди, пожалуйста, и определи, на ощупь что в нем находится? ----- бумага.Ты думаешь бумага? Хорошо. Дима, попробуй ты определить, что же в сундучке? ---------бумага.Правильно бумага (воспитатель достает и всем детям показывает)Бумага – это один из самых известных материалов. Куда бы вы не обратили свое внимание, скорее всего вы везде можете увидеть бумагу.Как вы думаете, а для чего человеку нужна бумага?Игра «Для чего нужна бумага?» ( дети у доски называют и нажимают на картинку)Д.:  Для изготовления бумажной посуды; для письма и печати; для изготовления книг, тетрадей, журналов, газет, альбомов; для изготовления из цветной бумаги различные поделки, оригами; для строительства - обои; для фантиков, коробок, для упаковок покупок; для изготовления салфеток, бумажных полотенец, носовых платков, туалетной бумаги; для производства денег; для билетов, чеков, для разной выпечки. В.: Правильно. Бумага – это и носитель информации, и упаковочный материал, и средство гигиены, строительный материал, а также платежное средство, и многое, многое другое.Трудно представить, что было бы, если бы не было бумаги! А как вы думаете, что было бы, если бумаги не было? - (ответы детей) В.: А вы знаете, как появилась бумага? – (Ответы детей) Хотите узнать? Ребята, я вам хочу рассказать историю бумаги Презентация «Как появилась бумага»В древние времена, когда не было бумаги, люди писали на камнях, на глиняных плитках, на березовой коре – бересте, на коже животных. Но камни и глиняные плитки были тяжелыми, береста ломалась, а шкура рвалась, и были неудобными для письма. Шли, годы и в Китае бумага была изобретена китайским ученным по имени Цай Лунь. Бумагу делали в ручную из шелковичного дерева или бамбука.Сейчас бумагу изготавливают бумагоделательные машины из дерева. Измельчают в щепки, варят, одни валики отжимают воду, другие высушивают бумагу, третьи полируют и наматывают в огромный рулон. Такие машины производят до 1 км бумаги в секунду. В.: Проверим, как внимательно вы смотрели и слушали рассказ.1. Что люди использовали для письма до появления бумаги? 2. Где впервые появилась бумага? 3. Где сейчас изготавливают бумагу?4. Из чего делают бумагу?В.: Молодцы ребята, все были очень внимательны и правильно ответили на все мои вопросы.В.: Ребята, я вас приглашаю посетить выставку бумаги (дети встали вокруг стола) В.: Какие виды бумаги вы узнаете?Д.: Гофрированная, копировальная, бархатная, пергамент, калька, цветная, альбомная, тетрадная, упаковочная, газетная, картон, фотографическая.В.: Ребята, я вас хочу, познакомить ещё с одним видом бумаги она называется - наждачная бумага (раздаю детям бумагу). Давайте повторим «наждачная». Кто – нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Интересно, почему же её так назвали? (ответы детей). Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать? (выслушиваю ответы детей).Наждачная бумага называется так из - за своей шероховатости. Она покрыта специальным алмазным напылением. Посмотрите есть бумага с крупной крошкой для грубой обработки дерева, метала, стекла, пластмасса. А есть с мелкой крошкой. Как вы думаете для чего? (ответы детей)В.: Правильно для более гладкой обработки предметов. В.: А сейчас ребята, давайте тихонько пройдем в тайную комнату. Вам нужно будет, как настоящим экспертам на ощупь определить и вынуть ту бумагу, которая изображена на значках (дети подходят и определяют бумагу на ощупь, и называют её)В.: Ребята, вы как настоящие эксперты все правильно и быстро нашли нужную для вас бумагу. В.: А теперь я приглашаю вас пройти в лабораторию и провести несколько опытов с бумагой. Вам нужно занять свое рабочее место в соответствии своей бумаги, которую вы нашли в тайной комнате (дети проходят и садятся за столы поставленные вместе)В.: Антон, назови, пожалуйста, какие предметы находятся у тебя на подносе. А мы ребята внимательно слушаем и проверяем, всё ли правильно он назовет (разные виды бумаг, тарелочка с водой, бумажные цветы, ватная палочка, колбочка с растительным маслом, наждачная бумага двух видов, деревянный брусок).У вас на столах лежат листы исследования. Вам нужно самостоятельно провести опыты с бумагой и отметить в листах исследования свойства бумаги.(дети самостоятельно проводят опыты с бумагой)В.: Ребята все справились с заданием? ---да.Тогда давайте проверять вместе со мной (на доске выставляются значки. Дети по очереди называют свойства бумаги, воспитатель отмечает на доске) 1. Бумага рвется.2.Бумага мнется.3. Бумага боится воды.4. При смятии бумага издаёт звук.5. Бумага впитывает масло.В.: Правильно ребята, молодцы. А какие вы знаете ещё свойства бумаги?Дети: бумага хорошо горит, не имеет запаха, на ней хорошо рисовать, её можно склеить, в неё можно заворачивать и т. д. (значки добавляются)В.: Правильно ребята, молодцы. Но я вам хочу предложить сейчас проверить свойство наждачной бумаги. Действительно ли она делает предметы гладкими или нет. Для этого опыта нам понадобится наждачная бумага с крупной крошкой и деревянный брусок. Давайте наденем перчатки и попробуем зачистить брусок наждачной бумагой. Антон, что у нас получилось? Антон: мы зачистили поверхность бруска от шершавости.В.: Все согласны?-------да. У всех получилось? --------да. А для чего нам нужна наждачная бумага с мелкой крошкой?Д.: Для более гладкой обработки дерева. В.: Все так думают? -----да. Тогда давайте попробуем.Что у нас получилось?Д.: Брусок стал гладким, красивым.В.: Правильно, делаем вывод.Д.: С помощью наждачной бумаги можно зачистить предметы (ставим значок). В.: Молодцы ребята. В.: Ребята, сколько много интересного мы с вами узнали о бумаге. Но, я вам хочу открыть ещё один секрет наждачной бумаги. На ней можно рисовать. Хотите узнать как? ---да. Тогда я вас приглашаю в художественную мастерскую.(дети проходят и становятся возле мольбертов)В.: Рисовать на наждачной бумаге лучше восковыми мелками. Рисунки получаются яркими и необычными ( обращаю внимание на образцы рисунков). Рисовать можно все что хочешь. Но у наждачной бумаги есть один секрет, чтобы рисунок не размазывался, начинать лучше рисовать сверху вниз. В.: Перед рисованием разомнём наши пальчики.Пальчиковая гимнастика:Восковой мелок катаем,И ладошки разминаем.Мы стараемся, катаем,Дружно с ним мы играем.Не дадим ему скучать. Будем мы им рисовать.Самостоятельная работа детей под музыку (все рисунки выставляются на один мольберт)В.: Какие необычные рисунки у вас получились! Все разные, красочные и необычные. Вам понравилось так рисовать?Итог занятия:- Что интересного и нового вы узнали сегодня о бумаге?- Что вам понравилось делать больше всего?- Нужно ли человеку беречь бумагу и почему?- Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге, ее производстве и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете, бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.- Вы сегодня работали вместе очень дружно, внимательно слушали друг друга, были наблюдательными.