Профессионал, как субъект профессиональной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионал, как субъект профессиональной деятельности
Автор: Ларина Галина Анатольевна

Профессионал, как субъект профессиональной деятельностиВ настоящее время социально-экономическая ситуация становится всё динамичнее. Кардинально изменился рынок труда. Постоянно идет поиск и отбор высококвалифицированных специалистов. Развитие экономики обусловило необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Системообразующим фактором психологии профессий является взаимодействие личности с профессией: выбор, качество освоения, содержание деятельности, восхождение к вершинам профессионализма, профессиональное становление.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.Профессионал как субъект деятельности, развивается и формируется в результате активности человека в профессиональной деятельности, потребности в ней. Профессиональная активность личности рассматривается как единица психологического анализа профессионального становления. Все чаще проблема развития человека как субъекта профессиональной деятельности рассматривается сквозь призму активности, реализации в профессии целостной индивидуальности субъекта, которая понимается в психологии как авторство собственной жизни. Изучение индивидуальности как субъекта деятельности, «своими действиями создающего свою индивидуальность».Идея целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли в основу концепции Л.М. Митиной, в которой фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития, по мнению автора, являются интегральные характеристики личности: направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость. Сказанное имеет отношение и к такому важному этапу профессионального развития как учебно-профессиональная деятельность, в которой учебная деятельность осуществляется с ориентацией на приобретение той или иной профессии.На стадии профессиональной подготовки в учебном заведении идет усвоение профессиональных знаний и умений, формирование рациональных приемов учебной работы, что предполагает активную познавательную деятельность студентов. От того, как будущий специалист «пройдет» эту стадию, с какими психологическими новообразованиями выйдет из нее, зависит дальнейшая профессионализация личности.В процессе овладения профессиональной деятельностью формируются профессионально - важные качества специалиста, определяющие его профессиональную пригодность. Наиболее важные профессиональные качества: а) устойчивая профессиональная направленность (мотив как выражение потребностей, желаний и интересов человека к своей профессии, подтверждающихся постоянным стремлением к самосовершенствованию); б) глубокие общетеоретические знания, навыки и умения; в) адекватный уровень развития профессионально важных психических процессов, обеспечивающих успешность профессионального обучения и деятельности; г) эмоциональная устойчивость, т.е. способность к сохранению высокоэффективной деятельности в условиях опасности, аварийных ситуаций, дефицита времени и информации, воздействия экстремальных факторов обстановки.Профессиональное становление - это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.Э. Ф. Зеер выделяет четыре стадии профессионального становления. К первой относится формирование профессиональных навыков. Следующей стадией является обучение в профессиональном учебном заведении. На этой стадии сформируются такие свойства и качества личности, которые обуславливают успешное выполнение профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества. После окончания учебного заведения наступает стадия профессионализма. И, наконец, стадия мастерства. Каждая стадия сопровождается определенными психологическими новообразованиями. Таким образом, профессиональное становление личности - это целостный, перманентный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой деятельности.На стадии профессиональной подготовки в учебном заведении идет усвоение профессиональных знаний и умений, формирование рациональных приемов учебной работы, что предполагает активную познавательную деятельность студентов. От того, как будущий специалист «пройдет» эту стадию, с какими психологическими новообразованиями выйдет из нее, зависит дальнейшая профессионализация личности. В процессе профессиональной подготовки многие студенты переживают разочарование в будущей профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, падает интерес к учебе, появляются сомнения в правильности профессионального выбора. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин, как правило, снижает неудовлетворенность выполняемой учебно-профессиональной деятельностью и переживание несовпадения действительности с ожиданиями.Учебное заведение не выполнит своих задач по подготовке будущего специалиста, если у студентов не будет сформирована профессиональная направленность личности, т.е. устремление применить свои знания, способности в области выбранной профессии. Направленность играет ведущую роль в структуре личности. От направленности личности зависят свойства характера и даже развитие способностей. Особое место учебно-профессиональная деятельность предъявляет к интеллектуальным характеристикам студентов. В процессе овладения профессиональной деятельностью наряду с общими структурами интеллекта особое значение приобретают его специфические особенности к профессиональной деятельности.Сегодня актуально готовить всесторонне развитую личность и одновременно носителя социальных функций, исполнение которых способствует развитию жизнедеятельности общественного организма. Выполнение этой задачи возможно лишь при создании реального единого образовательного пространства, общая цель и задачи которого конкретизируются в основных звеньях данной системы в зависимости от этапов становления личности. Достижение целей требует поступательного и целостного процесса непрерывного образования.Литература1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь,Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.,1999. 538 с.2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становленияличности// Психологический журнал. 1997. № 6. с.35 – 44.3. Гегель. Энциклопедия философских наук. Научная логика. М.,1974. 574 с.Электронный источник: